Дело № 2-252/2023; №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Толмачевой И.И.,
при помощнике Седининой Ю.Н., с участием ответчика Трунина А.А., представителя ответчика Березовского В.К., рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Трунина В. А. к Трунину А. А. о признании недействительным завещания, договора дарения, продлении срока для принятия наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Трунин В.А. обратился в суд с указанным иском к Трунину А.А. о признании недействительным завещания, договора дарения, продлении срока для принятия наследства. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ. умерла ТруН. Н.Я. – мать истца и ответчика, проживавшая по адресу: <адрес> После ее смерти открылось наследство в виде денежных средств на банковском вкладе в ПАО Сбербанк, доля в праве на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес> – 102. Истец в установленные законом сроки не обратился в нотариальные органы за принятием наследства, поскольку не владел в полной мере всей необходимой информацией и был введен в заблуждение ответчиком. В настоящий момент истец проживает в городе Москве. О реальном составе наследства истец узнал от нотариуса Чухланцевой Л.В. Истец по просьбе матери приезжал к ней в Пермь, так как мать истца боялась своего младшего брата (ответчика), он издевался над ней, вел асоциальный образ жизни, злоупотреблял алкоголем и требовал деньги у матери. Мать истца под угрозой побоев написала завещание на ответчика. Кроме того, мать истца была инвалидом и принимала различные лекарства, в том числе и сильнодействующие, которые помогали ей облегчить общее состояние и уменьшить сильную головную боль.
На основании вышеизложенного истец просит продлить срок для принятия наследства, признать недействительным последнее завещание и договор дарения, составленный от имени ТруН. Н.Я. в пользу Трунина А.А.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В ходатайстве просил отложить разбирательство дела в связи с невозможностью прекратить трудовую деятельность, материальными трудностями, планированием уточнения исковых требований и ознакомлении с ними свидетелей.
Судом в удовлетворении ходатайства об отложении разбирательства дела истцу отказано в связи с отсутствием приложения доказательств, необходимостью добросовестного пользования принадлежащими процессуальными правами.
Ответчик в судебном заседании с иском не согласился, поддержал письменные возражения.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что истец, подавая иск, не формулирует основания, по которым считает оспариваемые документы недействительными. У него 2 основания - это то, что ответчик является недостойным наследником и завещание составлено под влиянием угроз, но в тексте искового заявления говорится, что умершая не осознавала своих действий при подписании договора дарения и удостоверения завещания. Указывает, что истцом пропущен срок вступления в наследство, четкого ходатайства о восстановлении срока истцом не заявлено. Что касается договора дарения, то истцом не представлены доказательства в обоснование своей позиции. Ходатайство о назначении экспертизы не заявлено, иных доказательств также не имеется. Все заложенные мотивы искового заявления являются надуманными и не основаны на доказательствах. У ответчика были хорошие взаимоотношения с матерью, они прожили вместе до конца ее дней, она была в здравом уме, оформила завещательные распоряжения в банке на сына. Ее действия выглядят логично, поскольку ? доли, которую умершая подарила ответчику, принадлежала ей.
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, его представителя, пришел к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с ч.ч. 1,2,4 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с ч.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч.1 ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» сроки принятия наследства определяются в соответствии с общими положениями о сроках.
Течение сроков принятия наследства, установленных статьей 1154 ГК РФ, согласно статье 191 ГК РФ начинается на следующий день после календарной даты, которой определяется возникновение у наследников права на принятие наследства.
Согласно пункту 3 статьи 192 ГК РФ срок принятия наследства истекает в последний месяц установленного статьей 1154 ГК РФ шести- или трехмесячного срока в такой же по числу день, которым определяется его начало.
Согласно разъяснениям в п.40 указанного Постановления Пленума ВС РФ требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Судом установлено, что истец и ответчик приходятся друг другу родными братьями, что подтверждается свидетельствами о рождении.
ТруН. Н.Я. приходится истцу и ответчику матерью.
ТруН. Н.Я. умерла ДД.ММ.ГГГГ., после ее смерти нотариусом Чухланцевой Л.В. заведено наследственное дело №, согласно которому наследниками по закону являются Трунин В.А., Трунин А.А., а наследником по завещанию является Трунин А.А.
ТруН. Н.Я. составлено завещательное распоряжение на денежные средства, находящиеся во вкладе в ПАО Сбербанк.
В материалы гражданского дела представлено постановление мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ., которым постановлено признать Турова В.А. виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от <данные изъяты>. постановлено: определить доли Трунина В. А. и ТруН. Н. Я. в праве общей собственности на общее имущество 3-х комнатную квартиру №<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м,., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную на 3-м этаже 5-ти этажного кирпичного жилого дома №<данные изъяты> по ул. Н.Островского в г. Перми в равных частях по ? доли в праве общей собственности каждому.
Также в материалы дела представлена справка ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая психиатрическая больница», согласно которой ТруН. Н.Я. на диспансерном наблюдении по поводу психических расстройств не состоит.
Рассматривая требования истца о продлении срока для принятия наследства, суд приходит к следующему выводу.
По мнению суда, доказательств тому, что истец не мог знать по объективным причинам о смерти наследодателя в материалы дела не представлено. Не доказано истцом допустимыми и достаточными доказательствами наличие у него обстоятельств, связанных с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованием о восстановлении данного срока.
Рассматривая требования истца о признании договора дарения, а также завещания недействительным, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно п. 1 ст.166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п.1 ст.177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Смолякова Т.В., Лоренц О.А. дали показания о том, что состояние здоровья у ТруН. Н.Я. было хорошее, она сама ходила в Сбербанк и писала завещание, с сыном А. у нее были дружеские отношения. Она до последних своих дней была адекватна в действиях и поведении.
Истцом не представлено доказательств недействительности сделок, а именно: договора дарения, завещания, не указаны конкретные основания признания сделок недействительными, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании недействительным договора дарения, завещания.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Трунина В. А. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать Трунину В. А. в удовлетворении исковых требований к Трунину А. А. - в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления в полном объеме.
Судья И.И.Толмачева
В полном объеме решение изготовлено 28.02.23г.