Дело №2-459/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 10 июня 2019 г.
Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Котовой В.А.
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика ФИО1 и представителя по устному ходатайству ФИО6,
представителя третьего лица ФИО7 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме,
установил:
Истец Государственная жилищная инспекция Краснодарского края в лице заместителя руководителя ФИО3 обратился в суд к ответчику ФИО1 с исковым заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40.
В обоснование заявленных требований указал, что в целях рассмотрения мотивированного представления вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №Л, <адрес> проведена проверка в отношении ООО1» по вопросу нарушения жилищного законодательства в многоквартирном <адрес> в <адрес>, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. В рамках проведения проверки по вопросу правомерности принятия решения собственниками помещений в МКД Госжилинспекцией края изучены следующие документы: протокол № Ш-40 от ДД.ММ.ГГГГ, реестр собственников помещений в МКД, сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в МКД, договор управления многоквартирным домом. Согласно информации, представленной ООО1» - общая площадь жилых помещений МКД составляет - 375,1 кв.м, общая площадь нежилых помещений составляет - 94,7 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества - 48 кв.м, общая площадь МКД - 517,8 кв.м.
В соответствии с представленным протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в форме очного голосования от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40, подписанным председателем общего собрания - ФИО1 и секретарем общего собрания - ФИО4, кворум на общем собрании имелся. Однако проверкой выявлено, что при подсчете голосов приняты неверные значения, а именно общая нежилая площадь указанного многоквартирного дома не учитывалась при голосовании. В ходе изучения протокола взяты данные, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на сайте, определяемом уполномоченным Федеральным органом www.reformgkh.ru. Согласно данным указанного сайта: общая площадь данного многоквартирного дома – 517,8 кв.м, общая площадь жилых помещений - 375,1 кв.м, общая площадь нежилых помещений – 94,7 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества – 48 кв.м. В результате выполнения арифметических указанных изменений, допущенных при подсчетах, установлено, что общая площадь жилых и нежилых помещений МКД, которая должна учитываться, составляет - 469,8 кв.м (375,1 кв.м + 94,7 кв.м = 469,8 кв.м), а совокупная площадь помещений собственников, принявших участие в голосовании многоквартирного <адрес>,9 кв.м, что привело к уменьшению процента количества голосов (208,9 кв.м / 469,8 кв.м * 100 %, = 44,4%).
При таких обстоятельствах установлено, что предусмотренный частью 3 статьи 45 ЖК РФ кворум при проведении общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40, необходимый для проведения собрания, отсутствовал.
Таким образом, при организации и проведении общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40, допущено существенное нарушение требований части 3 статьи 45 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, просила об удовлетворении исковых требований.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО6 при принятии решения полагались на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ООО1» (фирменное наименование ООО3») ФИО7 просила в удовлетворении иска отказать, при этом пояснила, что многоквартирный дом по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находился в управлении ООО2» по ДД.ММ.ГГГГ (основание Решение ГЖИ КК об исключении № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в управлении ООО1» (основание Решение ГЖИ КК № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в управлении МУП «ГУК» (основание Решение ГЖИ КК об исключении № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в управлении ООО1» (основание Решение ГЖИ КК об исключении № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится в управлении ООО УК «Норд Ост» (основании Решение ГЖИ КК № от ДД.ММ.ГГГГ). Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда. Протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ №, не был принят ГЖИ КК, и Решением ГЖИ КК отказано во внесении изменений в реестр лицензий ООО1», следовательно, дом остался в управлении компании, в которой и находился на обслуживании - МУП «ГУК».
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска, его удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №Л, Государственной жилищной инспекцией края проведена проверка в отношении ООО1» по вопросу нарушения жилищного законодательства в многоквартирном <адрес> в <адрес>, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
В рамках проведения проверки по вопросу правомерности принятия решения собственниками помещений в указанном МКД Государственной жилищной инспекцией края изучены документы: протокол № Ш-40 от ДД.ММ.ГГГГ, реестр собственников помещений в МКД, сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в МКД, договор управления многоквартирным домом.
Как определено в ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (п. 4).
В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого собственника. Обязанности инициаторов общего собрания собственников определены ч. 4 ст. 45 ЖК РФ и сводятся к тому, что инициатор проведения собрания обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения путем направления заказным письмом сообщения о проведении собрания, либо вручения сообщения каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещения информации в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме. Повестка дня собрания определяется инициатором проведения собрания и отражается в сообщении о проведении собрания.
По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ, под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом, или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
В частности, Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", главой 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания соответственно акционеров, участников общества, собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений.
Нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например, о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 - 5 статьи 181.2 ГК РФ), о заблаговременном уведомлении участников гражданско-правового сообщества о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения собрания (пункт 6 статьи 181.4 ГК РФ), об основаниях признания решения собрания оспоримым или ничтожным (пункты 1, 2, 7 статьи 181.4, статья 181.5 ГК РФ).
Согласно ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с п. 1 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
Из смысла п. п. 1 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ следует, что оспоримое решение может быть признано судом недействительным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы, причем характер этих нарушений должен быть настолько существенным, что они привели к нарушению прав и интересов участника собрания.
К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО1» представлены сведения о многоквартирном <адрес> в <адрес>, а именно: общая площадь жилых помещений МКД составляет - 375,1 кв.м, общая площадь нежилых помещений составляет - 94,7 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества - 48 кв.м, общая площадь МКД - 517,8 кв.м.
Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40 общего собрания, проведенного в форме очного голосования, подписанного председателем общего собрания - ФИО1 и секретарем общего собрания - ФИО4 следует, что на собрании присутствовало - собственников жилых помещений в МКД, суммарной площадью 208,9 кв.м количеством голосов, обладающих 55,7% голосов от общего числа голосов собственников помещений указанного многоквартирного дома. Также указано, что кворум для проведения общего собрания и принятия решения по повестке дня имеется.
Согласно вышеназванного протокола от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40 на внеочередном общем собрании собственников помещений в МКД рассматривались вопросы: 1. Выбор председателя собрания и наделение его правом подписания протокола общего собрания в соответствии с п.1 ст. 46 ЖК РФ и подсчета голосов при проведении общего собрания; 2. Выбор секретаря собрания и наделение его правом подписания протокола общего собрания в соответствии с п.1 ст. 46 ЖК РФ и подсчета голосов при проведении общего собрания; 3. Выбор совета многоквартирного дома и председателя совета многоквартирного дома сроком на два года, и наделение членов совета дома и председателя совета МКД полномочиями, предусмотренными ст. 161.1 ЖК РФ;
4. Выбор способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; 5. Расторжение договора с предыдущей управляющей компанией с ДД.ММ.ГГГГ; 6. Заключение договора управления собственниками (уполномоченными по доверенности лицам) жилых и нежилых помещений многоквартирного дома с ООО1» с ДД.ММ.ГГГГ; 7. Утверждение тарифа на управление многоквартирным домом в размере 18,02 руб. за 1 кв.м; 8. Наделение выбранной управляющей организацией полномочиями, в соответствии с п. 3.1 ст. 44 ЖК РФ; 9. Предоставление полномочий выбранной управляющей организации в получении технической и иной документации, связанной с управлением МКД от предыдущей управляющей компании; 10. Определение места хранения и ознакомления с протоколом общего собрания собственников, а также места хранения технической и иной документации; 11. Выбор в качестве управляющей организации ООО1» с ДД.ММ.ГГГГ; 12. Утверждение способа уведомления собственников МКД о проведении общего собрания собственников, либо о результатах голосования; 13. Внесение платы за коммунальные услуги по ХВС, водоотведению, отоплению и электроэнергии с распределением объема, в размере превышения коммунальной услуги на ОДН, определенного исходя из показаний ОПУ над объемом из нормативов потребления коммунальной услуги на ОДН между жилыми и нежилыми помещениями пропорционально их площади.
Согласно реестра к протоколу очным голосованием собственников помещений в МКД принято шесть решений.
Вместе с тем, подсчет голосов содержит неверные значения при определении общей площади указанного многоквартирного дома.
Так, согласно сведениям Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства общая площадь многоквартирного <адрес> края составляет 517,8 кв.м, общая площадь жилых помещений - 375,1 кв.м, общая площадь нежилых помещений – 94,7 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества – 48 кв.м.
Таким образом, общая площадь жилых и нежилых помещений МКД, которая должна учитываться, составляет 469,8 кв.м (375,1 кв.м + 94,7 кв.м = 469,8 кв.м), а совокупная площадь помещений собственников, принявших участие в голосовании многоквартирного <адрес>,9 кв.м.
При проведении на общем собрании очного голосования процент количества голосов составил 44,4 % (208,9 кв.м / 469,8 кв.м * 100 %).
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах предусмотренный частью 3 статьи 45 ЖК РФ кворум в размере более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов при проведении общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40, отсутствовал, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при организации и проведении общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40, допущено существенное нарушение вышеназванной нормы закона.
Доводы представителя третьего лица ООО1» о том, что спорный дом остался в управлении компании МУП «ГУК», и протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40 не принят Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края не препятствует проверке на предмет соблюдения действующего жилищного законодательства.
С учетом изложенного, давая правовую оценку установленным обстоятельствам, суд приходит к выводу, что исковые требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины ее следует взыскать с ответчика ФИО1, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ФИО1 о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме удовлетворить.
Признать решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-40, недействительным.
Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийск В.А. Котова
Мотивированное решение составлено 14.06.2019 г.