К делу № 2-1500/2024
23RS0012-01-2024-001684-75
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 27 августа 2024 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Дзигаря А.Л.,
при секретаре Федоткиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента ветеринарии Краснодарского края к Куликову Н. П. о понуждении к выполнению требований ветеринарных правил и запрете содержания животных с нарушением требований ветеринарного законодательства,
установил:
Представитель Департамента ветеринарии Краснодарского края Хабаров А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Куликову Н.П. о понуждении к выполнению требований ветеринарных правил и запрете содержания животных с нарушением требований ветеринарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что Департаментом ветеринарии Краснодарского края рассмотрена информация ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» от 04.12.2023 №«...» с приложением результатов ветеринарного санитарного мониторинга (ВСМ) хозяйства Куликова Н. П. по адресу: <адрес> При проведении ВСМ по вышеуказанному адресу установлены факты несоблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства при содержании с/х животных (свиней). На основании решения заместителя руководителя департамента ветеринарии Краснодарского края Алдошина Л.Н. от 08.12.2023 года №«...» истцом в отношении ответчика был организован и проведен профилактический визит: ДД.ММ.ГГГГ. Из письма ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» от ДД.ММ.ГГГГ №«...» установлено, что ответчиком ранее выявленные нарушения ветеринарных требований при содержании свиней, указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ №«...», не устранены. Куликов Н.П. не предоставил животных для ветеринарных обработок и диагностических исследований. Нарушение ветеринарных правил ответчиком, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе, особо опасных и иных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причиняет вред (ущерб) охраняемым законом ценностям. В связи с чем, истец обратился в суд с требованиями обязать ответчика Куликова Н.П. обеспечить выполнение требований «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 года № 621, а именно: определить площадку для хранения и биотермического обеззараживания навоза на территории хозяйства, в соответствии с требованиями п. 10 «Ветеринарных правил содержания свиней»; оборудовать вход в свиноводческое помещение приспособлением или устройством, обеспечивающим дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфекционными растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви) в соответствии с требованиями п. 12 «Ветеринарных правил содержания свиней»; при посещении помещений для содержания и обслуживании свиней использовать чистую продезинфицированную рабочую одежду и обувь, в соответствии с требованиями п. 14 Ветеринарных правил содержания свиней. Запретить содержать свиней Куликову Н. П., осуществляющему деятельность по содержанию и разведению свиней по адресу: <адрес>, до выполнения в полном объеме требований Ветеринарных правил содержания свиней. Решение обратить к немедленному исполнению.
Представитель истца - Департамента ветеринарии Краснодарского края по доверенности Хабаров А.С., действующий по доверенности, поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Ответчик Куликов Н.П. в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О месте, дате и времени слушания дела была извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица —администрации Суздальского сельского округа в судебный процесс не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГБУ КК «Управление ветеринарии г. Горячий Ключ по доверенности Аужанов Ж.К. поддержал исковые требования, полагает, что они обоснованы и подлежит удовлетворению.
Изучив исковое заявление, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Закона о ветеринарии ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
В соответствии со ст. 18 Закона "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения - производители этой продукции.
Владельцы животных и производители продукции животного происхождения обязаны:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продукции животного происхождения, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением продукции животного происхождения, ее переработкой и реализацией;
- предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию доступ к животным для осмотра и учета (за исключением доступа в жилые помещения, расположенные в пределах приусадебных земельных участков), немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
- до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продукции животного происхождения;
- выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями;
- обеспечить маркирование животных, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 19.1 настоящего Закона;
- представлять сведения, необходимые для учета животных, лицам, осуществляющим учет животных, по перечню и в сроки, которые установлены ветеринарными правилами маркирования и учета животных, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 19.1 настоящего Закона.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утверждённые Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 N 621 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2020 N 60627) устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (хозяйства), а также содержащими более 1000 голов свиней (предприятие).
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.02.2001 N 129 "О департаменте ветеринарии Краснодарского края" департамент ветеринарии Краснодарского края является уполномоченным на осуществление части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории Краснодарского края деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории Краснодарского края, оборот и убой животных на территории Краснодарского края, производство, переработка, хранение, реализация на территории Краснодарского края товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и их транспортировка по территории Краснодарского края.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона Краснодарского края от 08.06.2020 N 4300-КЗ "Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории Краснодарского края" (принят ЗС КК 27.05.2020) в целях проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарно-санитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг - совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
Пунктом 2.1 «Порядка организации и проведения ветеринарного мониторинга на территории Краснодарского края», утверждённого приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 02.09.2020 N 309, учреждения осуществляют подготовку ежегодных планов проведения ветеринарно-санитарного мониторинга по муниципальным образованиям, в разрезе городских (сельских) поселений с учетом полного охвата всех хозяйств физических лиц, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и птицы, находящихся на территории муниципального образования (Хозяйства), с периодичностью их посещения не реже одного раза в квартал (Планы).
Судом установлено, что Департаментом ветеринарии Краснодарского края рассмотрена информация ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» от 04.12.2023 № 686/23-02 с приложением результатов ветеринарного санитарного мониторинга (ВСМ) хозяйства Куликова Н. П. по адресу: <адрес>
При проведении ВСМ по указанному адресу установлены факты несоблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства при содержании с/х животных (свиней): в хозяйстве содержится 1-й гол крупного рогатого скота (корова) и 3-х голов свиней (1 кабан и 2 свинки, возраст 4 мес.), при входе в свиноводческое помещение отсутствует приспособление или устройство, обеспечивающее дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционный коврик, пропитанный дезинфицирующим раствором, или ванночка с дезинфицирующим раствором, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви), что не соответствует требованиям п. 12 «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 г. № 621 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации»; при посещении животноводческих помещений и обслуживании свиней не используются чистые продезинфицированные рабочие одежда и обувь, что не соответствует требованиям п. 14 Ветеринарных правил содержания свиней; не созданы условия для хранения биотермического обеззараживания навоза, что не соответствует требованиям п. 10 Ветеринарных правил содержания свиней.
За вышеперечисленные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Однако, в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» организация внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и привлечения владельца животных к административной ответственности невозможны.
Содержание свиноголовья ответчиком в выше указанными нарушениями, воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса АЧС, что в последствии приведет к возникновению новых очагов заболевания на территории МО г. Горячий Ключ, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (каратин).
В связи с выше изложенным, исковые требования по понуждению ответчика соблюдать законодательство в сфере ветеринарии, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Департамента ветеринарии Краснодарского края к Куликову Н. П. о понуждении к выполнению требований ветеринарных правил и запрете содержания животных с нарушением требований ветеринарного законодательства, – удовлетворить.
Обязать владельца животных, Куликова Н. П., осуществляющего деятельность по содержанию и разведению свиней по адресу: <адрес> обеспечить выполнение требований «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 года № 621, а именно:
определить площадку для хранения и биотермического обеззараживания навоза на территории хозяйства, в соответствии с требованиями п. 10 «Ветеринарных правил содержания свиней»;
оборудовать вход в свиноводческое помещение приспособлением или устройством, обеспечивающим дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфекционными растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви) в соответствии с требованиями п. 12 «Ветеринарных правил содержания свиней»;
при посещении помещений для содержания и обслуживании свиней использовать чистую продезинфицированную рабочую одежду и обувь, в соответствии с требованиями п. 14 Ветеринарных правил содержания свиней.
Запретить содержать свиней Куликову Н. П., осуществляющему деятельность по содержанию и разведению свиней по адресу: <адрес>, до выполнения в полном объёме требований Ветеринарных правил содержания свиней.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Председательствующий -