Дело № 33-4679/2024 Докладчик Глебова С.В.
Суд I инстанции дело № 2-783/2024 Судья Филинов Е.А.
УИД 33RS0015-01-2023-003103-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никулина П.Н.
судей Глебовой С.В., Огудиной Л.В.
при секретаре Ратникове А.А.
с участием прокурора Ефимовой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 05 декабря 2024 г. дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Владимирской области на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15 мая 2024 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Петушинского района в интересах Кудасовой Дарьи Алексеевны ****) удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу Кудасовой Дарьи Алексеевны компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В удовлетворении требований к ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» отказать.
Заслушав доклад судьи Глебовой С.В., пояснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области - Ярославцевой Т.В., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя истца прокурора Ефимовой Т.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петушинского района обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Кудасовой Д.А., **** рождения, с иском к Министерству здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. за несвоевременное обеспечение необходимым лекарственным препаратом.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной проверки выявлено необеспечение лекарственным препаратом «****» Кудасовой Д.А., имеющей **** группу инвалидности, являющейся ****.
Прокурор Парипа А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель истца Кудасовой Д.А. - Кудасова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что Кудасова Д.А. имеет **** группу инвалидности, ****. Лекарственный препарат «****» является одним из основных в лечении и принимается Кудасовой Д.А. с 2018 г. Без приема данного препарата у Кудасовой Д.А. возникали ****.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» - Симакин А.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг и сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимекс» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указав на отсутствие в реестре рецептов сведений о выписке Кудасовой Д.А. и предъявлении спорного рецепта.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 102-105).
С решением не согласился ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что при вынесении решения судом не были исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, не всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Принимая решение по делу, суд исходил из того, что отсутствие своевременного обеспечения необходимым лекарственным препаратом нарушило право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, поставило под угрозу жизнь и здоровье истца, являющегося инвалидом, полагал, что в этом случае Кудасовой Д.А. причинены нравственные страдания. При этом, суд не привел никаких мотивов в отношении определенной к взысканию с Министерства здравоохранения Владимирской области компенсации морального вреда. В нарушение норм материального права судом не приведены конкретные доказательства в обоснование доводов присужденной к взысканию компенсации морального вреда. Судом не установлено, что нравственные страдания Кудасова Д.А. испытывала в результате преступных умышленных действий Министерства здравоохранения Владимирской области, тогда как обязательным условием наступления ответственности за причинение морального вреда является наличие вины в причинении вреда противоправным деянием (действием или бездействием). Судом неправильно определена ответственность ГБУЗ ВО «Петушинская РБ» за организацию медицинской помощи и льготное лекарственное обеспечение, не дана оценка действиям либо бездействию медицинской организации по льготному лекарственному обеспечению истца. Указано на применение судом норм Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который утратил силу с 01.01.2023 (л.д. 115-120).
Истец Кудасова Д.А., представитель ответчика ГБУЗ ВО Петушинская районная больница», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимэкс», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 113, 117 ГПК РФ (л.д. 162-170), ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Подпунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно частям 1, 2 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно указанному Перечню ****, при амбулаторном лечении подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными средствами.
Постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.
Пунктом 1.1 данного Положения устанавливался порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
Согласно подпункту 1.2.1 пункта 1.2 Положения от 15.02.2012 № 147 меры социальной поддержки предоставляются в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях: гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 890); гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 890.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кудасова Д.А., **** рождения, является инвали**** группы, ****, страдает заболеванием - ****. Обеспечивается лекарственными препаратами по льготным рецептам (л.д. 94-97).
06.05.2022 ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» Кудасовой Д.А. выписан рецепт № 360 серии 1722 №7104954 на лекарственный препарат «****» (по международному непатентованному наименованию «****») 500 мг, который предъявлен в аптеку, но в связи с отсутствием лекарственного препарата, поставлен на отсроченное обслуживание.
Согласно сообщению ООО «Медилон Фармимэкс» от 28.02.2024 № 366, рецепт серии 1722 №7104954 на имя Кудасовой Д.А. на лекарственный препарат «****» 500 мг поступил в аптечное учреждение 06.05.2022, поставлен на отсроченное обслуживание, однако не обслужен и возвращен по акту в лечебное учреждение в связи с истечением срока действия рецепта (л.д. 46, 50).
Согласно акту приема-передачи документов от 18.05.2022 ООО «Медилон-Фармимекс» в лице заведующей аптекой № 43 Хвастовой И.С. с одной стороны передало ГБУЗ ВО «Петушинская РФ» Покровская поликлиника в лице Стрениной Н.В. с другой стороны передало рецепт серии 1722 № 7104954 от 06.05.2022 на таблетки «****» 500 мг № 360 на имя Кудасовой Д.А. Согласно акту указанный лечебный препарат не входит в разнарядку департамента здравоохранения Владимирской области на 2022 г. (л.д. 35-36).
Из сообщения ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» от 29.02.2024 № 1061 следует, что информация о персональной потребности пациента Кудасовой Д.А. в лекарственном препарате МНН «****» ТН «****» в 2022 г. в адрес Учреждения не поступала (л.д. 45).
Согласно представленному ООО «Медилон Фармимэкс» реестру отпущенных рецептов на имя Кудасовой Д.А., с июня 2022 г. по январь 2024 г. Кудасова Д.А. обеспечивалась лекарственным препаратом «****».
Указанный лекарственный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
Однако указанным лекарственным препаратом по рецепту серии 1722 №7104954 от 06.05.2022 Кудасова Д.А. не была обеспечена.
Пунктом 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена обязанность медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее Закон № 120-ОЗ от 02.10.2007).
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 57 Закона № 120-ОЗ от 02.10.2007 установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890 от 30.07.1994), граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890); а также гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Заболевание, которым страдает истец Кудасова Д.А., являющаяся инвали**** группы, ****, поименовано в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.
Постановлением губернатора Владимирской области от 27.01.2006 № 43 было утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Владимирской области (утратил силу с 01.01.2023 на основании постановления администрации Владимирской области от 02.12.2022 № 817).
В соответствии с вышеуказанным Положением к полномочиям департамента здравоохранения относятся, в том числе разработка и реализация программ развития здравоохранения, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (пункт 2.2).
Департамент здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки (далее - департамент здравоохранения) (пункт 1.4 Положения).
Согласно пункту 2.1 Положения, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, порядок организации предоставления мер социальной поддержки и контроля за предоставлением мер социальной поддержки устанавливается департаментом здравоохранения.
Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что департамент здравоохранения ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий финансовый год и на плановый период; распределяет выделенные из областного бюджета бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» и уполномоченным учреждениям.
В соответствии с пунктом 3.6 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.
При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (пункт 3.7 Положения).
Постановлением Правительства Владимирской области от 28.12.2023 № 1011 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области. К полномочиям Министерства относится, в т.ч. организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, контроль за предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» с 01.01.2021 ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. На ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» возложена обязанность по обеспечению своевременного заключения контрактов и договоров в порядке, установленном действующим законодательством, и в пределах объемов субсидий на иные цели для предоставления мер социальной поддержки, по обеспечению организации закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ООО «Медилон-Фармимэкс».
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями… (Приложение 1), согласно которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (пункт 11 Правил № 1093н).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам и отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. До 01.01.2023 организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Владимирская область относилась к компетенции департамента здравоохранения Владимирской области, правопреемником которого является Министерство здравоохранения Владимирской области, и которое должно было предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами указанную категорию граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания указанной категории граждан медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Таким образом, лечебным учреждением ГБУЗ ВО «Петушинская РБ» Кудасовой Д.А. 06.05.2022 был выписан рецепт серии 1722 № 7104954 на таблетки «****» 500 мг № 360, однако согласно акту приема-передачи документов от 18.05.2022 указанный лекарственный препарат не входил в разнарядку департамента здравоохранения на 2022 г., в связи с чем не обслужен и был возвращен по акту в лечебное учреждение из-за истечения срока действия рецепта. Кудасова Д.А., соответственно, не была обеспечена указанным лекарственным препаратом, предусмотренным Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пунктах 25-27, 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (пункт 25).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (пункт 27).
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (пункт 30).
При наличии рецепта, выписанного медицинской организацией, и при предъявлении его в соответствующую аптечную организацию, Кудасова Д.А. не была обеспечена лекарственным препаратом, предусмотренным Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, из-за отсутствия его в аптеке по причине отсутствия в разнарядке департамента здравоохранения Владимирской области на 2022 г. Указанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении департаментом здравоохранения Владимирской области обязанности по организации своевременного и достаточного обеспечения Кудасовой Д.А. необходимым ей лекарственным препаратом.
Отсутствие жизненно необходимого и важнейшего лекарственного препарата причинило Кудасовой Д.А. нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу своих жизни и здоровья.
Обязанность по возмещению причиненного Кудасовой Д.А. морального вреда подлежит возложению на Министерство здравоохранения Владимирской области, являющееся правопреемником департамента здравоохранения Владимирской области.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая приведенные выше правовые нормы, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, принимая во внимание степень нравственных страданий истца и степень вины нарушителя, требования разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Кудасовой Д.А. компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.
Указанный вывод суда основан на верном толковании норм действующего законодательства, полном и всестороннем исследовании представленных в материалы дела доказательств.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на ненадлежащее исполнение своих обязанностей медицинской организацией ГБУЗ ВО «Петушинская РБ», установленных приказом Министерства здравоохранения Владимирской области от 07.08.2023 № 7-н, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт необеспечения Кудасовой Д.А. лекарственным препаратом имел место в мае 2022 г. Кроме того именно к полномочиям Министерства здравоохранения Владимирской области относятся организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, контроль за предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан, проживающих на территории Владимирской области, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета.
Ссылка в решении суда на нормы Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», утратившего силу с 01.01.2023, основанием для отмены правильного по существу решения не является. Во время возникновения спорных правоотношений действовали приведенные в решении суда нормы вышеуказанного Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом первой инстанции установлены правильно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Петушинского районного суда Владимирской области от 15.05.2024 по доводам апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Владимирской области не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Никулин П.Н.
Судьи Глебова С.В.
Огудина Л.В.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 декабря 2024 г.
Суд I инстанции дело № 2-783/2024 Судья Филинов Е.А.
УИД 33RS0015-01-2023-003103-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Никулина П.Н.
судей Глебовой С.В., Огудиной Л.В.
при секретаре Ратникове А.А.
с участием прокурора Ефимовой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 05 декабря 2024 г. дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Владимирской области на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15 мая 2024 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Петушинского района в интересах Кудасовой Дарьи Алексеевны ****) удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу Кудасовой Дарьи Алексеевны компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В удовлетворении требований к ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» отказать.
Заслушав доклад судьи Глебовой С.В., пояснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области - Ярославцевой Т.В., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя истца прокурора Ефимовой Т.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петушинского района обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Кудасовой Д.А., **** рождения, с иском к Министерству здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. за несвоевременное обеспечение необходимым лекарственным препаратом.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной проверки выявлено необеспечение лекарственным препаратом «****» Кудасовой Д.А., имеющей **** группу инвалидности, являющейся ****.
Прокурор Парипа А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель истца Кудасовой Д.А. - Кудасова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что Кудасова Д.А. имеет **** группу инвалидности, ****. Лекарственный препарат «****» является одним из основных в лечении и принимается Кудасовой Д.А. с 2018 г. Без приема данного препарата у Кудасовой Д.А. возникали ****.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» - Симакин А.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг и сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимекс» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указав на отсутствие в реестре рецептов сведений о выписке Кудасовой Д.А. и предъявлении спорного рецепта.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 102-105).
С решением не согласился ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что при вынесении решения судом не были исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, не всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Принимая решение по делу, суд исходил из того, что отсутствие своевременного обеспечения необходимым лекарственным препаратом нарушило право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, поставило под угрозу жизнь и здоровье истца, являющегося инвалидом, полагал, что в этом случае Кудасовой Д.А. причинены нравственные страдания. При этом, суд не привел никаких мотивов в отношении определенной к взысканию с Министерства здравоохранения Владимирской области компенсации морального вреда. В нарушение норм материального права судом не приведены конкретные доказательства в обоснование доводов присужденной к взысканию компенсации морального вреда. Судом не установлено, что нравственные страдания Кудасова Д.А. испытывала в результате преступных умышленных действий Министерства здравоохранения Владимирской области, тогда как обязательным условием наступления ответственности за причинение морального вреда является наличие вины в причинении вреда противоправным деянием (действием или бездействием). Судом неправильно определена ответственность ГБУЗ ВО «Петушинская РБ» за организацию медицинской помощи и льготное лекарственное обеспечение, не дана оценка действиям либо бездействию медицинской организации по льготному лекарственному обеспечению истца. Указано на применение судом норм Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который утратил силу с 01.01.2023 (л.д. 115-120).
Истец Кудасова Д.А., представитель ответчика ГБУЗ ВО Петушинская районная больница», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимэкс», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 113, 117 ГПК РФ (л.д. 162-170), ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Подпунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно частям 1, 2 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно указанному Перечню ****, при амбулаторном лечении подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными средствами.
Постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.
Пунктом 1.1 данного Положения устанавливался порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
Согласно подпункту 1.2.1 пункта 1.2 Положения от 15.02.2012 № 147 меры социальной поддержки предоставляются в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях: гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 890); гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 890.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кудасова Д.А., **** рождения, является инвали**** группы, ****, страдает заболеванием - ****. Обеспечивается лекарственными препаратами по льготным рецептам (л.д. 94-97).
06.05.2022 ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» Кудасовой Д.А. выписан рецепт № 360 серии 1722 №7104954 на лекарственный препарат «****» (по международному непатентованному наименованию «****») 500 мг, который предъявлен в аптеку, но в связи с отсутствием лекарственного препарата, поставлен на отсроченное обслуживание.
Согласно сообщению ООО «Медилон Фармимэкс» от 28.02.2024 № 366, рецепт серии 1722 №7104954 на имя Кудасовой Д.А. на лекарственный препарат «****» 500 мг поступил в аптечное учреждение 06.05.2022, поставлен на отсроченное обслуживание, однако не обслужен и возвращен по акту в лечебное учреждение в связи с истечением срока действия рецепта (л.д. 46, 50).
Согласно акту приема-передачи документов от 18.05.2022 ООО «Медилон-Фармимекс» в лице заведующей аптекой № 43 Хвастовой И.С. с одной стороны передало ГБУЗ ВО «Петушинская РФ» Покровская поликлиника в лице Стрениной Н.В. с другой стороны передало рецепт серии 1722 № 7104954 от 06.05.2022 на таблетки «****» 500 мг № 360 на имя Кудасовой Д.А. Согласно акту указанный лечебный препарат не входит в разнарядку департамента здравоохранения Владимирской области на 2022 г. (л.д. 35-36).
Из сообщения ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» от 29.02.2024 № 1061 следует, что информация о персональной потребности пациента Кудасовой Д.А. в лекарственном препарате МНН «****» ТН «****» в 2022 г. в адрес Учреждения не поступала (л.д. 45).
Согласно представленному ООО «Медилон Фармимэкс» реестру отпущенных рецептов на имя Кудасовой Д.А., с июня 2022 г. по январь 2024 г. Кудасова Д.А. обеспечивалась лекарственным препаратом «****».
Указанный лекарственный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
Однако указанным лекарственным препаратом по рецепту серии 1722 №7104954 от 06.05.2022 Кудасова Д.А. не была обеспечена.
Пунктом 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена обязанность медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее Закон № 120-ОЗ от 02.10.2007).
Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 57 Закона № 120-ОЗ от 02.10.2007 установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень № 890 от 30.07.1994), граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890); а также гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Заболевание, которым страдает истец Кудасова Д.А., являющаяся инвали**** группы, ****, поименовано в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.
Постановлением губернатора Владимирской области от 27.01.2006 № 43 было утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Владимирской области (утратил силу с 01.01.2023 на основании постановления администрации Владимирской области от 02.12.2022 № 817).
В соответствии с вышеуказанным Положением к полномочиям департамента здравоохранения относятся, в том числе разработка и реализация программ развития здравоохранения, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (пункт 2.2).
Департамент здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки (далее - департамент здравоохранения) (пункт 1.4 Положения).
Согласно пункту 2.1 Положения, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, порядок организации предоставления мер социальной поддержки и контроля за предоставлением мер социальной поддержки устанавливается департаментом здравоохранения.
Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что департамент здравоохранения ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий финансовый год и на плановый период; распределяет выделенные из областного бюджета бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» и уполномоченным учреждениям.
В соответствии с пунктом 3.6 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.
При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (пункт 3.7 Положения).
Постановлением Правительства Владимирской области от 28.12.2023 № 1011 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области. К полномочиям Министерства относится, в т.ч. организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, контроль за предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» с 01.01.2021 ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. На ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» возложена обязанность по обеспечению своевременного заключения контрактов и договоров в порядке, установленном действующим законодательством, и в пределах объемов субсидий на иные цели для предоставления мер социальной поддержки, по обеспечению организации закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ООО «Медилон-Фармимэкс».
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями… (Приложение 1), согласно которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (пункт 11 Правил № 1093н).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам и отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. До 01.01.2023 организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Владимирская область относилась к компетенции департамента здравоохранения Владимирской области, правопреемником которого является Министерство здравоохранения Владимирской области, и которое должно было предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами указанную категорию граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания указанной категории граждан медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Таким образом, лечебным учреждением ГБУЗ ВО «Петушинская РБ» Кудасовой Д.А. 06.05.2022 был выписан рецепт серии 1722 № 7104954 на таблетки «****» 500 мг № 360, однако согласно акту приема-передачи документов от 18.05.2022 указанный лекарственный препарат не входил в разнарядку департамента здравоохранения на 2022 г., в связи с чем не обслужен и был возвращен по акту в лечебное учреждение из-за истечения срока действия рецепта. Кудасова Д.А., соответственно, не была обеспечена указанным лекарственным препаратом, предусмотренным Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пунктах 25-27, 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (пункт 25).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (пункт 27).
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 2 ░░░░░░ 1101 ░░ ░░).
░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░ 151 ░░ ░░), ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ 30).
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░-░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2022 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5 000 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07.08.2023 № 7-░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ 2022 ░. ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.10.1999 № 184-░░ «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 01.01.2023, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.10.1999 № 184-░░.
░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.05.2024 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░.