Дело № 2-729/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.

при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

                                                                          23 июля 2015 года

гражданское дело по иску Ююкиной Анастасии Сергеевне, Зуева Виталия Александровича к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации г. Прокопьевска о предоставлении им жилого помещения на праве собственности, мотивировав тем, что они являются собственниками квартиры по <адрес>7 в <адрес> по ? доли каждый, а Ююкина А.С. является еще и наследницей ? доли в праве собственности на указанную квартиру после смерти ее матери ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ года. На момент приобретения жилого помещения на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ дом не был признан непригодным для проживания. По заключению ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ дом рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта им. Калинина». Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в заключении договора о предоставлении социальной выплаты. Однако данная квартира непригодна для проживания, другое жилое помещение им не предоставляют, самостоятельно приобрести жилое помещение они не могут, жить им негде. Считают, что жилое помещение у них изымается для муниципальных нужд без выкупа либо предоставления другого жилья, т.е. они принудительно лишаются своей собственности, поэтому администрация обязана предоставить им другое жилое помещение на праве собственности площадью не менее ранее занимаемого – 58,7 кв. м.

В судебное заседание Ююкина А.С., Зуев В.А. не явились, о дне слушания извещены.

Представитель истцов Ююкиной А.С., Зуева В.А. Чикун М.С., действующий на основании нотариально удостоверенных доверенностей, считает, что истцам должно быть предоставлено жилое помещение в собственность площадью не менее ранее занимаемой, поскольку их жилое помещение заключением ВНИМИ признано непригодным для проживания по критериям безопасности, в доме проживать невозможно. Все граждане из дома по <адрес> были переселены, кроме истцов.

Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Бабкина И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что заключением ВНИМИ дом по <адрес> в <адрес> включен в список ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта им. Калинина». Постановлением Правительства РФ № 428 граждане, которые проживали в доме, имели право на получение социальной выплаты и с ними были заключены договоры на получение социальной выплаты. Истцам было отказано в предоставлении социальной выплаты. МВК обследование дома не производило, никаких решений не принимала, оснований для предоставления истцам жилья в собственность не имеется, т.к. в соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение должно быть признано аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоят.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение установлено в статье 10 ЖК РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.

Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется также в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно п. 3 ст. 2 указанного закона аварийный жилищный фонд – совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Указанным Федеральным законом предусмотрено создание региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ст. 16).

В случае включения аварийного многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение собственника, в указанную адресную программу, собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

При этом другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в его выкупную цену.

Согласно ст. 16 ч. 3 ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Исходя из разъяснений, данных в подпункте «и» п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, в частности, что требование органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, т.к. в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях.

В судебном заседании было установлено, что истцы Ююкина А.С. и Зуев В.А., а также ФИО7 и ФИО8 являются собственниками жилого помещения по <адрес>7 в <адрес> на основании договора мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ в равных долях каждый.

ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ года.

В данном жилом помещении истцы не проживают, но зарегистрированы в нем по месту жительства.

Межведомственная комиссия администрации <адрес> обследование дома не производила, не принимала решения о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Заключением ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> может быть рекомендован к сносу как относящийся к категории ветхих, расположенных на горном отводе ликвидированной шахты и ставший в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности.

По информации администрации <адрес> жильцам дома была предоставлена социальная выплата.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в иске о предоставлении социальной выплаты.

Как пояснил представитель в судебном заседании, поскольку дом заключением МВК не признавался аварийным и подлежащим сносу, он не был включен региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2015 годы» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 498).

Принимая во внимание, что истцы Ююкина А.С., Зуев В.А. являются собственниками жилого помещения в доме, не признанном в установленном порядке (Межведомственной комиссией) аварийным и подлежащим сносу, но фактически являющемся непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, и, учитывая, что за истцами не признано право на предоставление социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, суд считает, что их жилищные права обеспечиваются в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, из содержания которой следует, что на орган местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Вместе с тем, орган местного самоуправления не принимал решений об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, и об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа, и никакого соглашения с собственником о предоставлении жилого помещения не достигнуто.

Таким образом, предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон, и в случае принятия решения об изъятии жилого помещения.

Принимая во внимание, что ответчик не принимал решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, и об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа, никакого соглашения с собственниками о предоставлении жилого помещения не достигнуто, суд считает, что требования истцов Ююкиной А.С., Зуева В.А. не обоснованы и отказывает им в удовлетворении их исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                           ░.<░░░░░>

2-729/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ююкина А.С.
Ответчики
Администраци г.Прокопьевска
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Дело на сайте суда
centr.kmr.sudrf.ru
16.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2015Передача материалов судье
22.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2015Подготовка дела (собеседование)
05.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2015Судебное заседание
03.06.2015Судебное заседание
11.06.2015Судебное заседание
30.06.2015Судебное заседание
13.07.2015Судебное заседание
23.07.2015Судебное заседание
29.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее