Дело №2а-10/2020
Решение
именем Российской Федерации
г. Каргополь 10 января 2020 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Галкиной М.С.,
при секретаре Русановой С.Л.,
с участием административного истца Р.А.Н.,
представителя административного ответчика Р.М.П., А.М.А.,
старшего помощника прокурора Каргопольского района Белых А.В.,
представителя заинтересованного лица Н.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Р.А.Н. к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия, выраженного в отказе от проведения мероприятий по государственному лесному надзору в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, понуждении осуществить действия, направленные на пресечение рубок лесных насаждений в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, а также на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности,
установил:
Р.А.Н. обратился с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия, выраженного в отказе от проведения мероприятий по государственному лесному надзору в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, понуждении осуществить действия, направленные на пресечение рубок лесных насаждений в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, а также на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
В обоснование требований указал, что в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) полномочия по осуществлению федерального государственного надзора (лесной охраны) передано органам исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 10 Положения об осуществлении федерального лесного надзора (лесной охраны) (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. №394) (далее - Положение о лесном надзоре), уполномоченные должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной форме деятельности обязаны своевременного и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства.
Постановлением Правительства Архангельской области от 12 февраля 2011 г. №247-ПП утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Архангельской области, в который включены должности начальника управления государственного надзора министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (заместитель главного государственного лесного инспектора Архангельской области), заместитель начальника управления государственного надзора, начальник отдела экологического надзора, начальник отдела, заместитель начальника отдела лесного и пожарного надзора управления государственного надзора министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (старшие государственные лесные инспекторы Архангельской области), ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты отдела лесного и пожарного надзора управления государственного надзора министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (государственные лесные инспекторы Архангельской области).
В кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества, Каргопольского лесничества Архангельской области неустановленными лицами длительное время, с 2017 г. по настоящее время без законных оснований производится заготовка многолетних лесных насаждений. Не смотря на имеющуюся у Министерства информацию о заготовке древесины без предусмотренных законом оснований в названных кварталах и имеющийся штат государственных лесных инспекторов, предусмотренные Положением о лесном надзоре мероприятия Министерством на данных лесных участках не проводятся, лица, виновные в совершении рубок и причинении ущерба окружающей природной среде не устанавливаются и к установленной законом ответственности не привлекаются, ущерб лесному фонду в соответствии с действующими методиками не устанавливается и не взыскивается. Расположенные в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества, Каргопольского лесничества Архангельской области лесные земли относятся к государственному лесному фонду и в силу закона находятся в собственности РФ. Данные лесные участки ранее были поставлены на основании постановления Главы Администрации Архангельской области от 29 января 2002 г №63 в безвозмездное пользование ЗАО «Ватамановская» (договор от 20 августа 2002 г. №63), ООО «Ресурс» (договор от 07 августа 2009 г. №726), ИП Б.А.Н. (договор от 05 декабря 2007 г. №129). Изложенное свидетельствует о принадлежности спорных кварталов к лесным землям как по имеющимся в Министерстве документам, так и по фактическому их использованию. Таким образом, отказ Министерства от проведения в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества, Каргопольского лесничества Архангельской области мероприятий в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и непринятие Министерством мер, направленных на пресечение рубок лесных насаждений без предусмотренных ЛК РФ документов, установление причиненного рубкой лесных насаждений ущерба, взыскания его в установленном законом порядке является незаконным. Бездействие Министерства нарушает требования ЛК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения о лесном надзоре. В Министерство направлялся запрос о предоставлении информации, который до настоящего момента остался без ответа.
С учетом уточнения требований, просит суд признать незаконным бездействия, выраженного в отказе от проведения мероприятий по государственному лесному надзору в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, понуждении осуществить действия, направленные на пресечение рубок лесных насаждений в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, а также на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, а именно: провести в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области предусмотренные законодательством мероприятия по федеральному государственному лесному надзору, принять меры к установлению виновных в причинении вреда лесам лиц, произвести расчет вреда, причиненного лесам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», принять все, предусмотренные законом меры по взысканию причиненного лесам и находящимся на них природным объектам в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Р.А.Н. требования и обоснования поддержал в полном объеме, пояснил, что отсутствие ответа на его запрос о предоставлении информации он не обжалует и не обжаловал, ранее работал в Каргопольском районе, в связи с чем ему не безразлична судьба данной местности.
Представители ответчика Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Р.М.П., А.М.А., в судебном заседании с иском не согласились, пояснили, что Министерство получает сведения о возможных незаконных рубках из различных источников, включая обращения заявителей, правоохранительных органов и из результатов дистанционного мониторинга использования лесов. В 2017, 2018 г. на территории Каргопольского лесничества такой мониторинг проводил ФГБУ «Рослесинфорг». Из представленных данным учреждением сведений не усматривалось признаков нарушения лесного законодательства в кварталах, указанных административным истцом. 24 июля 2019 г. в кварталах 185, 194, 208 с-за «Печниковский» Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества проведены мероприятия по федеральному государственному лесному надзору на предмет соблюдения лесного законодательства. 06 ноября 2019 г. в квартале 185 с-за «Печниковский» Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества повторно проведены мероприятия по федеральному государственному лесному надзору на предмет соблюдения лесного законодательства. По результатам обоих мероприятий нарушений не выявлено. Помимо этого в 2018 г. в кварталах 134-137, 151, 153, 163, 175, 185, 194-196, 204, 205, 208 с-за «Печниковский» Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества проводилась приемка мест рубок у пользователя ЗАО «Ватамановская», в ходе которой были выявлены факты оставления не вывезенной древесины, оставление неокоренной древесины, неудовлетворительная очистка от порубочных остатков. По данным фактам лесничеством выставлены неустойки. 26 декабря 2019 г. также была проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства на территории Каргопольского лесничества, была выявлена незаконная рубка деревьев в выделах 7 квартала 187 совхоза Печниковский Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества, рассчитан размер ущерба, направлены материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Проверка площадей всех перечисленных административным истцом лесных кварталов представляется весьма затруднительной в силу их обширности, производятся плановые мероприятия. Факт неисполнения Министерством своих обязанностей не подтвержден.
Представитель заинтересованного лица ООО «Агропромышленное Объединение «Новгородское» Н.А.А. с иском не согласился, указал на отсутствие нарушений со стороны административного ответчика, отсутствие нарушений прав административного истца.
Представитель заинтересованного лица Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание своего представителя не направило, в заявлении указало, что по результатам дистанционного мониторинга использования лесов в 2018 г. незаконного использования лесов на территории совхоза Печниковский Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области не выявлено.
Старший помощник прокурора Каргопольского района Белых А.В. в судебном заседании решение оставил на усмотрение суда.
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором указал, что поскольку его права и обязанности в данном деле не затронуты, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель администрации МО «Печниковское» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать действия (бездействия), но обязаны подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) полномочия по осуществлению федерального государственного надзора (лесной охраны) передано органам исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 10 Положения о лесном надзоре уполномоченные должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной форме деятельности обязаны своевременного и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства.
Постановлением Правительства Архангельской области от 12 февраля 2011 г. №247-ПП утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Архангельской области, в который включены должности начальника управления государственного надзора министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (заместитель главного государственного лесного инспектора Архангельской области), заместитель начальника управления государственного надзора, начальник отдела экологического надзора, начальник отдела, заместитель начальника отдела лесного и пожарного надзора управления государственного надзора министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (старшие государственные лесные инспекторы Архангельской области), ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты отдела лесного и пожарного надзора управления государственного надзора министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (государственные лесные инспекторы Архангельской области).
Как следует из п. 8 Положения о лесном надзоре, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
а) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов;
б) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
в) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
г) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;
д) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
е) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
ж) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
з) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
и) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
к) уведомлять в письменной форме граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;
к(1)) направлять в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
л) предъявлять гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;
м) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
н) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
о) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;
о(1)) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
о(2)) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
п) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, расположенные в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества, Каргопольского лесничества Архангельской области лесные земли относятся к государственному лесному фонду и в силу закона находятся в собственности РФ. Данные лесные участки ранее были поставлены на основании постановления Главы Администрации Архангельской области от 29 января 2002 г №63 в безвозмездное пользование ЗАО «Ватамановская» (договор от 20 августа 2002 г. №63), ООО «Ресурс» (договор от 07 августа 2009 г. №726), ИП Б.А.Н. (договор от 05 декабря 2007 г. №129).
В 2017, 2018 г. на территории Каргопольского лесничества такой мониторинг проводил ФГБУ «Рослесинфорг». Из представленных данным учреждением сведений не усматривалось признаков нарушения лесного законодательства в кварталах, указанных административным истцом.
24 июля 2019 г. в кварталах 185, 194, 208 с-за «Печниковский» Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества проведены мероприятия по федеральному государственному лесному надзору на предмет соблюдения лесного законодательства. 06 ноября 2019 г. в квартале 185 с-за «Печниковский» Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества повторно проведены мероприятия по федеральному государственному лесному надзору на предмет соблюдения лесного законодательства. По результатам обоих мероприятий нарушений не выявлено.
В 2018 г. в кварталах 134-137, 151, 153, 163, 175, 185, 194-196, 204, 205, 208 с-за «Печниковский» Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества проводилась приемка мест рубок у пользователя ЗАО «Ватамановская», в ходе которой были выявлены факты оставления не вывезенной древесины, оставление неокоренной древесины, неудовлетворительная очистка от порубочных остатков. По данным фактам лесничеством выставлены неустойки.
26 декабря 2019 г. была проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства на территории Каргопольского лесничества, была выявлена незаконная рубка деревьев в выделах 7 квартала 187 совхоза Печниковский Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества, рассчитан размер ущерба, направлены материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Административный истец ссылается на бездействие административного ответчика и непринятие мер, направленных на пресечение рубок лесных насаждений без предусмотренных ЛК РФ и иных законодательных актов документов, необходимость установления причиненного рубкой лесных насаждений ущерба, взыскания его в установленном законом порядке.
При этом административным истцом не указаны конкретные факты и конкретные нарушения административным ответчиком либо иными лицами норм лесного законодательства и законодательства об окружающей среде, не указано в чем конкретно состоит бездействие Министерства и как оно нарушает требования ЛК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения о лесном надзоре, иных законов.
Кроме того, правом обращаться с иском в защиту публичных интересов, а также прав неопределенного круга лиц обладают лишь специальные субъекты, перечисленные в нормах ст. 39 КАС РФ (прокурор, органы государственной власти с учетом компетенций, общественные организации) или в специальном законе.
Так прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что истец, заявив требования о признании незаконным бездействия, выраженного в отказе от проведения мероприятий по государственному лесному надзору в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, понуждении осуществить действия, направленные на пресечение рубок лесных насаждений в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, а также на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, указывая при этом также способ исполнения решения, фактически обратился в защиту неопределенного круга лиц, в публичных интересах.
Это следует, в частности, из административного искового заявления, пояснений административного истца в судебном заседании.
Истец не представил доказательств нарушения его индивидуальных прав и свобод. В частности, истец не подтвердил, что он вообще имеет какое-либо отношение к данным лесным кварталам.
Более того, административным истцом не представлены никакие конкретные пояснения и доказательства, позволяющие сделать вывод о каком-либо бездействии со стороны Министерства
Истец зарегистрирован и проживает территориально в совершенном другом районе Архангельской области - в г. Архангельске, что также указывает на отсутствие какой-либо связи заявленных спорных обстоятельств и сферой индивидуальных прав истца.
В органы прокуратуры, государственные органы с целью принять меры к решению вопроса о проверке деятельности Министерства по своевременному осуществлению им мероприятий по федеральному государственному лесному надзору как по Архангельской области в целом, так и в Печниковском сельском участковом лесничестве Каргопольского лесничества Архангельской области истец не обращался. При этом не лишен возможности осуществить данное право.
Частный гражданский правовой контроль в таких обстоятельствах не может носить необоснованно расширительный характер.
Поскольку истец не доказал нарушение индивидуальных прав, не относится к числу субъектов, обладающих процессуальной правосубъектностью для обращения в защиту неопределенного круга лиц или публичных интересов, какого-либо бездействия со стороны административного ответчика по материалам дела не усматривается, то оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Р.А.Н. к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия, выраженного в отказе от проведения мероприятий по государственному лесному надзору в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, понуждении осуществить действия, направленные на пресечение рубок лесных насаждений в кварталах 133-137, 185-187, 151-153, 163, 176-177, 194-197, 202-206, 208 Печниковского сельского участкового лесничества Каргопольского лесничества Архангельской области, а также на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.С. Галкина
Мотивированное решение составлено 22 января 2020 г.