№2а-46/22
32RS0021-01-2021-002646-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2022 года г.Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гусейновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Сухаревой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Кондратенко Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданному в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги местного значения с последующей регистрацией права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Новозыбковский межрайонный прокурор обратился с административным иском к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования, расположенной по пер.Людковскому в г.Новозыбкове Брянской области, протяженностью 200 метров, с последующей регистрацией права собственности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории г.Новозыбкова законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога, расположенная по пер.Людковскому в г.Новозыбкове Брянской области, протяженностью 200 метров, является автомобильной дорогой местного значения и включена в реестр муниципального имущества. При этом на государственном кадастровом учете она не состоит, никаких мер, направленных на регистрацию права собственности на указанное имущество, администрацией города не предпринимается, в то время как именно на административного ответчика возлагается обязанность по ее учету, поддержанию в надлежащем состоянии, обеспечению безопасного дорожного движения для неопределенного круга лиц. Указанное бездействие способствует созданию опасности для здоровья населения, поскольку приведение транспортной инфраструктуры в надлежащее состояние без учета и регистрации права собственности на автомобильные дороги невозможно, ненадлежащее состояние дорог снижает мобильность экстренных служб и затрудняет их деятельность. Таким образом, бездействие Новозыбковской городской администрации по постановке на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права собственности на автомобильную дорогу местного значения нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.
Просил признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и по оформлению права собственности на автомобильную дорогу, расположенную по пер.Людковскому в г.Новозыбкове Брянской области, протяженностью 200 метров; возложить на административного ответчика обязанность совершить предусмотренные ФЗ от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке указанной автомобильной дороги общего пользования на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры Кондратенко Д.И. заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Новозыбковской городской администрации Брянской области – Кабова И.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о рассмотрении административного дела без их участия, заявленные требования не признает, просит отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что бюджетом Новозыбковского городского округа на 2022 год не предусмотрены расходы, необходимые для постановки указанной автомобильной дороги на кадастровый учет и регистрацию права собственности на неё. При этом указала, что в случае удовлетворения рассматриваемых требований просит установить для исполнения решения суда годичный срок со дня его вступления в законную силу.
Представители заинтересованных лиц – Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Брянской области, МКП «Благоустройство», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом на основании положений ст. 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление межрайонного прокурора подано в пределах его полномочий, предусмотренных ст.39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.
Как указано в приказе Минтранса России от 20 мая 2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Из пункта 6 статьи 10 Устава муниципального образования «Новозыбковский городской округ Брянской области» (л.д. 36-38) следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, входит в предмет ведения Новозыбковского городского округа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Новозыбковской межрайонной прокуратурой на основании указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации была проведена проверка исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности на территории г.Новозыбкова Брянской области, в результате которой было установлено, что административным ответчиком не предпринимается мер, направленных на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу местного значения, расположенную по пер.Людковскому в г.Новозыбкове Брянской области, протяженностью 200 метров.
Согласно сведениям Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Брянской области, автомобильная дорога по пер.Людковскому г. Новозыбкова, протяженностью 200 м, включена в перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования.
Указанная автомобильная дорога находится в пределах муниципального образования, находится в муниципальной казне и на праве оперативного управления закреплена за МКП «Благоустройство», что подтверждается информацией, предоставленной как указанным муниципальным казенным предприятием, так и административным ответчиком. Однако, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано, на кадастровом учете она не состоит.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о данном объекте в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно сведениям Управления имущественных отношений Брянской области, указанная автомобильная дорога в реестре государственного имущества Брянской области не значится.
По данным Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (Росимущество), указанная автомобильная дорога в реестре федерального имущества отсутствует.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика, в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки автомобильной дороги на кадастровый учет с последующей регистрацией права муниципальной собственности.
Бездействие администрации города по постановке автомобильной дороги на кадастровый учет и регистрации права собственности на нее представителем административного ответчика не оспаривается.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную выше автомобильную дорогу, включающую в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенной для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, препятствиям к осуществлению контроля за техническим состоянием дороги, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их интересов путем предупреждения возникающих в связи с ненадлежащим состоянием дорог дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования Новозыбковского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования на текущий год денежных средств на соответствующие расходы не являются основанием для отказа в иске.
Вместе с тем, учитывая объем мероприятий, проведение которых требуется для документирования, постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект, суд полагает возможным установить для исполнения решения годичный срок со дня его вступления в законную силу, находя такой срок разумным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданное в порядке ст.39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильной дороги местного значения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования протяженностью 200 метров, расположенную по пер.Людковскому в г.Новозыбкове Брянской области, обязав Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области в течение года со дня вступления решения суда в законную силу совершить предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке указанного объекта на кадастровый учет и регистрации права собственности на него, о чем незамедлительно уведомить прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.И. Гусейнова
Мотивированное решение суда изготовлено 09.02.2022 года.