Решение по делу № 2а-968/2018 от 17.05.2018

РЕШЕНИЕ не вступило в законную силу

Именем Российской Федерации

13 июля 2018 года г. Чита, пр. Фадеева, 10А

Черновский районный суд г.Читы

в составе судьи Малаховой Е.А.,

при секретаре Лебедевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, административное исковое заявление заместителя прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

    Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с данным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства дела.

Прокуратурой района в рамках надзора за исполнением природоохранного законодательства на территории Черновского района г. Читы выявлено несанкционированное размещение свалок твердых бытовых отходов.

Так, в ходе проверки установлено, что свалки твердых бытовых отходов расположены в г. Чите на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а именно:

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 148 НСТ № 96 «Эдельвейс»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 322 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 354 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 495 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, севернее <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес> район пересечения улиц <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе СНТ «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 96 «Эдельвейс» и НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 53«Солнышко» и НСТ № 79 «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между СНТ «Солнышко» и НСТ № 79 «Строитель»;

- часть земельного участка вдоль проезда <адрес>

Администрация городского округа «Город Чита» и Администрация Черновского административного района городского округа «Город Чита» длительное время не принимают мер к ликвидации данных несанкционированных свалок. Их наличие в черте городского округа создает опасность для населения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать Администрацию городского округа «Город Чита» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, по следующим адресам:

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе проезда Лапочкина;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 148 НСТ № 96 «Эдельвейс»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 322 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 354 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 495 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, севернее <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район пересечения улиц <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе СНТ «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 96 «Эдельвейс» и НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 53«Солнышко» и НСТ № 79 «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между СНТ «Солнышко» и НСТ № 79 «Строитель»;

- часть земельного участка вдоль проезда Степного.

    В судебном заседании административный истец в лице представителя прокуратуры Черновского района г. Читы Решетниковой Т.В., исковые требования, поддержала.

Административный ответчик в лице представителя Администрации городского округа «Город Чита» Кулагиной Е.М., о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, полагает данные требования не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просила рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» в лице Адиянова Т.С., в судебном заседании иск не признала, полагает, что являются ненадлежащими ответчиками по делу.

    Определением Черновского районного суда г. Читы от 14.06.2018 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в судебном заседании представитель Шагдаров Б.Б., иск не признал, по основаниям изложенным в отзыве на иск.

Определением Черновского районного суда г. Читы от 14.06.2018 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены НСТ «Березка», НСТ № 96 «Эдельвейс», НСТ «Строитель», СНТ № 79 «Овощевод», СНТ № 53 «Солнышко», СОНТ «Солнечный», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель НСТ «Березка» в лице председателя Жураева Р.А., представитель СОНТ «Солнечное» в лице председателя Горбунова И.Н., представитель НСТ № 96 «Эдельвейс» в лице председателя Таскаевой М.П., представитель НСТ «Строитель» в лице председателя Черепанова Н.А., суду пояснили, что в действительности данные свалки существуют, однако, что касается территории земельных участков указанных кооперативов, они самостоятельно на своей территории осуществляют очистку земельных участков.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что на территории Черновского административного района г. Читы существуют свалки твердых бытовых отходов, расположенные на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а именно по следующим адресам:

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе проезда <адрес>

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 148 НСТ № 96 «Эдельвейс»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 322 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 354 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 495 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, севернее <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район пересечения улиц <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе СНТ «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 96 «Эдельвейс» и НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 53«Солнышко» и НСТ № 79 «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между СНТ «Солнышко» и НСТ № 79 «Строитель»;

- часть земельного участка вдоль проезда Степного.

Нормами статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, из приведенных правовых норм указанных Федеральных законов, следует, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

На основании вышеизложенного, суд полагает возможным исковые требования представителя прокуратуры в отношении Администрации городского округа «Город Чита» удовлетворить.

Доводы представителя Администрации городского округа «Город Чита» о том, что данная обязанность должна быть возложена на привлеченного в качестве ответчика Министерство природных ресурсов Забайкальского края, суд полагает возможным отказать, по следующим основаниям.

В силу положений статьи 24.6 вышеназванного закона (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пунктам 1, 5 которых настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".

Вместе с тем, как установлено судом и подтверждено в ходе рассмотрения дела, региональный оператор определен в лице «ОЛЕРОН +», однако на момент принятия решения обязанность за ним не закреплена, поскольку до 01.01.2019 завершается поэтапный переход на новую систему регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования заместителя прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита», о возложении обязанностей, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, по следующим адресам:

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе проезда <адрес>

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 148 НСТ № 96 «Эдельвейс»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 322 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 354 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе участка № 495 НСТ «Строитель»;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, севернее <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район пересечения улиц <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в <адрес>, район <адрес>;

- часть земельного участка, кадастровый квартал , расположенного в районе СНТ «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 96 «Эдельвейс» и НСТ «Березка»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между НСТ № 53«Солнышко» и НСТ № 79 «Овощевод»;

- часть земельного участка, вдоль дороги между СНТ «Солнышко» и НСТ № 79 «Строитель»;

- часть земельного участка вдоль проезда <адрес>.

В требованиях к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы.

Судья Малахова Е.А.

    Решение изготовлено в окончательной форме 16.07.2018.

2а-968/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Черновского района г. Читы
Ответчики
Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Администарция Черновского администартивного района городского округа "Город Чита"
Администрация городского округа "Город Чита"
Другие
НСТ "Березка"
НСТ №79 "Овощевод"
НСТ №96 "Эдельвейс"
НСТ "Солнышко"
СОНТ "Солнечный"
НСТ "Строитель"
Суд
Черновский районный суд г. Чита
Судья
Малахова Е.А.
Дело на сайте суда
chernovski.cht.sudrf.ru
09.05.2020Регистрация административного искового заявления
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее