Дело № 2-400/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Добрянка 25 июля 2014 года
Добрянский районный суд <адрес> в составе:
судьи Д.Г. Липилиной
при участии представителя истца Оконешникова С.Г. – Коровина В.М.
представителя Управления имущественных и земельных отношений ФИО7 муниципального района Онучина А.В.
третьего лица ФИО5, его ФИО6 ФИО10
секретаря О.А. Тюряковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению ФИО1 к ФИО7 муниципального района о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка определении границ земельного участка в соответствии с межевым планом, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в <адрес> суд с заявлением к ФИО7 муниципального района с требованиями :
1.Признать незаконным отказ ФИО7 муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГг. в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, с разрешенным видом использовании: для ведения личного подсобного хозяйства, на землях населенных пунктов.
2.Определить границы земельного участка с кадастровым номером № площадью №.м., расположенного по адресу : <адрес>, в соответствии с межевым планом в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка согласно фактическому использованию на основании права собственности:
Обозначение характерных точек границы | Существующие координаты, м | Уточненные координаты, м | ||
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | |
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
3.ФИО2 муниципального района оплатить судебные расходы в размере № руб. (где № руб. – государственная пошлина, № руб. – оплата услуг представителя).
Свои требования истец мотивировал тем что в начале ДД.ММ.ГГГГ. он через своего представителя обратился к кадастровому инженеру ФИО3, свидетельство №, о проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
В процессе работ кадастровый инженер ФИО3 получила от ФИО7 муниципального района <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе согласования границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> по следующим точкам: от № Основанием отказа послужило отсутствие на указанном земельном участке проезда (прохода) к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
С третьим лицом ФИО4, собственником земельного участка с кадастровым номером № у него отсутствует спор по смежной границе. Кроме того, ФИО5 не обращался к нему об установлении сервитута.
Сам он пользуется земельным участком с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенным по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в похозяйственной книге № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 <адрес>.
Право на использование земельного участка с кадастровым номером № возникло у него на основании договора о купле-продаже от ДД.ММ.ГГГГг. деревянного жилого дома, жилой площадью № кв.м., с надворными постройками: <данные изъяты>
Кроме того, при проведении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером № не изменена фактическая граница земельного участка. До проведения кадастровых работ по уточнению границы и площади земельного участка с кадастровым номером № и по сегодняшний день отсутствуют проход и проезд через земельный участок истца к земельному участку с кадастровым номером № собственником которого является ФИО5.
Собственник земельного участка с кадастровым номером № ФИО5 никогда не использовал земельный участок с кадастровым номером № для прохода и проезда на свой участок.
Администрация ФИО14 не является собственником земельного участка с кадастровым номером, № и земельного участка с кадастровым номером №
Отказ Администрации ФИО15 согласовать границы земельного участка с кадастровым номером № он считает не мотивированным и нарушающим его права как собственника земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на свободное использование частной собственности, недвижимого имущества (л.д. 7-12).
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
Представитель ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, дополнительно пояснил, что по п. 2 исковых требований, истец просит установить все границы принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером № в т.ч. и смежными с землями общего пользования и с участком ФИО5
Представитель Администрации ФИО16 муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия. В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. требования ФИО1 не признал, мотивируя тем, что по ч.4 ст. 40 ФЗ № 221 Администрация имела право отказать истцу в согласовании границы земельного участка из-за отсутствия проезда к участку ФИО5. Данный отказ не является препятствием для реализации истцом своих прав на земельный участок.
Представитель ФИО17 сельского поселения в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Администрации ФИО18 муниципального района требования ФИО1 не признал, мотивируя тем, что в ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 обратился с заявлением об учете его право на проезд к своему земельному участку при определении границ земельного участка ФИО1. При выезде на место, было установлено, что дороги не существует, ранее проезд был по земельному участку принадлежащему ФИО1, поэтому ФИО1 границы не были согласованы.
Третье лицо ФИО5 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГг. приобрел земельный участок, расположенный в <адрес>, расположенный рядом с участком ФИО1 (по <адрес>). Продавец сообщил, что проход и проезд к его участку осуществляется через участок ФИО1. ФИО1 первоначально это подтвердил, но потом запретил проезжать через свой участок. С ДД.ММ.ГГГГ. он проживает в <адрес> и в том месте, где ему предлагался проезд, всегда была межа, по которой ходили желающие, в настоящее время это единственных проход к его земельному участку.
Представитель ФИО5 пояснил, что границы земельного участка ФИО5 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, иного прохода на свой земельный участок, кроме прохода через участок ФИО1, он не имеет, поэтому предлагали ему установить сервитут. Межевой план, по которому ФИО1 просит установить границы своего земельного участка, не соответствует требованиям законодательства: он оформлен до того, как ФИО5 оформил границы своего земельного участка, но не имеет согласований с ФИО4.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично в части признания незаконным отказа Администрации ФИО19 в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, <адрес>
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Судом установлено, что ФИО1, на основании выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрировал в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГг. право собственности на земельный участок с кадастровым номером № категория земель-<данные изъяты>, общая площадь № кв.м., расположенный по адресу : <адрес> (л.д. 43), на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом с постройками (л.д. 45).
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка за № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 41), границы земельного участка истца с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из представленного истцом межевого плана (л.д. 15-26), на основании которого он просит определить границы своего земельного участка, видно, что земельный участок истца граничит с земельными участками с кадастровыми номерами : № : №), границы которых установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; земельным участком с кадастровым номером № принадлежащим ФИО5 и землями общего пользования (№).
ФИО5, на основании Договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрировал в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГг. право собственности на земельный участок с кадастровым номером №; категория земель - <адрес> разрешенное использование – <адрес> общая площадь № кв.м., расположенный по адресу : <адрес> (л.д. 73), на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом с постройками (л.д. 76).
Как видно из кадастровой выписки о земельном участке за № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 74-77), границы земельного участка истца с кадастровым номером № в ДД.ММ.ГГГГ. были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 направил в Управление имущественных и земельных отношений Администрации ФИО20 муниципального района заявление (л.д. 126), в котором просил при согласовании схемы расположения земельного участка смежным собственникам, учесть проход и проезд к его земельному участку по <адрес>.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГг. за подписью начальника Управление имущественных и земельных отношений ФИО7 муниципального района (л.д. 46) по межевому плану, представленному ООО «ФИО21», было отказано в согласовании границ земельного участка ФИО1 по точкам : №, по причине того, что при межевании участка не предусмотрен проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу : <адрес>. Таким образом, не были согласованы границы земельного участка ФИО1 смежные с землями общего пользования.
В соответствии со ст. 11 Земельного Кодекса РФ, полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ № 221 от 24 июля 2007г. «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ст. 38 ФЗ № 221 от 24 июля 2007г. «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.1 ст. 39 ФЗ № 221 от 24 июля 2007г. «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Статья 39 названного Закона к заинтересованным лицам, с которыми производится согласование местоположения границ, относит лиц, обладающих смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
Вместе с тем, Администрация ФИО22 муниципального района не представила суду доказательств того, что она вправе была отказать в согласовании границ земельного участка ФИО1 именно на том основании, которое указано в отказе согласования - не предусмотрен проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу : <адрес>.
Согласно ст. 23 ЗК РФ, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) утратил силу с 31 декабря 2013 года. – ФЗ № 411 от 28.12.2013г.
5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 274 ГК РФ:
1.Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Из анализа представленных суду документов, вышеперечисленных норм законодательства, видно, что Администрация ФИО23 муниципального района действий по установлению публичного сервитута в отношении принадлежащего истцу земельного участка не осуществляла и не осуществляет, следовательно, отказ в согласовании границ земельного участка ФИО1 по точкам : № по причине того, что при межевании участка не предусмотрен проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером 59 № произведен в нарушение требований вышеперечисленных норм законодательства.
Вместе с тем, требование ФИО1 об определении границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом (с обозначением характерных точек границ, существующих и уточненных координат) – не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Истец просит определить все границы, принадлежащего ему земельного участка, однако, межевой план, по которому он просит их определить не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 38 ФЗ № 221 от 24 июля 2007г. «О государственном кадастре недвижимости»:
1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
2. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
3.1. В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
4. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
5. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
6. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
8. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
10. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
11. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
12. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован ст. 39 ФЗ № 221, согласно которой :
1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
По ст. 40 ФЗ № 221, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Оригинал межевого плана, приобщенный к делу, не заверен усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего межевой план. Документ межевого плана на бумажном носителе, заверенный подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего план, суду не предоставлен.
Из находящихся в указанном межевом плане схемы расположения земельных участков и Акта согласования местоположения границы земельного участка видно, что границы земельного участка истца не были согласованы с собственником смежного земельного участка ФИО4, границы земельного участка которого на тот период не были определены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В межевом плане отсутствуют расписки об извещении ФИО5 о проведении межевых работ. Доказательств того, что ФИО5 было направлено извещение о согласовании, суду представлено не было.
Таким образом, согласование границ происходило с нарушением требований п. 1 п. 2 ч. 8 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», поэтому невозможно в силу действующего законодательства установить границы по варианту предложенному истцом (в соответствии с представленным им суду межевым планом).
Кроме того, площадь земельного участка ФИО1 по результатам межевания (№ кв.м.) не соответствует правоустанавливающим документам (№ кв.м.).
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца об установлении границ его земельного участка в соответствии с межевым планом, подготовленным ООО «ФИО24», поскольку земельный участок не был сформирован и предоставлен истцу в установленном законом порядке и не оформлен акт согласования его границ.
Следует отметить, что истец не лишен права на судебную защиту путем обращения в суд с иным иском, в частности, с требованием об установлении границ принадлежащего ему земельного участка по другому варианту, либо путем согласования границ в досудебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации ФИО25 муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГг. в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, с разрешенным видом использовании: для ведения личного подсобного хозяйства, на землях населенных пунктов.
В удовлетворении требования определить границы земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, в соответствии с межевым планом в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка согласно фактическому использованию на основании права собственности:
Обозначение характерных точек границы | Существующие координаты, м | Уточненные координаты, м | ||
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | ||
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | № | № | № |
№ | № | |
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
- отказать.
Решение в течение месяца с момента его изготовления в окончательной (мотивированной) форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.
Федеральный судья - Д.Г. Липилина
<данные изъяты>