Дело № 2а-209/2022
УИД 33RS0018-01-2022-000190-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2022 года город Судогда
Судогодский районный суд Владимирской области в составе председательствующего Куприянова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по иску Наумовой Ларисы Сергеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области о признании задолженности по НДФЛ за 2018 год безнадежной ко взысканию, о признании требования об уплате указанного налога недействительным; а также встречное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Владимирской области к Наумовой Ларисе Сергеевне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год,
у с т а н о в и л:
21.02.2022 Наумова Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Владимирской области (далее по тексту МИФНС России № 1 по Владимирской области), в котором просила признать безнадежной ко взысканию задолженность по уплате налога на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ) в размере 27592 рублей 00 копеек; мотивируя требования тем, что налоговым органом утрачена возможность их взыскания в принудительном порядке в связи с истечением предусмотренного законом срока для обращения за взысканием указанных платежей.
25.04.2022 МИФНС России № 1 по Владимирской области обратилась в суд с административным иском к Наумовой Л.С. о взыскании недоимки (пени) по НДФЛ за 2018 год в размере 27592 рублей и пени в размере 89.7 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021.
В обоснование встречного иска указано, что налоговый агент ГБУЗ Владимирской области «Родильный дом № 2 города Владимира» 08.09.2020 представил в налоговый орган справку с признаком «2» о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ, содержащую сведения о сумме полученного Наумовой Л.С. дохода за 2018 год в размере 866158.50 рублей и о сумме неудержанного налога в размере 27592 рублей из расчета: (866158.50 – 653414.68) х 0.13 = 27592; в связи с чем 24.09.2021 МИФНС России № 1 по Владимирской области направило Наумовой Л.С. уведомление № 9042810 от 01.09.2021 о необходимости уплаты недоимки по НДФЛ за 2018 год в размере 27592 рублей и пени в размере 89.7 рублей в срок до 01.12.2021.
До настоящего времени указанная недоимка по НДФЛ за 2018 год в размере 27592 рублей и пени в размере 89.7 рублей Наумовой Л.С. не оплачена, что явилось основанием обращения МИФНС № 1 России по Владимирской области за судебной защитой прав и законных интересов.
Административный истец по первоначальному требованию Наумова Л.С. для участия в судебном заседании не явилась, о месте и времени его проведения была извещена судом надлежащим образом, в письменном обращении к суду просила рассмотреть дело в свое отсутствие; настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного истца по встречному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу ч.2 ст.289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Ввиду надлежащего извещения сторон о месте и времени судебного разбирательства, судом вынесено определение о рассмотрении дела в их отсутствие в порядке упрощенного производства в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ.
Суд, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статья 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
В соответствии со ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно п.п.2 п.2 ст.59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 этого пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 данной статьи.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о чем разъяснено в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)", утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При этом вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин, его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
В то же время статьями 87, 88 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе проводить мероприятия налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Судом установлено, что работодателем Наумовой Л.С. ... ...» в январе 2019 года при составлении отчета 2-НДФЛ была допущена ошибка в указании суммы НДФЛ за 2018 год, которая была исправлена 19.03.2019 путем направления в налоговый орган отчета.
Указанные обстоятельства были объективно подтверждены извещением о получении электронного документа 18.03.2019 в 15.50.40 (л.д.123-124).
С учетом изложенного, у суда имеются достаточные основания поставить под сомнение доводы МИФНС России № 1 по Владимирской области о получении сведений о фактических доходах Наумовой Л.С. за 2018 год в размере 866158.50 рублей лишь 08.09.2020.
24.09.2021 МИФНС России № 1 по Владимирской области направило Наумовой Л.С. налоговое уведомление № 9042810 от 01.09.2021 о необходимости оплатить задолженность по НДФЛ за 2018 год в размере 27592 рублей в срок до 01.12.2021 (л.д.96-98).
Неисполнение Наумовой Л.С. налогового уведомления в добровольном порядке явилось основанием направления Наумовой 24.12.2021 требования № 31059 от 15.12.2021 об оплате недоимки в срок до 08.02.2022.
В связи с неисполнение указанного требования по заявлению МИФНС России № 1 по Владимирской области мировым судьей судебного участка ... ... и ... ... вынесен судебный приказ о взыскании с Наумовой Л.С. недоимки по НДФЛ за 2020 год и пени, который на основании письменных возражений Наумовой Л.С. от 14.06.2022 был отменен соответствующим определением мирового судьи ... (дело № 2а-1006/2022).
Анализ указанного судебного приказа свидетельствует о том, что налоговый орган неверно указал период взыскания с Наумовой Л.С. НДФЛ: вместо 2018 года указал 2020 год, что не соответствует действительности.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п.1 ст.3 НК РФ.
Как установлено п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 настоящего Кодекса.
Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Анализ представленных сведений объективно свидетельствует о том, что налоговый орган с 19.03.2019 достоверно знал о недоимке по НДФЛ Наумовой Л.С. за 2018 год в размере 27592 рублей.
С учетом установленного статьями 87, 88 НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки; направление МИФНС России № 1 по Владимирской области Наумовой Л.С. налогового уведомления № 9042810 от 01.09.2021 и налогового требования № 31059 от 15.12.2021 свидетельствует об истечении срока для взыскания задолженности по НДФЛ Наумовой Л.С. за 2018 год в размере 27592 рублей.
Суд отвергает доводы представителя МИФНС России № 1 по Владимирской области Миловой С.В. об отсутствии в налоговом законодательстве ограничений по срокам формирования налоговых уведомлений (л.д.48); поскольку их направление должно предшествовать истечению срока оплаты соответствующего налога, а их формирование не должно носить произвольный характер.
Принимая во внимание то, что право на принудительное взыскание задолженности по НДФЛ с Наумовой Л.С. за 2018 год в принудительном порядке явно утрачено в связи со значительным пропуском предусмотренного законом срока для её взыскания, в отсутствии со стороны налогового органа ходатайства о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин и возможностью их оценки; суд приходит к выводу о допустимости признания указанной налоговой задолженности Наумовой Л.С. безнадежной; поскольку налоговый орган имел объективную возможность принять предусмотренные законом меры к её взысканию в принудительном порядке в период 2019-2020 годов, однако к таким мерам своевременно не прибегнул.
Поскольку безнадежность взыскания налоговой задолженности устанавливается судебным актом, требование Наумовой Л.С. о признании недействительным требования № 31059 от 15.12.2021 является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание признание судом задолженности по НДФЛ Наумовой Л.С. за 2018 безнадежной к взысканию, её требование о признании обязанности по уплате указанного налога прекращенной заявлено излишне и не подлежит самостоятельному разрешению.
Исходя из положений ч.5 ст.180 КАС РФ установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах встречное административное исковое заявление МИФНС России № 1 по Владимирской области к Наумовой Л.С. о взыскании задолженности по НДФЛ за 2018 год в размере 27592 рублей и пени в размере 89.7 рублей за период с 02.12.2021 по 14.12.2021 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 27592 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 27592 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 89.7 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2021 ░░ 14.12.2021 - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░