Решение по делу № 2а-1032/2018 ~ М-903/2018 от 01.11.2018

Дело <№>а-1032/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Светлогорск        18 декабря 2018 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе судьи Ганина В.А., с участием помощника Светлогорского межрайонного прокурора Люкшиной Е.В., при секретаре судебного заседания Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорука С.В. к административному ответчику окружному Совету депутатов Пионерского городского округа о признании незаконным решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Сидорука С.В.

УСТАНОВИЛ:

Истец Сидорук С.В. обратился в суд с административным иском к ответчику окружному Совету депутатов Пионерского городского округа, в котором просит:

-признать незаконным решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата>, которым досрочно прекращены полномочия депутата Сидорука С.В., на основании допущенных нарушений, указанных в представлении Светлогорского межрайонного прокурора от <Дата> <№>.

В обоснование иска истец указывает, что решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области <№> от <Дата> досрочно прекращены полномочия депутата Сидорука С.В. на основании допущенных нарушений, указанных в представлении Светлогорского межрайонного прокурора от <Дата> <№>.

Он не согласен с указанным решением окружного Совета депутатов, т.к. при его принятии был грубо нарушен порядок привлечения его к ответственности и назначенное наказание явно несоразмерно с допущенными неточностями, что выражается в следующем,

<Дата> Губернатору Калининградской области он подал Справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно которой он сообщил сведения о доходах и расходах своей супруги - Сидорук И.В. за 2017 год.

<Дата> Межрайонным прокурором Светлогорской межрайонной прокуратуры вынесено представление о досрочном прекращении моих полномочий депутата в связи с утратой доверия, которое окружной Совет депутатов Пионерского городского округа удовлетворил, по основания, указанным в представлении.

Так, Светлогорским межрайонным прокурором указано, что в ходе надзорных мероприятий выявлен факт предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений депутатом окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Сидоруком С.В. при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с <Дата> по <Дата>.

В разделе 3 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги Сидурука С.В. не указано недвижимое имущество.

Вместе с тем установлено, что в собственности супруги Судорука С.В. - Сидорук И.В. находится 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу; <Адрес>, площадью 38,8 кв.м., на основании соглашения об определении долей в имуществе, находящемся в общей собственности.

Действительно, как указывает прокурор, такие неточности в справке имеются.

Однако, у него отсутствовал умысел на предоставление заведомо ложных сведений об имуществе своей супруги, с целью его сокрытия, поскольку при выяснении данного вопроса она не сказала ему, что имеет в собственности 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, общей площадью 38,8 кв.м. расположенное по адресу: <Адрес>,

Неумышленное не предоставление вышеуказанных сведений произошло по причине того, что супруга посчитала, что он должен сообщать только те сведения об имуществе, которые записаны на её имя и приобретенные в совместном браке.

О том, что супруга имеет в собственности долю в квартире, он узнал, только из представления прокурора.

До этого момента он не знал и не мог знать об этом имуществе, что подтверждается следующим.

В брак с супругой он вступил <Дата>

Однако указанную долю его супруга приобрела на основании договора от <Дата>, когда ей было 11 лет, т.к. она родилась <Дата>. От её имени действовала законный представитель - мать <ФИО>3,

Данный договор был зарегистрирован Калининградским межрайонным бюро технической инвентаризации (регистрационное удостоверение №<№> от <Дата>).

Впоследствии, <Дата> ранее возникшее право было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.

Таким образом, в его действиях отсутствовал умысел, а имело место неточность, которая сама по себе не искажает ни сведений об общих доходах, депутата, ни сведений о принадлежащем, депутату имуществе и основаниях им владения.

Кроме того, в обоснование своей правовой позиции Светлогорский межрайонный прокурор ссылается на ст.2, ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06Л 0.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12,2008 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч.4 ст.12.1, п.2 ч1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно указанных норм закона, полномочия депутата органа местного самоуправления подлежат досрочному прекращению в связи с утратой доверия при установлении фактов предоставления заведомо недостоверных или заведомо неполных сведений об своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при предоставлении аналогичных сведений в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В то же время, при рассмотрении данного вопроса требуется обязательное соблюдение процедуры принятия такого решения, нарушение которой является безусловным основанием, вне зависимости от других обстоятельств, для признания решения незаконным.

Более того, в отношении депутатов органа местного самоуправления, помимо общих норм закона, приведенных выше, необходимо руководствоваться нормативными актами органа местного самоуправления, несоблюдение которых, является грубым нарушением и влечет за собой признание принятого решения незаконным.

Принятие решения о его досрочном прекращении полномочий депутата было вынесено с грубым нарушением императивных норм представительного органа местного самоуправления Пионерского городского округа.

Так, в обоснование своей правовой позиции, кроме норм закона, приведенных выше, прокурор ссылается на ч.10 решения окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от <Дата> <№> «О предоставлении депутатами муниципального образования «Пионерский городской округ» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,.. ..», согласно которой, депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, предоставляет по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 форме справки в комиссию сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,

Вместе с тем, решением окружного Совета депутатов Пионерского городского от <Дата> <№>, в вышеуказанное решение <№> от <Дата> были внесены изменения, согласно которых ч.10 была исключена.

Следовательно, ссылка прокурора на данную часть нормативного акта органа местного самоуправления является необоснованной.

При таких обстоятельствах» отсутствует нормативный документ местного самоуправления определяющий срок предоставления справки(ок), форма их предоставления, и следовательно отсутствует регламент по заполнению справки(ок), т.е. доводы, изложенные в представлении, являются необоснованными.

Решением № 11 от 25.02.2016 (в редакции решения № 12 от 22.02.2018) утверждено Положение Комиссии окружного Совета депутатов Пионерского городского округа по контролю за должностным поведением, соблюдением запретов и ограничений, требований к должностному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, по рассмотрению уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (приложение № 1 к решению).

В соответствии с ч.9 Положения основной задачей комиссии является проведение в порядке, определяемом настоящим положением, проверки:

1) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» предоставляемых депутатами окружного Совета депутатов Пионерского городского округа;

2)соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных федеральными законами, законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Калининградской области, уставными законами Калининградской области, законами Калининградской области;

3)определение соответствия расходов депутата, а также расходов супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по сделкам по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг» акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) общему доходу депутата и его супруги (супруга).

Согласно ч.46 Положения решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании.

На основании ч.47 Положения член комиссии, несогласный с ее решением, вправе в письменной форме изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии и с которым должен быть ознакомлен депутат.

В силу ч.48 Положения копия протокола заседания комиссии в 7-дневный срок со дня заседания направляется главе городского округа, исполняющего обязанности председателя окружного Совета депутатов Пионерского городского округа, депутату, а также по решению комиссии иным заинтересованным лицам; в орган Калининградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений для принятия решений в соответствии с его полномочиями и осуществления антикоррупционного мониторинга.

Вместе с тем, данные требования нормативного акта соблюдены не были, в частности комиссия его вопрос по представлению прокурора не рассматривала, и не создавалась, тем самым он был лишен права на предоставление доказательств, которые опровергают обстоятельства (факты), изложенные в представлении прокурора.

В то же время, перед заседанием окружного Совета депутатов Пионерского городского округа, состоявшегося <Дата>, на котором в отношении него было принято решение о досрочно прекращении полномочий депутата, <Дата> состоялось заседание комиссии на котором был поставлен вопрос о включении в повестку дня рассмотрение представления прокурора,

Однако на основании единоличного решения Главы городского округа Широченно Е.С., без голосования членов комиссии, вопрос не был включен в повестку дня, с указанием на то, что полномочия комиссии переданы в Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Калининградской области на основании ч.7.2 ст.40 Федерального закона от 06,10,2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Действительно» частью 7.2 ст.40 указанного закона, введенной в действие Федеральным законом № 64-ФЗ от 03.04.2017 установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления., проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, само по себе, принятие данного закона, не лишает депутата права на рассмотрении комиссией окружного Совета депутатов Пионерского городского округа вопроса по проведению проверки фактов» изложенных в представлении прокурора, а комиссия обязана это сделать, в силу действующего нормативного акта органа местного самоуправления.

Однако данное требование было нарушено, что привело к принятию окружным Советом депутатов Пионерского городского округа необоснованного решения в отношении меня, т.к. у них отсутствовали документы, подтверждающие необоснованность требований прокурора, а решение было принято формально, только на основании фактов, изложенных в представлении являющихся необоснованными.

В силу ч.11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем, через. 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования - непозднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Данное требование закона также установлено Уставом Пионерского городского округа (ч.13 ст.20 Устава).

Справка была предъявлена <Дата>. Следовательно, основания для досрочного прекращения полномочий появились в этот день, в связи с чем, решение о досрочном прекращении полномочий депутата может быть принято не позднее чем через 3 месяца, т.е. не позднее <Дата>, независимо от того, что с таким требованием обратился прокурор, т.к. закон не ставит в зависимость принятие решения от того обстоятельства, кто и когда обратился с таким требованием в окружной Совет депутатов Пионерского городского округа.

Однако решение в отношении <ФИО>1 было принято только <Дата>, т.е. за пределами установленного максимального 3-х месячного срока, что является самостоятельным основанием, помимо прочих, для признания оспариваемого решения незаконным.

Таким образом, с учетом того, что мною допущена незначительная, неточность в поданной справке, которая сама по себе не искажает ни сведений об общих моих доходах, ни сведений о принадлежащем мне имуществе и основаниях им владения, а также членов его семьи и при этом отсутствует умысел, связанный с сокрытием членов семьи имущественного положения, а также учитывая, что решение принято за пределами максимального установленного срока, с существенным нарушением порядка его принятия, то принятое решение является незаконным, т.к. нарушает мои права по осуществлению деятельности депутата и невозможностью выполнить перед гражданами обязательств, проголосовавших за меня.

В судебном заседании истец Сидорук С.В. и его представитель по доверенности Клевцов В.А. иск поддержали и подтвердили указанные в нем доводы.

Ответчик в лице представителя по доверенности Махаева О.В. в судебном заседании и с иском не согласилась, так как депутатом были представлены недостоверные сведения относительно дохода его супруги за отчетный период, и отстранение депутатов четырех от голосования по досрочному их лишению полномочий предусмотрено законом и было согласовано с заместителем прокурора.

Суд, выслушав стороны и исследовав доказательства по делу, а также выслушав заключение прокурора, полгавшего подлежащим удовлетворению исковое заявление в связи с нарушением процедуры голосования, приходит к следующему.

Решением окружного Совета депутатов от 30.09.2010 № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Пионерский городской округ» (в ред. решения Совета депутатов Пионерского городского округа от 27.01.2011 N 8, решений окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 22.02.2012 N 12, от 20.07.2012 N 31, от 30.01.2014 N 2, от 14.04.2014 N 27, от 09.04.2015 N 24 (ред. 28.05.2015), от 28.04.2016 N 30, от 24.05.2016 N 33, от 27.04.2017 N 29, от 15.06.2017 N 43) принят Устав муниципального образования «Пионерский городской округ».

Согласно части 1 статьи 17 Устава окружной Совет является представительным органом городского округа, состоящим из 15 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании по одномандатным округам сроком на 5 лет.

Судом установлено, что в муниципальном образовании всего избрано 15-ть депутатов окружного Совета депутатов Пионерского городского округа, в том числе Сидорук С.В..

Согласно части 6 статьи 17 Устава порядок деятельности окружного Совета, основные правила работы устанавливаются Регламентом окружного Совета депутатов.

Согласно части 8 статьи 26 Устава порядок созыва, подготовки и проведения заседаний окружного Совета, а также формы его работы устанавливаются Регламентом окружного Совета.

Решением окружного Совета депутатов Пионерского городского округа от 29.10.2015 № 80 "Об утверждении Регламента окружного Совета депутатов Пионерского городского округа в новой редакции" соответствие с Уставом муниципального образования "Пионерский городской округ" утвержден Регламент окружного Совета депутатов Пионерского городского округа.

Согласно Регламента статье 15. Порядок принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов окружного Совета:

1. Окружной Совет по вопросам своего ведения принимает решения - муниципальные правовые акты нормативного и иного характера.

Правовой акт окружного Совета депутатов ненормативного характера - официальный письменный документ, принятый окружным Советом депутатов в пределах его компетенции, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц либо носящий рекомендательный характер.

4. Решения окружного Совета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного Совета, если иное не установлено федеральным законодательством.

5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов окружного Совета.

6. Нормативные правовые акты, принятые окружным Советом, направляются для подписания и обнародования главе городского округа в течение 10 дней.

7. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не установлено федеральным законом. Иные решения вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено законодательством или самим актом.

Согласно Устава статье 20 части 11 подпункта 11) полномочия депутата окружного Совета прекращаются досрочно в иных случаях установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Согласно Устава статье 20 части 12 досрочное прекращение полномочий депутата оформляется решением окружного Совета, в котором определяется дата прекращения полномочий депутата.

Судом установлено, что прекращение полномочий депутата Сидорука С.В. оформлено решением Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области <№> от <Дата>.

Полномочия депутата Сидорука С.В. досрочно прекращены в связи допущенными им нарушениями, указанными в представлении Светлогорского межрайонного прокурора от <Дата> <№> (л.д.13-14), из которых следует, что выявлен факт предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений депутатом окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Сидорука С.В. при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с <Дата> по <Дата>.

Вместе с тем суд не может согласиться с законностью данного (оспариваемого) решения окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Калининградской области <№> от <Дата>, по следующим основаниям.

Согласно положений части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Таким образом, при рассмотрении административного иска суд подвергает судебному контролю решение органа местного самоуправление не только на соответствие его материальному праву, но и проверяет порядок принятия органом местного самоуправления оспариваемого истцом решения, независимо от того, что стороны не ссылаются на нарушение процедуры принятия оспариваемого решения.

При проверки процедуры принятия оспариваемого истцом решения судом установлено, что согласно указанного Регламента окружного Совета депутатов Пионерского городского округа решения окружного Совета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов окружного Совета, если иное не установлено федеральным законодательством.

Из чего следует, что решение считается принятым, если за него проголосовало 8-мь депутатов из 15-ти депутатов, то есть квалифицированное большинство.

Вместе с тем из протокола заседания окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <Дата>9 года, на котором было принято оспариваемое решение, видно, что за принятие оспариваемого решения <№> от <Дата> проголосовало только 7-мь депутатов из 15-ти присутствующих на заседании депутатов.

Из чего следует, что решение <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Сидорука С.В. является не принятым на заседании окружного Совета депутатов Пионерского городского округа.

При из протокола заседания окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <Дата>9 года видно что 4-ре депутата: Сидорук С.В., Мовчан С.Н., Быков С.Г., Малышев А.А. были отстранены от голосования по принятию решений об их досрочном прекращении полномочий депутатов в связи с наличием у них конфликта интересов.

Однако положениями указанного Регламента не предусмотрено отстранение депутатов от голосования в связи с рассмотрением в отношении них вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата, что также не предусмотрено и федеральным законодательством.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Сидорука С.В. является не законным.

Так как оспариваемое решение является незаконным в связи с нарушением процедуры его принятия, установленной указанным Регламентом, то суд не считает необходимым входить в обсуждение соблюдение сторонами материального права, которое послужило основанием для рассмотрения окружным Советом депутатов Пионерского городского округа вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Сидорука С.В..

Что касается доводов ответчика, что отстранение депутатов от голосования по вопросам досрочного прекращения полномочий депутатов предусматривается положениями статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции", то суд не может с этим согласиться, так как из положений статьи 10 и статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их взаимосвязи следует, что указываемые ответчиком положения относятся к интересам имущественного характера, то есть непосредственно материальных благ, к которым статус «депутат представительного органа местного самоуправления» непосредственно не относится.

Таким образом, суд исходя из указанных обстоятельств считает возможным удовлетворить административные исковые требования истца о признании оспариваемого решения органа местного самоуправления не законным, по указанным судом основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования истца Сидорука С.В. - удовлетворить.

Признать незаконным решение окружного Совета депутатов Пионерского городского округа <№> от <Дата> о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа Сидорука С.В. со дня его принятия - с <Дата>.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца, со дня его окончательного изготовления.

Мотивированное решение суда изготовлено <Дата>.

СУДЬЯ ГАНИН В.А.

2а-1032/2018 ~ М-903/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сидорук Сергей Вячеславович
Ответчики
Окружной Совет депутатов ПГО
Другие
Светлогорская межрайпрокуратура
Суд
Светлогорский городской суд
Судья
Ганин В.А.
01.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2018[Адм.] Судебное заседание
18.12.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее