Решение по делу № 2-93/2015 (2-2706/2014;) от 16.09.2014

Дело № 2-93/15

                 Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

    8 июня 2015 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Шульга Е.А., при секретаре Сысоевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, Васильченко А.В. о признании договора аренды и распоряжения недействительными и применении последствий недействительности сделки.

У С Т А Н О В И Л

Военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с названным иском, в обоснование указав, что по обращению начальника <номер> лесничества МО РФ - филиала ФГКУ Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ, обусловленному неправомерными действиями должностных лиц Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края проведена проверка.

     В ходе надзорных мероприятий установлено, что <дата> в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края поступило заявление от Васильченко А.В. о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер земельного участка <номер>, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).

<дата> Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории но адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. гр. Васильченко А.В. для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).

<дата> Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края вынесено распоряжение № <номер> «О предоставлении Васильченко А.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> согласно которому Васильченко А.В. предоставлен в аренду сроком на 49 лет из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>

Во исполнение указанного распоряжения <дата> между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Васильченко А.В. заключен договор аренды земельного участка № <номер> на предоставление данного земельного участка.

Таким образом, в нарушение п. 10 ст. 1 ФЗ «Об обороне», ст. 209 ГК РФ Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края осуществлено распоряжение земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенным по адресу: <адрес>, являющимся в силу закона федеральной собственностью, что нарушает право собственности Российской Федерации на данный объект недвижимости. Кроме того, названный земельный участок вопреки ч. 1, 2 и 5 ст. 102, ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ оспариваемым распоряжением предоставлен для осуществления деятельности, не совместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов, что влечет нарушение прав неопределённого круга лиц на сохранение защитных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения каждого на благоприятную окружающую среду.

Прокурор ссылается на распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 года № 1885-рс, постановление Совета Министров СССР от 19.04.1948 № 1264-478, постановление Правительства РФ от 02.02.1998 года № 135.

Спорный земельный участок входит в земельный участок, отнесенный к лесам, общей площадью <данные изъяты> га, переданный по акту от 26.01.1999, акты о передаче лесов утверждены приказом Минприроды РФ и Минобороны РФ от 15.12.2000 № 555/592.

    Просит признать недействительной в силу ничтожности договор аренды №<номер> от <дата>

    Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на Васильченко А.В., возвратить находящийся в пользовании земельный участок, расположенный по адресу <адрес> в федеральную собственность (министерству обороны Российской Федерации)

    Признать недействительным распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 11.11.2013 №<номер> «О предоставлении Васильченко А.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в виду его несоответствия закону.

    В ходе рассмотрения заявленных требований к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация г. Владивостока, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае.

    В судебном заседании истец настаивал на исковых требованиях, пояснил, что спорный участок находится в <номер> выделе <номер> квартала <номер> военного лесничества, что установлено специалистом при выезде на местность, и зафиксировано в акте проверки от <дата>. Согласно ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Предоставленные материалы лесоустроительного проекта полностью показывают границы, координаты, местоположение земель в границах лесных кварталов. Было выявлено, что спорный земельный участок находится в лесах <номер> военного лесничества, также был выявлен факт незаконной рубки леса на данном участке. Нарушено не только право собственности РФ, но и интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, участок предоставленный ответчику для ведения дачного хозяйства, что не соответствует его целевому назначению.

Кроме того, указал, что заключение эксперта ООО «<данные изъяты>», подготовленное по результатам землеустроительной экспертизы, нельзя признать надлежащим доказательством, поскольку экспертом оставлены без внимания требования Лесного кодекса, а именно: им не были истребованы материалы лесоустройства и не был привлечен специалист по лесоустройству, для определения границ лесного участка по представленным материалам лесоустройства.

Представитель ответчика Васильченко А.В.. – К.А.Н. с исковыми требованиями не согласился и пояснил. Основанием для направления в суд иска является довод истца о наложении границ спорного земельного участка с кадастровым номером <номер> и земель <номер> лесничества Министерства обороны РФ. В обоснование заявленных требований предоставлены копии графических карт (планшетов), составленных в <дата> г. и акт проверки, проведенной <дата> военным прокурором (Бабич В.А.) представителем <номер> военного лесничестваГ.П.Н..) и специалистом Росреестра (Гордиенко В.А.) о якобы имевшем место факте нахождения спорного участка в границах <номер> лесничества Министерства обороны РФ. Также истец ссылается на заключение, подготовленное ООО «Кадастровые инженеры» от <дата>, в котором делается вывод о наложении границ спорного земельного участка и земель <номер> военного лесничества.

Полагает, что указанные документы являются ненадлежащим доказательством, поскольку карты (планшеты) и иные материалы лесоустройства, представленные военным прокурором, являются устаревшими, не содержат сведений, подтверждающих конкретные границы, координаты, площадь и состав земельных участков, входящих в состав <номер> лесничества. Они не отвечают требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к документам, на основании которых осуществляется установление границ земельных участков.

В силу п. 67 приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412 (редакция от 22.12.2014 г.) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" и в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 16.09.2013 г. №ОГ-Д23-5116 "Об уточнении местоположения границ земельного участка и обосновании уточненных границ земельного участка" выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

При отсутствии указанных выше документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.

Планшет № <номер> и план лесонасаждений части лесничества имеют более мелкий масштаб - соответственно, 1:10000 и 1:25000, и были подготовлены в <дата>, т.е. менее 15 лет назад.

Таким образом, планшет № <номер> и план лесонасаждений не могут быть использованы для определения границ лесничества и в качестве надлежащего доказательства наложения границ лесничества и спорных земельных участков, т.к. не соответствуют указанным выше нормам действующего законодательства РФ.

Представленный военным прокурором акт проверки от <дата> года прямо противоречит информации, содержащейся в письме ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации кадастра и картографии" по Приморскому краю от <дата> года № <номер> согласно которому спорный земельный участок не относится к землям, закрепленным за <номер> лесничеством Министерства обороны РФ, не входит в квартал <номер> выдел <номер> указанного лесничества. Кроме того, акт проверки подписан неуполномоченным лицом- Г.В.А.., не являвшимся кадастровым инженером и не обладавшим правом устанавливать границы земельных участков.

Заключение ООО "<данные изъяты>", в котором сделан вывод о том, что спорный участок входит в состав выдела <номер> квартала <номер> лесничества № <номер> является необоснованным, поскольку выводы были сделаны на основе постановления Правительства РФ № 135 от 02.02.1998 года, акта на передачу лесов от 22.12.1998 года, сводного акта о передаче лесов от 26.01.1999 года, приказа об утверждении актов №555/592 от 15.12.2000 года и кадастрового плана территории № <номер> от <дата> года, которые не содержат сведений о квартале <номер>, выделе <номер>, а также не содержат сведений о всем участке лесничества № <номер> площадью <данные изъяты> Га. В исследовании специалистов ООО "<данные изъяты>" указано, что они установили фактическое местоположение границ квартала <номер>, выдела <номер> лесничества № <номер>, но не указано, каким образом они это сделали.

Утверждение сотрудников ООО "Кадастровые инженеры" о наложении границ спорного участка и земель военного лесничества является голословным и ничем не подтвержденным. Указанное заключение прямо противоречит выводам, изложенным в заключении кадастровых инженеров ООО «<данные изъяты>" №<номер> от <дата>, и заключению ООО «<данные изъяты>» подготовленному на основании определения суда Советского района г. Владивостока.

Просит истцу в иске отказать.

Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что прокурором пропущен срок исковой давности по требованию об оспаривании распоряжения Департамента. Распоряжение об утверждении схемы администрации г. Владивостока не было оспорено. При предоставлении земельного участка Департаментом делались запросы в лесничество и другие органы о наличии прав на спорный земельный участок, но доказательств того, что спорный участок входит в состав земель, предоставленных <номер> военному лесничеству не было. Данный спорный участок относится к землям населенных пунктов, лесничеством не предоставлено документов, подтверждающих право лесничества на земельный участок. Считает, что акт от <дата> не является допустимым доказательством, так как не приложены документы об использовании приборов, компетенции специалиста, графического изображения. Истец не доказал, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости неверны, не обращался в Кадастровую палату с заявлением об изменении категории земель. Утвержден план застройки г. Владивостока, но никто не обращался за исключением каких-либо земель. Материалы лесоустроительного проекта, в соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ, действуют в течение 10 лет. Ссылка представителя истца и <номер> военного лесничества на то, что лесоустроительные материалы действительны на протяжении 15-ти лет, несостоятельна. Кроме того, как следует из заключения эксперта ООО «<данные изъяты>», подготовленного по результатам землеустроительной экспертизы в рамках данного гражданского дела, установить входит ли по данным Государственного кадастра недвижимости земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер>, предоставленный ответчику, в состав земельных участков закрепленных в установленном порядке за <номер> лесничеством Министерства обороны РФ, но не имеющих установленных границ по данным Государственного кадастра недвижимости, не представляется возможным, в связи с тем, что границы земельного участка <номер> лесничества Министерства обороны РФ, в том числе границы территории квартала №<номер> выдела №<номер> данного лесничества не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просила истцу в иске отказать.

Представитель третьего лица <номер> военного лесничества МО РФ по доверенности Г.П.Н.. поддержал исковые требования, пояснил, что поддерживает позицию военного прокурора, считает, что спорный земельный участок расположен в пределах лесного фонда, что подтверждается лесоустроительными материалами. В связи со строительством объектов Саммитом АТЭС Приказом МО РФ было прекращено право бессрочного пользования на ряд земельных участков из состава земель, переданных по акту от <дата> (общей площадью <данные изъяты> га), но, какие конкретно, затрудняется пояснить.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по ПК в судебное заседание не явилась, направлен отзыв на исковое заявление, согласно которому, даны пояснения относительно акта проверки от. <дата> г. предоставленного в материалы дела. <дата> г. государственный инспектор Приморского края по использованию и охране земель Г.В.А. на основании требования принял участие в качестве специалиста при проведении военной прокуратурой Тихоокеанского флота и военным лесничеством № <номер> Минобороны России обследования ряда земельных участков, расположенных в <адрес> Цель обследования заключалась в визуальном определении- расположены ли конкретные земельные участки ( имелись кадастровые номера и кадастровые выписки) на землях, отнесенных к ведению военного лесничества ( у представителя лесничества имелись планшеты).

При визуальном сравнении и сопоставлении картографического материала с данными ГКН в части мест расположения земельных участков и земель военных лесов относительно имеющихся на местности ориентиров (станция и дорога) установлено, что места расположения являются идентичными.

Какие-либо измерительные приборы не применялись и не могли быть применены, поскольку отраженная на планшете территория как земли военного лесничества на кадастровый учет не поставлены и их границы в соответствии с действующим законодательством не установлены. Кроме того, в соответствии с нормами Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» границы земель лесного фонда подлежат внесению в ГКН. Исходя из сведений, предоставленных филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, спорный участок не относится к землям лесного фонда.

Представитель Администрации г. Владивостока, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, им был предоставлен отзыв на исковое заявление, согласно которому считают необоснованной ссылку истца на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества как подтверждение нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда. Выкопировка из планшета Садгородского, Седанскинского, Лазурного участкового лесничества не может являться доказательством того, что спорный земельный участок расположен на территории лесного фонда. В соответствии с требованиями Лесного Кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Решением Думы г. Владивостока от <дата><номер> «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа» были установлены границы Владивостокского городского округа. Проект Генерального плана был согласован с соответствующими министерствами и ведомствами РФ 12.09.2008.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером <номер>, весь земельный участок является землями населенных пунктов с разрешенным видом использования «для ведения дачного хозяйства», сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Думы г. Владивостока от <дата><номер>

Кроме того, в ст. 17 Земельного кодекса РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Для того чтобы земельные участки находились в федеральной собственности, они должны быть сформированы в определенных границах, в отношении них должен быть произведен кадастровый учет, право должно быть зарегистрировано в ЕГРП. Условие о возникновении прав на недвижимое имущество с момента государственной регистрации прав на него не распространяется на права, возникшие ранее вступления в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако, условие о формировании земельного участка в качестве объекта недвижимости для возникновения (установления) в отношении него гражданских прав является во всех случаях обязательным.

Соответствующие права Российской Федерации на спорный земельный участок в установленном законом порядке не оформлены, доказательств расположения спорного земельного участка в границах земельного участка, переданного распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956№3682р, не представлены.

Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились. О дате рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины не явки не известны, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало, и при таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

<дата> года распоряжением № 493 Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, в районе <адрес> Васильченко А.В. (л.д. 35).

Согласно кадастровому паспорту от <дата> года земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м. внесен в государственный кадастр недвижимости, относится к землям населенных пунктов (л.д. 39-40).

<дата> Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края вынесено распоряжение № <номер> «О предоставлении Васильченко А.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> согласно которому Васильченко А.В. предоставлен в аренду сроком на 49 лет из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты>м. (л.д. 45-46).

Во исполнение указанного распоряжения <дата> между Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Васильченко А.В. заключен договор аренды земельного участка № <номер> на предоставление земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты>.м. (л.д. 42-43).

Представителем Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края заявлено о пропуске срока исковой давности.

Однако суд не находит этот довод обоснованным, поскольку, обращаясь <дата> в суд с иском об оспаривании договора аренды от <дата>, прокурор не пропустил установленный законом 3-летний срок, а истечение 3-месячного срока для обжалования распоряжения Департамента в порядке главы 25 ГПК РФ в данном случае значения не имеет, поскольку это распоряжение подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами по делу об оспаривании договора аренды.

Как следует из пояснений прокурора, названный участок входит в границы земель лесного квартала № <номер> выдела № <номер> военного лесничества № <номер>

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на акт от <дата>, сводный акт от <дата>, лесоустроительный планшет № <номер> план лесонасаждений части лесничества № <номер>, акт проверки от <дата> и заключение кадастрового инженера ООО "<данные изъяты>" согласного которым земельный участок с кадастровым номером <номер> полностью находится в границах земель лесного квартала №<номер>

Суд находит недоказанным утверждение прокурора о том, что названный участок входит в состав земель, принадлежащих Министерству обороны РФ по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит право постоянного пользования.

На основании ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997 г. № 122 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Согласно ч. 2 с. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

По изложенному следует, что для того, чтобы земельные участки находились в федеральной собственности, они должны быть сформированы в определенных границах. В отношении них должен быть произведен кадастровый учет, право должно быть зарегистрировано в ЕГРП.

Условие о формировании земельного участка в качестве объекта недвижимости для возникновения (установления) в отношении него гражданских прав является во всех случаях обязательным.

В силу абзаца 4 п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

При этом, согласно ч. 1 ст. 2 указанного Закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В отношении земельного участка, указанного истцом как отнесенного к землям Министерства обороны РФ, отсутствует кадастровый номер и государственная регистрация права.

Довод истца о возникновении у Министерства обороны права постоянного бессрочного пользования на земельный участок в силу закона несостоятелен.

В силу ч. 3 ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Какого-либо исключения в осуществлении государственного кадастрового учета для земельных участков, предоставленных для нужд обороны, законодательством не предусмотрено.

В документах, на которые ссылается прокурор, отсутствуют данные о границах и конкретные размеры земельного участка, предоставленного Министерству обороны РФ и преданных <номер> военному лесничеству.

Так, Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 № 1885-рс на Министерство сельского хозяйства СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, в республиках, краях и областях согласно приложению, а Министерству обороны СССР указано на необходимость организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров ССР от 19.04.1948 года (л.д. 18).

Однако, данных о том, что Министерством сельского хозяйства СССР исполнена указанная обязанность, суду не представлено.

Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержден позднее - Постановлением Правительства РФ № 135 от 02.02.1998 (л.д. 19-20).

При этом, указанным постановлением предписано Федеральной службе лесного хозяйства России и Министерству обороны Российской Федерации с участием Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству осуществить в 1998 году закрепление лесов, расположенных на землях обороны, по состоянию на <дата>

Со ссылкой на вышеуказанное постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 135, Государственным учреждением Владивостокским лесхозом Приморского управления лесами и Военным лесничеством № <номер> ТОФ при <номер> ОМИС ТОФ <дата> года составлен акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны общей площадью <данные изъяты> га.

К экземпляру акта, переданного военному лесхозу (лесничеству) должна была (согласно отметке в акте, и согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 135) прилагаться документация государственного учета лесного фонда (формы № 1 и № 2) по состоянию на <дата> года и материалы лесоустройства (л.д. 24-25).

В форме № 1 отражаются сведения о распределении государственного лесного фонда по категориям земель, группам и категориям защитности лесов, а в форме № 2 – о распределении лесов по преобладающим породам и группам возраста. Эти формы входят в состав документации государственного учета лесов, предусмотренной Инструкцией о порядке ведения государственного учета лесов, утвержденной Приказом Гослесхоза СССР от 19.10.1982 N 148.

В материалы лесоустройства входят документы, отражающие лесоустроительные действия по определению границ территорий, лесных ресурсов, участков, на которых необходимо проведение рубок, по уточнению площадей, по определению категорий защитности лесов (ст. 118 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978).

В материалы настоящего дела документы, указанные как названное приложение к акту от <дата> года, не представлены.

Сведения, указанные в акте от <дата> года, отражены в сводном акте от <дата> года, составленном совместной комиссией по подготовке документов о закреплении лесов, расположенных на землях обороны, а именно, указано, что Владивостокским лесхозом передано Военному лесничеству № <номер> леса, расположенные в г.Владивостоке площадью <данные изъяты> га, принадлежность земельного участка к землям Министерства обороны закреплена Распоряжением Совета Министров СССР № 1885-рс от <дата> года (л.д. 22-23).

Между тем, как указано выше, указанным распоряжением от <дата> года какие-либо земельные участки за Министерством обороны не закреплялись, распоряжением была возложена обязанность на соответствующие ведомства закрепить участки.

В материалы дела представлен приказ № 555/592 от 15.12.2000 года Министерства природных ресурсов РФ и Министерства обороны РФ, которым утвержден акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Министерства обороны РФ, из них - в Приморском крае – <данные изъяты> гектара (л.д. 21). Указного акта о передаче (приемке) суду не представлено.

Суд считает необоснованными доводы Военного прокурора Владивостокского гарнизона об отнесении земельного участка, предоставленному Ким А.Г., к землям лесного фонда, на который в силу закона возникло право собственности Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельная категория выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Лесного Кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

При этом сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда так как в соответствии с ч.1 ст. 67 и ч.3 ст. 23 Лесного Кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

В соответствии с ч.1. ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172 –ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статьей 83 Земельного Кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки, и развития населенных пунктов. Границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 №119 «Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа» были установлены границы Владивостокского городского округа. Проект Генерального плана был согласован с соответствующими министерствами и ведомствами РФ 12.09.2008, как это и предусмотрено в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с Положением о согласовании проектов, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектных документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 №178.

В соответствии с положениями Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематезированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером <номер>, весь земельный участок является землями населенных пунктов с разрешенным видом использования «для ведения дачного хозяйства», сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Думы г. Владивостока от <дата><номер>

Виды разрешенного использования земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки (ч.6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ)

Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам.

Решением Думы г. Владивостока от <дата><номер> утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.

Земельный участок с кадастровым номером <номер> имеет разрешенное использование: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), а это обстоятельство свидетельствует о том, что земли лесничества №<номер> и в том числе территория квартала №<номер> выдела №<номер> данного лесничества, являясь лесным фондом, не может располагаться на территории земель населенных пунктов.

Кроме того, истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в собственности Российской Федерации, так как доказательств расположения спорного земельного участка в границах земельного участка, переданного военному лесничеству, истцом не представлены.

Суд считает доказательства представленные истцом в виде заключения, подготовленного ООО «Кадастровые инженеры» от <дата>, в котором делается вывод о наложении границ спорного земельного участка и земель <номер> военного лесничества, ненадлежащим доказательством, поскольку предоставленные истцом для исследования карты (планшеты) и иные материалы лесоустройства, являются устаревшими и не отвечающими требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к документам, на основании которых осуществляется установление границ земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков, закрепление на местности границ их местоположения, таксацию лесов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу ст. 69 Лесного кодекса РФ проектирование соответствующих лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств путем подготовки проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного Кодекса РФ.

Согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, который в силу ч. 4 ст. 87 Лесного кодекса РФ составляется на срок до десяти лет.

Порядок проведения лесоустройства установлен приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции".

Согласно п. 92 Лесоустроительной инструкции, каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества

В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Таким образом, из положений Лесного кодекса РФ и Лесоустроительной инструкции следует, что лесоустроительные материалы действует в течение десяти лет.

При этом, как видно из лесоустроительного проекта, организации и ведения лесного хозяйства Лесничества № <номер> последний раз лесоустроительные работы проводились в <дата> году, в результате был составлен планшет № <номер>

В силу п. 67 приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412 (редакция от 22.12.2014 г.) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" и в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 16.09.2013 г. №ОГ-Д23-5116 "Об уточнении местоположения границ земельного участка и обосновании уточненных границ земельного участка" выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

При отсутствии указанных выше документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.

Планшет № <номер> и план лесонасаждений части лесничества имеют более мелкий масштаб - соответственно, 1:10000 и 1:25000, и были подготовлены в <дата> году, т.е. менее 15 лет назад.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что планшет № <номер> и план лесонасаждений не являются надлежащими доказательствами при рассмотрении вопроса о наложения границ лесничества и спорного земельного участка, т.к. не соответствуют указанным выше нормам действующего законодательства РФ

Представленный военным прокурором акт проверки от <дата> года, как документ, подтверждающий факт нахождения спорного участка в границах <номер> лесничества Министерства обороны РФ, опровергается пояснениями предоставленными представителем Управления Росреестра по ПК, которые отражены в отзыве на исковое заявление. Из данного отзыва следует, что <дата> г. государственный инспектор Приморского края по использованию и охране земель Г.В.А. на основании требования принял участие в качестве специалиста при проведении военной прокуратурой Тихоокеанского флота и военным лесничеством № <номер> Минобороны России обследования ряда земельных участков, расположенных в районе <адрес> При визуальном сравнении и сопоставлении картографического материала с данными ГКН в части мест расположения земельных участков и земель военных лесов относительно имеющихся на местности ориентиров (станция и дорога) установлено, что места расположения являются идентичными.

Какие-либо измерительные приборы не применялись и не могли быть применены, поскольку отраженная на планшете территория как земли военного лесничества на кадастровый учет не поставлены и их границы в соответствии с действующим законодательством не установлены.

На основании изложенного, суд считает, что данный акт проверки надлежащим доказательством, подтверждающим нахождение земельного участка с кадастровым номером <номер> в границах <номер> лесничества Министерства обороны РФ, не является.

В свою очередь, суд, отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, принимает в виде надлежащего доказательства свидетельствующего об отсутствия нарушений со стороны Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края при предоставлении Васильченко А.В. земельного участка с кадастровым номером <номер> на праве аренды и заключении с ним оспариваемого договора аренды, заключение эксперта ООО <данные изъяты>», подготовленного по результатам землеустроительной экспертизы на основании определения суда от <дата>

Согласно данному заключению установить входит ли по данным Государственного кадастра недвижимости земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <номер> в состав земельных участков, закрепленных в установленном порядке за <номер> лесничеством Министерства обороны РФ, но не имеющим установленных границ по данным Государственного кадастра недвижимости, не представляется возможным, в связи с тем, что границы земельного участка <номер> лесничества Министерства обороны РФ, в том числе границы территории квартала №<номер> выдела №<номер> данного лесничества, не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Данное заключение суд признает допустимым доказательством, поскольку оно соответствует требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, предусмотренным ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, выполнено специалистом имеющим соответствующее образование, предупрежденным об уголовной ответственности. Заключение подготовлено на основе выезда специалиста на местность и как сказано в заключении им было установлено фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером <номер> и также был установлен факт отсутствия каких-либо лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, ограничивающих территорию лесничества № <номер> в том числе ограничивающих территорию квартала №<номер> выдела №<номер> данного лесничества. Выводы эксперта также подтверждаются заключением кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>»

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п.1 ст. 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и (или) ведении Приморского края.

Согласно Положения о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий: государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края; государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края.

Таким образом, судом установлено, что распоряжение руководителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края № <номер> от <дата> о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <номер> в аренду Васильченко А.В., вынесено в рамках предоставленных полномочий, при наличии имеющегося правового регулирования не может быть признано незаконным. Земельный участок был предоставлен в соответствии с целевым назначением использования данного участка.

По изложенному военному прокурору Владивостокского гарнизона в иске к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края и Васильченко А.В. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского Края, Васильченко А.В. о признании недействительным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от <дата><номер> признании недействительным договора аренды №<номер> от <дата> и применении последствий недействительности ничтожной сделки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированное решение составлено 11 июня 2015 года.

Судья                                 Е.А. Шульга

2-93/2015 (2-2706/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Владивостокского гарнизона
Ответчики
Департамент ЗИО ПК
Министерство Обороны РФ
Васильченко А.В.
Другие
247 военное лесничество МО РФ филиал ФГКУ "ТУЛХ" МО РФ
Суд
Советский районный суд г. Владивосток
Дело на странице суда
sovetsky.prm.sudrf.ru
15.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2014Передача материалов судье
16.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2014Подготовка дела (собеседование)
15.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2014Судебное заседание
04.12.2014Судебное заседание
04.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2014Судебное заседание
22.01.2015Судебное заседание
17.03.2015Судебное заседание
16.04.2015Судебное заседание
25.05.2015Производство по делу возобновлено
08.06.2015Судебное заседание
11.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее