ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-8444/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Лапин С.Д.
(2-420/2023) УИД 91RS0012-01-2022-004964-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Любобратцевой Н.И.Курской А.Г. |
при секретаре | ФИО6 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, понуждении осуществить определенные действия,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 23 мая 2023 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», указав, что является получателем пенсии в Литовской Республике, однако ДД.ММ.ГГГГ отделом установления пенсий № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым вынесено решение об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости ввиду отказа Литовской стороны предоставить ответ на направленный запрос и исполнить условия Соглашения о пенсионном обеспечении от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на непризнание Республики Крым территорией Российской Федерации. Истец считает отказ в назначении пенсионного обеспечения незаконным, поскольку в течение длительного времени не получает пенсионного обеспечения ни литовского, ни российского, что и послужило основанием обращения в суд с данным иском.
Определением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 указывает на не согласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что решение суда нарушает законные права истца на получение пенсии по старости.
Представитель истца в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу и просил ее удовлетворить.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что истец является получателем пенсии в Литовской Республике и в течение установленного трехмесячного срока документ о дате прекращения выплаты пенсии на территории Литовской Республики из компетентного учреждения Литовской Республики не поступил.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что за гражданами достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, но не обращавшиеся за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом №400-ФЗ, сохраняется право на страховую пенсию по старости, без учета изменений, внесенных Федеральным законом №350-ФЗ.
Переходными положениями, закрепленными ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет 6 лет и начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины 30 (ч. 3 ст. 35 Федерального закона №400-ФЗ). При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Применительно к истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигшей пенсионного возраста до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости возникает при наличии 6 лет страхового стажа и величины ИПК – 6,6 балла.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии постановленный по делу судебный акт изложенным требованиям не соответствует, исходя из следующего.
Принимая решение об отказе в признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из отсутствия сведений о прекращении истцу выплаты пенсии Литовской Республики, что по мнению суда первой инстанции является безусловным основанием для отказа в назначении пенсии на территории Российской Федерации.
Между тем, судебная коллегия, находит, что суд не в полной мере исследовал обстоятельства по делу, ввиду чего указанный вывод суда является преждевременным.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, в соответствии с которой обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
При обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истец предоставила нотариально удостоверенное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Посольству Литовской Республики в <адрес> об отказе от гражданства Литовской Республики, в связи с регистрацией и постоянным проживанием на территории Российской Федерации по адресу: Республика Крым, <адрес>, и намерения принять гражданство Российской Федерации, а также паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Отделом УФМС России по Республике Крым и <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, с отметкой о регистрации на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающий то, что указанное в заявлении намерение реализовано. Также истцом предоставлены документы о стаже и заработной плате и заявление о получении пенсии Литовской Республики через <адрес>, Украина.
Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем установленные Федеральным законом №400-ФЗ, применяются правила международного договора.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации и Литовской Республики регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999 (далее - Соглашение), которое распространяется на все виды пенсионного обеспечения, которые установлены или будут установлены законодательством государства каждой из Сторон, за исключением пенсионного обеспечения военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей (ст. 3 Соглашения).
При назначении пенсий в соответствии со ст. 5 Соглашения от 29.06.1999 принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу указанного Соглашения.
Под трудовым (страховым) стажем согласно ст. 1 Соглашения понимается продолжительность трудовой или иной деятельности, с учетом которой осуществляется пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение, а также любые другие периоды, приравненные в соответствии с законодательством государств Сторон к страховому (трудовому) стажу.
В силу ст. 5 Соглашения, при назначении пенсий в соответствии с настоящим Соглашением принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.
Если законодательство государства одной Стороны предусматривает назначение пенсий на льготных условиях или за выслугу лет, то при назначении указанных пенсий учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный по законодательству государства другой Стороны в результате осуществления соответствующей деятельности на территории этого государства.
В Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 года N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР (до 1 декабря 1991 года).
После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.
Таким образом, при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации лицам, подпадающим под действие Соглашения от 29.06.1999, учитывается страховой стаж (стаж на соответствующих видах работ), приобретенный на территории Литвы до 01.12.1991. Стаж, приобретенный на территории Литовской Республики после 01.12.1991, учитывается на основании справки о страховом стаже, предоставляемой компетентным учреждением Литовской Республики, а именно, Управлением фонда государственного социального страхования Литовской Республики. При этом исчисление страхового (трудового) стажа производится по нормам законодательства Российской Федерации, действующего по состоянию на день, в который органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, рассматривается вопрос о подтверждении страхового (трудового) стажа.
В силу ст. 7 Соглашения в случае переселения пенсионера с территории государства одной Стороны на постоянное место жительства на территорию государства другой Стороны выплата пенсии прекращается по прежнему месту жительства с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место переселение.
Компетентное учреждение (орган) Стороны, на территорию государства которой переселился пенсионер, выплачивает пенсионеру после его переселения пенсию в соответствии с законодательством государства этой Стороны со дня прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства и несет расходы по ее выплате.
Следовательно, Соглашение от 29.06.1999 основано на принципе территориальности и соответственно пенсионное обеспечение осуществляется той Стороной, на территории которой гражданин постоянно проживает. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
В соответствии с Соглашением между Правительством Литовской Республики и Правительством Российской Федерации о пенсионном обеспечении от 29.06.1999 клиентская служба (на правах отдела) в <адрес> учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым направила в уполномоченный орган Литовской Республики запрос о предоставлении сведений о назначении ФИО1 пенсии или иной подобной выплаты, на который был получен ответ Министерства иностранных дел Литовской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Литовская Республика не признает референдум Республики Крым и информирует о невозможности осуществления коммуникации и сотрудничества с учреждениями, незаконно находящимися в Автономной Республике Крым (л.д. 47).
Также в материалах дела содержится ответ Обособленного структурного подразделения Керченский почтамт ФГУП «Почта Крыма» от ДД.ММ.ГГГГ №.01-784, что согласно данным информационной системы за период с января 2020 г. по декабрь 2022 г. на имя ФИО1, по адресу: <адрес>, Республика Крым, в поступлении и выплате значатся переводы денежных средств, отправителем которых является Главное Управление Пенсионного фонда в <адрес>, последняя выплата была получена 08.01.2022 (л.д. 130).
Из пояснений представителя истца в судебном заседании установлено, что указанные денежные средства являлись выплатами пенсии на территории Литовской Республики, которые перечислялись на имя истца в Главное Управление Пенсионного фонда в <адрес> и последним до указанной даты пересылались истцу посредством почтовой связи. После указанной даты перечисление выплат прекратилось.
Согласно ответу Отряда пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в международном аэропорту Шереметьево от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о пересечении Государственной границы Российской Федерации гражданки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, дополнительно указано, что за период ранее 2015 года сведения о пересечении лицами Государственной границы Российской Федерации могут быть неполными и носить фрагментарный характер.
Таким образом, документальное подтверждение получения истцом пенсии Литовской Республики после ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
Рассматривая конкретное дело в конкретных обстоятельствах, с учетом личности заявителя, судебная коллегия также исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (статьи 2 и 7). Социальный характер российского государства и признание охраны труда одним из направлений его политики предопределяют установление гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации относит право каждого свободно на государственную пенсию (статья 7, часть 2).
Согласно части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель, обеспечивает возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав кредитора, взыскателя, должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности.
18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией 21 марта 2014 г.
Согласно части 1 статьи 1 Договора, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
Непринятие международным сообществом, в том числе Литовской Республикой, факта проживания истца на территории Российской Федерации не должно повлиять на объем пенсионный прав ФИО1, которыми она наделена в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации.
В создавшихся условиях, где интересы России и ее граждан в должной мере не учитываются, Конституционный суд России признал приоритет Конституции над международными договорами и решениями ЕСПЧ.
Взаимодействие международной и национальных правовых систем на уровне идеологии и правосознания, деление государств на демократические и недемократические, ущемляют права граждан России ввиду не признания ее территориальной целостности. Исходя из этого, при отсутствии баланса сил ни о каком взаимодействии международного и национального права говорить не приходиться. Речь может идти лишь о применении права одного государства, которое действует в интересах своих граждан в экономике, политике, гуманитарной сфере.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что конституционное право истца на пенсионное обеспечение нарушено и подлежит восстановлению путем применения к истцу исключительно норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем постановленное по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие самостоятельно сформулированного требования о включении в страховой стаж истца периодов работы, судебная коллегия исходит из того, что требование истца о назначении пенсии является производным, и зависит от включения в страховой страж периодов работы, в связи с чем приходит к выводу о необходимости включения в стаж истца периода учебы, подтвержденного дипломом серии Ш № и периодов работы по трудовой книжке без серии и номера, заполненной на имя истца в августе 1959 года и свидетельству социального страхования истца, выданному ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, с учетом вышеизложенных обстоятельств включению в стаж истца подлежит период стажа на территории бывшего СССР до 01.12.1991.
Таким образом включению в стаж истца подлежат периоды работы и иной деятельности :
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в Керченском горпищеторге,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в Керченском горпромторге,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Новосибирском институте Советской кооперативной торговли,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части №,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Военторге 191,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Отделе ФИО2 Управления Строительства.
Согласно предварительному расчету стажа и индивидуального пенсионного коэффициента ФИО1, предоставленному Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, с учетом периодов страхового стажа, учтенных в бесспорном порядке и вышеуказанных периодов работы и иной деятельности истца, сведения о которых имеются в материалах дела и пенсионного дела, стаж составит 30 лет 11 месяцев 17 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 104,675, что является достаточным для назначения пенсии.
Статьей 22 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о назначении страховой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением – с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 23 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
Признать незаконным решение отдела установления пенсий № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в трудовой/страховой стаж ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы и иной деятельности :
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в Керченском горпищеторге,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в Керченском горпромторге,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в Новосибирском институте Советской кооперативной торговли,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Войсковой части №,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Военторге 191,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Отделе ФИО2 Управления Строительства.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Морозко О.Р.
Судьи Любобратцева Н.И.
Курская А.Г.