Решение по делу № 8а-11016/2021 [88а-13040/2021] от 23.04.2021

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-13040/2021

16 июня 2021 года г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа Тверской области на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 сентября 2020 года (дело № 2а-377/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 марта 2021 года (дело № 33а-843/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Администрации Осташковского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении сведений на запрос прокурора и возложении обязанности предоставить запрашиваемые сведения.

Заслушав доклад судьи Войты И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А., полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении сведений, указанных в запросе прокуратуры от 6 июля 2020 года, и возложить обязанность предоставить запрашиваемую информацию.

Требования мотивированы тем, что 6 июля 2020 года в адрес Администрации Осташковского городского округа направлен запрос о предоставлении в срок до 15 июля 2020 года персональных данных о лицах, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Осташковского городского округа по состоянию на дату исполнения запроса, а также должности руководителей учреждений подведомственных Администрации Осташковского городского округа, их супруга (супруги) и <данные изъяты> детей в составе информации, указанной в приложении № 1 к запросу.

Предлагалось также представить сведения: о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 года по дату исполнения запроса должности муниципальной службы в Администрации Осташковского городского округа, и не обратившихся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 года по дату исполнения запроса должности муниципальной службы в администрации, которыми поданы указанные уведомления, и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; о коммерческих организациях, расположенных на территории Тверской области, подавших в период с 1 июля 2018 года по дату исполнения настоящего запроса уведомления в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

15 июля 2020 года прокурору отказано в предоставлении запрашиваемых сведений, в связи с отсутствием в запросе решения о проведении проверки, в котором указаны цели, обоснования и предмет проверки.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации прокурор считает незаконным, поскольку запрос указанных сведений основан на положениях статей 6, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 387, приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 8 августа 2018 года № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы».

Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 сентября 2020 года административный иск прокурора удовлетворен в полном объёме.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Осташковского городского округа - без удовлетворения

В кассационной жалобе Администрация Осташковского городского округа просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права. Указано, что требование прокурора о предоставлении персональных данных лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Осташковского городского округа, их супруга (супруги) и <данные изъяты> детей и информации по обращению в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликта интересов и принятых решениях не отвечает требованиям статей 2, 3, 6, 7, 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Запрос прокуратуры не содержал указания на основание истребования сведений, а именно на решение о проведении проверки, в котором указаны цели, основания и предмет проверки, в связи с чем такой запрос не отвечал требованиям законности. Осташковская межрайонная прокуратура не вправе исполнять мероприятия в соответствии с Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, поскольку исполнителями данного нормативного акта являются прокуроры субъектов Российской Федерации.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Администрация Осташковского городского округа просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, доводы кассационной жалобы поддерживает в полном объёме, просила судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении административного иска.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами обеих инстанций не допущено.

Частью 1 статьи 38 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Пунктом 2.1 статьи 4 Федерального закона о прокуратуре предусмотрено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с названным Законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» закреплено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» при выявлении в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и <данные изъяты> детей обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и <данные изъяты> детей их общему доходу, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых данным лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 в целях исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы.

Согласно пункту 9 указанного Национального плана, Генеральному прокурору Российской Федерации поручено предоставить Президенту Российской Федерации информацию о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления требований законодательства о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2020 года.

Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы прокурорам поручено на постоянной основе проверять соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также законодательства о государственной и муниципальной службе в территориальных подразделениях органов исполнительной власти, органах государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 22 ноября 2013 года № 506, получение персональных данных осуществляется в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также организационно распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации. Запросы о представлении персональных данных вправе подписывать Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры, прокуроры иных специализированных прокуратур и их заместители. Персональные данные могут быть получены прокурорами непосредственно при реализации полномочий, предоставленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, утверждённого приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2018 № 485, Осташковским межрайонным прокурором 6 июля 2020 года принято решение № 50 о проведении проверки в отношении органа местного самоуправления - Администрации Осташковского городского округа.

На основании данного решения в Администрацию Осташковского городского округа направлен запрос от 6 июля 2020 года № 23-2020 о предоставлении персональных данных лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации Осташковского городского округа по состоянию на дату исполнения указанного запроса, а также должности руководителей учреждений, подведомственных администрации Осташковского городского округа, их супруга (супруги) и <данные изъяты> детей; сведений о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 по дату исполнения настоящего запроса должности муниципальной службы в администрации Осташковского городского округа, и не обратившихся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; о лицах, замещавших в период с 1 января 2019 по дату исполнения настоящего запроса должности муниципальной службы в администрации, которыми поданы указанные уведомления, и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; о коммерческих организациях, расположенных на территории Тверской области, подавших в период с 1 июля 2018 по дату исполнения настоящего запроса уведомления в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», и решениях, принятых по ним комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Срок предоставления запрашиваемых требований установлен до 15 июля 2020 года.

По результатам рассмотрения запроса административным ответчиком подготовлен ответ от 15 июля 2020 года № 4268-12, которым прокурору отказано в предоставлении запрашиваемых сведений. Отказ мотивирован тем, что запрос не соответствует требованиям закона. Осташковский межрайонный прокурор не является исполнителем мероприятий по проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции, указанных в Комплексном плане мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы. В запросе отсутствуют сведения о наличии решения о проведении прокурорской проверки в связи с поступившей в прокуратуру информацией о фактах нарушения закона, в котором были бы указаны цели, обоснования и предмет проверки.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что запрашиваемые сведения необходимы прокурору для осуществления на постоянной основе мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, запрос осуществлен в рамках проводимой прокуратурой проверки соблюдения и исполнения требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе реализации плановых проверочных мероприятий, установленных Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2021 годы, в полном соответствии с требованиями Федерального закона о прокуратуре, Федерального закона о персональных данных, в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на прокурора полномочий. Отказ Администрации Осташковского городского округа в предоставлении запрашиваемых сведений, является незаконным, создает препятствия в реализации полномочий прокурора в области противодействия коррупции, установленных федеральными законами, а также приказами Генерального прокурора Российской Федерации и нарушает интересы Российской Федерации.

С таким выводом суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции.

Выводы судов обеих инстанций судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Между тем, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на ином применении и толковании норм материального права, они были предметом судебных разбирательств и обоснованно признаны судами несостоятельными с приведением убедительных мотивов в обжалуемых судебных актах.

Принимая во внимание, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

8а-11016/2021 [88а-13040/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Осташковский межрайонный прокурор Тверской области
Ответчики
Администрация Осташковского городского округа
Другие
Гу региональной безопасности Тверской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Войта Игорь Васильевич
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
16.06.2021Судебное заседание
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее