Решение по делу № 2-2580/2017 от 04.08.2017

Гр.дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2017 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда города Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,

при секретаре Батлаевой Б.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к Администрации МО "город Улан-Удэ", Правительству Республики Бурятия об обязании принять меры по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ с иском об обязании принять меры по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов.

Определением суда привлечено третьим лицом - Министерство природных ресурсов РБ.

В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Занданова О.Б. уточнила исковые требования и просила суд обязать Правительство Республики Бурятия организовать деятельность по сбору, транспортированию, утилизации твердых коммунальных отходов с земельных участков и обязать администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию и утилизации твердых коммунальных отходов с земельных участков.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО "город Улан-Удэ" по доверенности Булытова И.В. с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок должны быть включены в региональную программу в области обращения с отходами, которая должна быть разработана субъектом РФ. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности Борсоев С.Ц., представители Министерства природных ресурсов РБ по доверенностям Актинова И.В. и Елбаскина А.П. исковыми требованиями не согласились и суду пояснили, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям органов местного самоуправления. Правительство Республики Бурятия надлежаще выполняет возложенные полномочия и принимает необходимые меры по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захороне­нию твердых коммунальных отходов. Просят в иске отказать.

Представители Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в суд не явились, извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Так, прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования выявлены факты размещения отходов производства и потребления на не разграниченной территории Октябрьского района г.Улан-Удэ.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 6, ст. 8 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п. 4 ст. 24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, анализ вышеприведенных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 12, 25 ст. 5 Устава ГО «Город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 г. № 624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления городских округов вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В ходе проверки выявлено захламление твердыми коммунальными отходами земельного участка, расположенных:

1.1. в 20 метрах в восточном направлении от дома номер ..., координаты 51.81672, 107.64346 (примерной площадью м, примерным объемом м3);

1.2. в 30 метрах севернее от ... по ..., на земельном участке примерной площадью 900 м", примерным объемом 0,5 м3;

1.3. в 40 метрах в южном направлении от ... по ... ... (примерной площадью 30 м, примерным объемом 9 м3).

Поскольку собственность на данные земельные участки не разграничена, функции собственника указанных земельных участков осуществляют органы местного самоуправления МО ГО «...».

Участниками процесса не оспаривается наличие данных свалок на момент рассмотрения дела в суде.

Указанные свалки не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 N 16. Кроме этого, свалки не являются площадками для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 Сан­ПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80.

В связи с изложенным, доводы ответчиков судом не принимаются.

Прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, так как захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств– в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

1.1. в 20 метрах в восточном направлении от дома номер ...

1.2. в 30 метрах севернее от ..., на земельном участке примерной площадью 900 м", примерным объемом 0,5 м3;

1.3. в 40 метрах в южном направлении от ... (примерной площадью 30 м, примерным объемом 9 м3).

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Улан-Удэ» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:

2.1 в 20 метрах в восточном направлении от дома номер ...

2.2. в 30 метрах севернее от ..., на земельном участке примерной площадью 900 м, примерным объемом 0,5 м3;

2.3. в 40 метрах в южном направлении от ... (примерной площадью 30 м, примерным объемом 9 м3).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья: п\п Т.В.Цыбикдоржиева

2-2580/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ
Ответчики
Администрация МО "город Улан-Удэ"
Правительство Республики Бурятия
Другие
Республиканская служба по охране, контролю и надзору в сфере природопользования
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
04.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2017Передача материалов судье
07.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017Подготовка дела (собеседование)
23.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2017Судебное заседание
03.10.2017Судебное заседание
04.10.2017Судебное заседание
09.10.2017Судебное заседание
13.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее