Решение по делу № 33-709/2022 от 03.02.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0018-01-2021-000319-11

судья Орлов А.С.

дело поступило 03.02.2022 г.                                                                                    № 33-709/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2022 г.                                          г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю. при секретаре Дармаеве Ж.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобрина В.В. к военному комиссариату Республики Бурятия о взыскании недоплаченной пенсии

по апелляционной жалобе Кобрина В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 22 ноября 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения        представителя военного комиссариата Республики Бурятия Елизовой О.В., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обращаясь в суд с иском к военному комиссариату Республики Бурятия, Кобрин В.В. просил взыскать недополученную в период с ... по ... пенсию в размере 9 900 руб., мотивируя тем, что пенсия не могла быть рассчитана из должностного оклада 1 700 руб., а также должна была быть рассчитана из минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), исходя из положений статьи 12 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ           «О статусе военнослужащих».

Вступившим в законную силу определением суда от 3 марта 2021 г. производство по делу по заявлению Кобрина В.В. к военному комиссариату Республики Бурятия о взыскании недоплаченной пенсии прекращено.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от         11 октября 2021 г. определение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от      3 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 апреля 2021 г. отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении в заседании суда первой инстанции истец Кобрин В.В. исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснил, что его пенсия в спорный период должна была рассчитываться исходя из тарифного разряда 13 с окладом 1750 руб., а также с учетом МРОТ; не согласен с ранее вынесенным решением, а также полагает, что при перерасчете и выплате денежных средств неправильно произведен расчет, недоплата за 21 год 4 месяца составила 526 416 руб.

Представитель военного комиссариата Республики Бурятия Елизова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что в части установления тарифного разряда ранее состоялось судебное решение, которое вступило в законную силу, а в части необходимости расчета пенсии исходя из МРОТ также оснований для удовлетворения требований не имеется, т.к. указанная норма применяется только к первичным воинским должностям солдат и матросов, а истец занимал офицерскую должность. При этом в 2006 г. Кобрину В.В. был произведен перерасчет пенсии и произведена выплата в размере 4 887,69 руб., с которой он был согласен и не оспаривал. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд за защитой своих прав, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска, с которым не согласился истец Кобрин В.В. и обратился с апелляционной жалобой с просьбой об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.

В заседание суда апелляционной инстанции Кобрин В.В. не явился,           о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.

Представитель военного комиссариата Республики Бурятия Елизова О.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями                части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон от 12.02.1993 г.                № 4468-1).

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 установлено, что уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольствие включается оклад по последней штатной должности, оклад но воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

В силу Федерального закона от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» с 01.07.2002 г. оклады по воинским должностям военнослужащих установлены не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Конкретные размеры окладов по типовым воинским должностям поручено определять Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 г. № 462                     «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» были установлены размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих службу по контракту, а также поручено Министру обороны Российской Федерации установить оклады по другим (нетиповым) воинским должностям, руководствуясь едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными для типовых воинских должностей.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кобрин В.В. является военным пенсионером с ... и получает пенсию за выслугу лет. На момент увольнения в звании «<...>» занимал должность <...>.

Приказом Министра обороны РФ от 29.08.2003 г. оклад по нетиповой воинской должности истца «<...> войсковой части 64050» с ... установлен в размере 1 700 руб.

Согласно сообщению заместителя директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ от 27.11.2014 г. оклад по нетиповой воинской должности «<...>» с ... был установлен в размере 1700 руб. в соответствии с 12 тарифным разрядом.

Материалами дела подтверждается, что ранее Кобрин В.В. обращался в суд с иском о восстановлении начисления пенсии, перерасчете пенсии, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что при перерасчете пенсии следовало исходить из должностного оклада в размере 1750 руб., что соответствует 13 тарифному разряду.

Решением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 16 декабря 2014 г. в удовлетворении исковых требований Кобрина В.В. по аналогичным требованиям было отказано и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 27 апреля 2015 г. указанное решение оставлено без изменения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно сослался на положения статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ о обязательности обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением, и отсутствие оснований для повторного рассмотрения требований истца, основанных на аналогичных обстоятельствах.

Разрешая заявленные Кобриным В.В. исковые требования о взыскании недоплаченной пенсии в связи с ее расчетом исходя из МРОТ, суд первой инстанции с учетом заявления ответчика о применении последствий пропуска срока на обращение в суд, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

На основании статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность принимается судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, истечение срока давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно статье 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Таким образом, в соответствии с приведенными положениями гражданского законодательства срок на обращение в суд за разрешением данного спора составляет три года. Течение этого срока начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено.

    Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске Кобриным В.В. установленного законом срока для обращения в суд с иском о взыскании недоплаченной пенсии, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

    Также правомерными являются выводы суда и об отсутствии оснований для удовлетворения требований Кобрина В.В. о взыскании недоплаченной пенсии по тому мотиву, что перерасчет пенсии с учетом МРОТ производится по первичным воинским должностям солдат и матросов, к каковым истец в звании <...> не относится и потому не вправе претендовать на увеличение пенсии по данному основанию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимо произвести перерасчет за период с ... по ... по первичной воинской должности из расчета не менее пяти МРОТ, подлежат отклонению, поскольку военным комиссариатом Республики Бурятия был произведен перерасчет пенсии истца за период с ... по ... и ему выплачена сумма в размере 4 887,69 руб., с чем Кобрин В.В. был согласен и не оспаривал сумму перерасчета.

Согласно статье 12 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ    «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей в спорный период) размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В силу статьи 49 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

При одновременном возникновении двух оснований, указанных в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, увеличение МРОТ не являлось самостоятельным основанием для пересмотра пенсий, выплачиваемых лицам, на которых распространялось действие данного закона, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров.

Кобрин В.В. был уволен и исключен из списков воинской части в звании «<...>», которое в силу статьи 46 Федерального закона от 28.03.1998 г.               N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» является воинским званием старшего офицера.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.07.2000 г., предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям (абзац 2).

Оклад денежного содержания военнослужащих повышается Правительством Российской Федерации пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливается минимальный размер оплаты труда (абзац 3).

С принятием Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ                      "О минимальном размере оплаты труда" редакция статьи 12 была изменена: абзац второй исключен, а абзац третий изложен в новой редакции, согласно которой оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

Таким образом, с момента вступления в силу 01.07.2000 г. вышеуказанного Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ оклады денежного содержания военнослужащих не были поставлены в зависимость от установленного минимального размера оплаты труда и изменение окладов производилось Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал заявленные Кобриным В.В. требования о взыскании недоплаченной в период с ... по ... пенсии в связи с изменением минимального размера оплаты труда несостоятельными и отказал в удовлетворении иска, учитывая также и то, что истец не занимал по контракту первичную воинскую должность солдата и матроса.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 22 ноября 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи:

33-709/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кобрин Василий Васильевич
Ответчики
Военный комиссариат РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Хаыкова Инна Кирилловна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
03.02.2022Передача дела судье
16.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2022Передано в экспедицию
16.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее