Решение от 19.09.2022 по делу № 2-326/2022 (2-4885/2021;) от 02.11.2021

УИД    29RS0018-01-2021-007138-75

Дело № 2-326/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска в интересах Ерофеевой Екатерины Александровны к Государственному учреждению – Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить протезом <данные изъяты>,

установил:

заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд в интересах Ерофеевой Екатерины Александровны с иском к Государственному учреждению – Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации – <данные изъяты> с техническими характеристиками, указанными в заключении медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи ООО «Архангельское протезно-ортопедическое предприятие» от 10.02.2021, за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В обоснование иска указано, что Ерофеева Е.А. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации определена нуждаемость в протезе <данные изъяты>. С заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации в отделение Фонда Ерофеева Е.А. обратилась 17.02.2021, 22.10.2021 ей выдано направление на протезирование. Поскольку наиболее полная компенсация утраченных функций организма и достижение максимального реабилитационного эффекта Ерофеевой Е.А. возможны только при обеспечении ее протезом <данные изъяты>, рекомендованного ООО «Архангельское протезно-ортопедическое предприятие» от 10.02.2021, то на отделении Фонда лежит обязанность по обеспечению Ерофеевой Е.А. протезом плеча модульного с внешним источником энергии с техническими характеристиками, указанными в заключении медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи ООО «Архангельское протезно-ортопедическое предприятие» от 10.02.2021. Должностные лица отделения Фонда достаточных мер по обеспечению Ерофеевой Е.А. необходимым ей протезом <данные изъяты> не приняли, при проведении закупочных процедур не учтены ее индивидуальные особенности.

В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены с учетом позиции истца, заместитель прокурора города просил обязать Государственное учреждение – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Ерофееву Е.А. протезом <данные изъяты> со следующими техническими характеристиками: <данные изъяты>.

Истец Ерофеева Е.А. представила заявление, в котором уточненные исковые требования поддержала.

Помощник прокурора г.Архангельска Чарошникова Н.А. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала.

Представитель истца Савинский С.В. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Фирсов Д.Н. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ООО «Архангельское протезно-ортопедическое предприятие» Никулин В.С. уточненные исковые требования поддержал.

Третье лицо ФКУ «ГБ – МСЭ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу», ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, извещенные о рассмотрении дела, в суд своих представителей не направили.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 9, 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В пункте 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с п. 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, протезы и ортезы, относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Судом установлено, что Ерофеева Е.А. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно с 2010 года по последствиям автодорожной травмы от 13.06.1999 и последующего оперативного лечения <данные изъяты>.

Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №1072.4.29/2020 от 13.10.2020, разработанной ФКУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области и НАО», определена нуждаемость в протезе плеча модульного с внешним источником энергии с 12.10.2020 до 01.11.2023.

17.02.2021 Ерофеева Е.А. обратилась в отделение фонда с заявлением об обеспечении данным техническим средством реабилитации, с указанием конкретных технических характеристик, указанных в заключении медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи ООО «Архангельское протезно-ортопедическое предприятие» от 10.02.2021.

Письмами от 25.02.2020 и 05.04.2021 истец была проинформирована и предложено представить ряд документов: анкету, копию медицинской справки об отсутствии противопоказаний к протезированию, рентгеновские снимки и их описание, выписку из амбулаторной карты для направления их в ФГБУ «Федеральное бюро МСЭ» Минтруда России.

Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 05.07.2021 требования Ерофеевой Е.А. были удовлетворены, признано незаконным бездействие отделения Фонда в части не направления в адрес истца совместно с уведомлением о постановке на учет информации о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки, размещения извещения о закупке технического средства реабилитации.

22.10.2021 отделением Фонда заключен государственный контракт №589 на закупку работ по изготовлению протеза <данные изъяты>. Ерофеевой Е.А. выдано направление на протезирование.

В конкурсной документации по закупке указаны следующие технические характеристики: <данные изъяты>

Не согласившись с предложенным техническим средством реабилитации, Ерофеева Е.А. обратилась с жалобой в прокуратуру.

Для разрешения вопроса о технических характеристиках необходимого истцу протеза была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено ФГБУ Федеральное бюро МСЭ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с экспертным заключением от 12.08.2022 № 24/2022 ФГБУ Федеральное бюро МСЭ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации имеются медицинские показания и отсутствуют медицинские противопоказания для обеспечения Ерофеевой Е.А. протезом <данные изъяты>

В заключении судебной экспертизы также указано, что протез <данные изъяты> с функциональными и техническими характеристикам, указанными в государственном контракте №589 от 22.10.2021 может обеспечивать частичную компенсацию ограничений основных категорий жизнедеятельности Ерофеевой Е.А, как и другие протезы данного вида. В настоящее время не существует технических средств реабилитации в виде протезов, которые обеспечивают полную компенсацию ограничений основных категорий жизнедеятельности.

При разрешении заявленного иска суд учитывает следующее.

Одним из основных начал гражданского законодательства в силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации является то, что граждане приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе. В соответствии с общими положениями ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы. По смыслу указанных правовых норм, а также в силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.

Ответчиком необходимость обеспечения Ерофеевой Е.А. техническим средством реабилитации не оспаривается.

Обращаясь в суд с настоящим иском, заместитель прокурора города Архангельска указал, что должностные лица Фонда достаточных мер по обеспечению Ерофеевой Е.А. необходимым ей протезом <данные изъяты> не приняли, при проведении закупочных работ не учтены ее индивидуальные особенности.

При этом не указано, в чем именно заключается недостаточность принятых должностными лицами мер.

Доводы иска о том, что при заключении государственного контракта на изготовление протеза для Ерофеевой Е.А. ответчиком изначально должны указываться конкретные технические характеристики изготовляемого протеза отклоняются судом.

По смыслу части 1 статьи 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Закона № 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Закон № 181-ФЗ).

Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения. Предоставляемое уполномоченным органом техническое средство реабилитации должно соответствовать индивидуальной программе реабилитации.

В индивидуальной программе реабилитации инвалида Ерофеевой Е.А. указан только вид протеза, без указания технических характеристик протеза <данные изъяты>. Указаний на какие-либо дополнительные функции протеза в индивидуальной программе реабилитации не содержится, каких-либо изменений в программу реабилитации не вносилось.

Заключением судебной экспертизы не установлено каких-либо нарушений Фонда при формировании технического задания и заключении контракта, в связи с чем у Ерофеевой Е.А. отсутствовали основания для отказа от протезирования.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено незаконных действий Фонда, нарушающих права Ерофеевой Е.А. на обеспечение протезом <данные изъяты>, обеспечение ее таким средством осуществлялось в соответствии с программой реабилитации, применение конкретного решения технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи и указанных в нем характеристик, на чем в своем заявлении настаивал истец, не является обязательным, законом не предусмотрена возможность судебной защиты предполагаемого в будущем нарушения права, то суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Как следует из части 1 статьи 102 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе полностью или частично в иске лицу, обратившемуся в суд в предусмотренных законом случаях с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов истца, ответчику возмещаются за счет средств соответствующего бюджета понесенные им издержки, связанные с рассмотрением дела, полностью или пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой истцу отказано.

В соответствии с частями первой и четвертой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку в настоящем деле в суд с исковым заявлением в интересах Ерофеевой Е.А. в предусмотренном законом случае обратился прокурор, то при отказе в иске понесенные судебные издержки возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, расходы по проведению судебной экспертизы в размере 37630 рублей подлежат возмещению ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации расходов за счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 37630 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

░░░ , ░░░ , ░░░ ░░ ░. ░░░░░░ (░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░/░ ), ░░░ ░░░ , ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░//░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░) , ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) , ░░░░ , ░░░░ , ░░░░░ , ░░░░░ , ░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░░

2-326/2022 (2-4885/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ерофеева Екатерина Александровна
Прокурор города Архангельска
Ответчики
Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Другие
ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Минтруда и соцзащиты РФ
Никулин Валерий Сергеевич
Сорокина Яна Николаевна
ООО "Архангельское протезно-ортопедическое предприятие"
Яшков Михаил Александрович
САВИНСКИЙ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и НАО"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Валькова И.А.
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
02.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2021Передача материалов судье
02.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.12.2021Предварительное судебное заседание
24.12.2021Предварительное судебное заседание
19.01.2022Предварительное судебное заседание
28.01.2022Предварительное судебное заседание
28.01.2022Предварительное судебное заседание
19.09.2022Производство по делу возобновлено
19.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее