Дело № 2а-6027/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 18 ноября 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Михайловой Е.Ю.,
с участием административного ответчика Горбачева Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Горбачеву Николаю Васильевичу о взыскании задолженности за 2018 год по транспортному налогу
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в порядке ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ обратилось в суд с административным иском о взыскании с Горбачева Н.В. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 783,75 рублей, мотивировав свои требования тем, что у административного ответчика имелась налоговая задолженность, в связи с чем, ему направлялось налоговое уведомление, выставлено требование, судебный приказ от 16 февраля 2021 года на взыскание задолженности по налогам с Горбачева Н.В. отменен, в связи с поступившими возражениями от должника.
Административный истец просил восстановить пропущенный процессуальный срок на вынесение судебного приказа, мотивировав незначительным пропуском срока и ограничительными мерами установленными Распоряжением Губернатора Камчатского края в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ.
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Горбачев Н.В. в судебном заседании с административным иском не согласился, в связи с отсутствием задолженности, взысканием её службой судебных приставов.
В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного административного истца.
Исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 2а-4348/2021, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из пункта 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В то же время статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
Налоговым органом Горбачеву Н.В. 15 августа 2019 года направлено налоговое уведомление № 51654714 от 25 июля 2019 года, согласно которому произведен расчет транспортного налога за 2018 год за принадлежащие на праве собственности административному ответчику транспортные средства в размере 23 815 рублей.
Согласно требованию № 13976 от 14 февраля 2020 года, за Горбачевым Н.В. числится задолженность по транспортному налогу в размере 23 815 рублей, пени по транспортному налогу в размере 363,97 рублей, со сроком исполнения до 08 апреля 2020 года.
Согласно сведениям МРЭО ГИБДД по Камчатскому краю транспортные средства, за которые исчислен налог, были зарегистрированы в спорный период за Горбачевым Н.В.
Мировым судьей судебного участка № 8 Петропавловск-Камчатского судебного района 16 февраля 2021 года вынесен судебный приказ по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петропавловску-Камчатскому о взыскании с Горбачева Н.В. недоимки по налогам и пени.
В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа, 19 марта 2021 года судебный приказ был отменен, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю с данным административным исковым заявлением обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд 17 сентября 2021 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В судебном заседании установлено, что налоговым органом заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки за 2018 год по транспортному налогу, пени в отношении Горбачева Н.В. подлежало направлению мировому судье с учетом нерабочих, праздничных дней не позднее 08 октября 2020 года.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени в отношении Горбачева Н.В. направлено мировому судье 09 февраля 2021 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Вместе с тем, утверждение Горбачева Н.В. об отсутствии у него задолженности по транспортному налогу за 2018 года, в связи с её взысканием службой судебных приставов несостоятельно, учитывая, что представленные административным ответчиком постановления об окончании исполнительных производств и выписки Сбербанка о взыскании задолженности, свидетельствуют о взыскании с Горбачева Н.В. задолженности по ранее вынесенным судебным приказам за иной период.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 N 20-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мацедонского Дмитрия Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 95, пунктом 3 части 3 статьи 123.4 и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48).
Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова" недоимка может быть признана безнадежной к взысканию в том числе и в случаях, когда законная возможность принудительного взыскания налоговых платежей была утрачена при обстоятельствах, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований, главным образом в силу упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства. Упущения такого рода тем более могут быть решающим условием причинения вреда казне, если налоговый орган не просит восстановить пропущенный срок обращения в суд, притом что право на такое ходатайство предусмотрено налоговым законом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении срока на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, суд не находит оснований для его удовлетворения, учитывая, что ограничительные меры, введенные на территории Камчатского края в связи с распространением новой коронавирусной инфекции не освобождают налоговый орган от соблюдения процессуальных сроков установленных действующим законодательством.
Таким образом, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции Российской Федерации), оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Горбачева Н.В. задолженности за 2018 год по транспортному налогу в размере 4 783,75 рублей у суда не имеется.
Административным истцом пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Горбачева Н.В. задолженности по налогам за 2018 год, уважительных причин для восстановления срока для обращения в суд административным истцом не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования УФНС России по Камчатскому краю не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Горбачеву Николаю Васильевичу о взыскании задолженности за 2018 год по транспортному налогу в размере 4 783,75 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 18 ноября 2021 года.
Судья