дело №2-4748/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2015 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Хайбуллиной И. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Епифановой О.А., Поздеева М.А. о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Епифанова О.А. и Поздеев М.А. в порядке главы 25 ГПК РФ обратились в суд и просили признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении Епифановой О.А. и Поздееву М.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, содержащийся в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа исх. № № от 10 марта 2015 года. Возложить обязанность на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенное препятствие в осуществлении прав путем рассмотрения заявления Епифановой О.А. и Поздеева М.А. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, принять в установленном порядке решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату и направить в адрес Епифановой О.А. и Поздеева М.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование требований указано, что Епифанова О.А. и Поздеев М.А. обратились в Администрацию городского округа г.Уфа 12 февраля 2015 г. с заявлением о предоставлении им в собственность (за плату) путем выкупа земельного участка (находящегося в муниципальной собственности городского округа город Уфа), площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер №, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие истцам на праве собственности на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ.
На заявление был получен ответ от Администрации городского округа город Уфа РБ в виде его структурного подразделения – Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ – за № № от 10.03.2015 г., согласно которому заявителям отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность со ссылкой на тот факт, что указанный земельный участок расположен в границах красных линий и входит перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Считая ответ незаконным, заявители обратились в суд с указанным заявлением.
В судебное заседание заявители не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в суд не сообщили. Суд в силу ст. 167, 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В случае, предусмотренном законом, граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.46 ГПК РФ).
Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что Поздеев М.А. является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> литеры <данные изъяты>, общей площадью жилых помещений <данные изъяты> кв.м. на основании договора дарения от 04 июля 2007 года. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 04 сентября 2007 года.
Поздеева О.А., после регистрации брака 26 апреля 2013 года Епифанова О.А., является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью жилых помещений <данные изъяты> кв.м. на основании договора дарения от 04 июля 2007 года. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 04 сентября 2007 года.
Поздеев М.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> литеры <данные изъяты> на основании договора дарения от 10 мая 2011 года. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 30 июня 2007 года.
Поздеев М.А. и Епифанова О.А. (ранее Поздеева О.А.) обратились на имя главы Администрации городского округа город Уфа РБ с заявлением 12 февраля 2015 года о предоставлении им в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
На заявление был получен ответ из Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ – за № № от 10.03.2015 г., согласно которому заявителям отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность поскольку, указанный земельный участок расположен в границах красных линий и входит перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Поскольку заявление о предоставлении в собственность земельного участка заявителями было подано до 01 марта 2015 года, то суд считает необходимым применить нормы Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36 часть 1), условия и порядок пользования которой определяется на основе федерального закона (статья 36 часть 3).
Таким федеральным законом является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации, регламентирующий отношения по использованию и по охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Со дня введения в действие Земельного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 2 статьи 20.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса (ст.35 ЗК РФ).
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции действовавшей на момент подачи заявления заявителями до 01 марта 2015 года, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами скверами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая заявителям в предоставлении земельного участка в собственность заявителям, должностное лицо Администрации ГО город Уфа РБ сослался на приведенные выше нормы закона.
Между тем, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий и в соответствии с земельным законодательством не может быть предоставлен в собственность, Администрацией ГО город Уфа РБ и Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО город Уфа РБ в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлено.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован как объект недвижимости и как указано в кадастровом паспорте разрешенное его использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В силу п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Также в оспариваемом ответе имеется ссылка на то, что спорный земельный участок находится в перечне земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в соответствии с Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28.01.2015 N 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд».
В силу пп. 13 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте, а абз. 1 п. 4 ст. 28 ЗК РФ допускает возможность отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случае резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Однако пункт 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке. В данном же случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается.
Исходя из изложенного выше, принимая во внимание, что жилые дома расположены на земельном участке, предназначенном для обслуживания индивидуальных жилых домов, принадлежащих на праве собственности заявителям, земельный участок предоставлялся до принятия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 41/6 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа для муниципальных нужд», что подтверждается договором аренды № № от 07 мая 2008 года, заключенным с предыдущим собственником жилых домов Поздеевым А.М., то у Администрации ГО город Уфа РБ отсутствовали основания для отказа в передаче заявителям спорного земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке установленном ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Каких либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе, и то, что земельный участок является ограниченным в обороте.
Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке № от 25 марта 2014 года, в которой ограничения (обременения права), за исключением сведений о регистрации договора аренды испрашиваемого земельного участка в пользу Поздеева А.М. и публичного сервитута, не зарегистрированы.
Учитывая, что ограничения прав на землю в установленном порядке не зарегистрированы, у Администрации городского округа г. Уфа РБ не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления заявителей.
Суд приходит к выводу о необоснованности отказа заявителям в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, так как каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое решение органа местного самоуправления, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, нарушает право заявителей на получение земельного участка в собственность, а также не соответствует закону – Земельному кодексу РФ, суд удовлетворяет заявление о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения в полном объеме.
Суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенное препятствие в осуществлении прав путем рассмотрения заявления Поздеева М.А. и Епифановой О.М. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, принять в установленном порядке решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату и направить в адрес Поздеева М.А. и Епифановой О.М. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № в равных долях.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление Епифановой О.А., Поздеева М.А. о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении Епифановой О.А. и Поздееву М.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, содержащийся в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. № № от 10 марта 2015 года.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенное препятствие в осуществлении прав путем рассмотрения заявления Епифановой О.А., Поздееву М.А. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> собственность за плату, принять в установленном порядке решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> собственность за плату в равных долях Епифановой О.А. и Поздееву М.А. и направить в адрес Епифановой О.А. и Поздееву М.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 12 мая 2015 года.
Судья подпись А.В. Идрисова