Решение по делу № 2-1660/2023 от 23.05.2023

Дело №2-1660/2023

24RS0033-01-2023-001170-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2023 г.                                                                                        г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пудовкиной Е.А.,

при ведении протокола секретарем Юсуповой Г.В.,

с участием прокурора г.Лесосибирска Тишевской Г.С.,

истца Голова А.В.,

представителя ответчика Администрации г. Лесосибирска – Деревягиной И.И., действующей на основании доверенности от 09 января 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Лесосибирска в интересах Голова В.А., Голова А.В. к Администрации г. Лесосибирска, Министерству строительства Красноярского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г.Лесосибирска в интересах Голова В.А. и Голова А.В. обратился в суд к ответчикам с настоящим уточненным иском.

Требования мотивированы тем, что с 19 июня 2013 года Голов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете по категории «инвалиды» для получения социальных выплат на приобретение жилья в целях переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При постановке на учет в состав семьи Голова В.А. входили также его супруга Голова И.А., сын Голов А.В., отец Голов А.А.

В 2018 году и 2019 году Голов В.А. включен администрацией в список граждан для получения сертификата, однако на основании заявлений от 12 марта 2018 года и от 01 марта 2019 года об отказе в получении сертификата, не обеспечен социальной выплатой.

Материалами уголовного дела, возбужденного в отношении ведущего специалиста Администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В., установлено, что Голов В.А. от получения жилищного сертификата не отказывался.

Голов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, Голова И.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением старшего дознавателя ОД ОМВД России по г.Лесосибирску Почекутовой О.В. от 28 апреля 2023 года уголовное дело в отношении Челноковой В.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 327 УК РФ, за использование заведомо подложного документа, прекращено по нереабилитирующим основаниям, в связи с истечением сроков давности.

Установлено, что Челнокова В.В. изготовила от имени Голова В.А. два заявления, датированные 12 марта 2018 года и 01 марта 2019 года, в которых собственноручно поставила от его имени подписи и хранила указанные заявления при учётном деле на имя Голова В.А., с целью сокрытия факта ненадлежащего ведения учетного дела на гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Ввиду того, что материалами уголовного дела фактически установлено, что Голов В.А. ни в 2018 году, ни в 2019 году от получения жилищного сертификата не отказывался, в связи с чем, право на его выдачу возникло у него в 2018 году, полагает, что имеются основания для признания за Головым В.А. права на получение государственного жилищного сертификата на сумму 4 513 937,1 руб.: 42*93457*1,15*100%, где 42 кв.м. - норматив площади на семью из двух человек; 93457 - норматив стоимости 1 кв.м, общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2023 года; 1,15 - повышающий коэффициент для Красноярского края к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации; 100 % - норматив предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (при условии, что стаж работы и время нахождения на пенсии свыше 35 лет).

Умышленные преступные действия Челноковой В.В. повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав Голова В.А. и членов его семьи, которые с 2018 года были лишены возможности переселения.

Полагает, что разница недополученной социальной выплаты по вине Администрации г.Лесосибирска в размере 3224266,85 руб., из расчета 7 738 239,6 руб. (размер социальной выплаты на второе полугодие 2023 года с учетом состава семьи из расчета на четверых человек) – 4 513 937,1 руб. (размер социальной выплаты на второе полугодие 2023 года с учетом состава семьи из расчета на двух человек) = подлежит взысканию с Администрации г.Лесосибирска.

На основании изложенного, прокурор просит признать за Головым В.А. право на получение государственного жилищного сертификата из расчета на двоих человек, включив в сводный список граждан на 2023 год;

    обязать Министерство строительства Красноярского края выдать Голову В.А. государственный жилищный сертификат на сумму 4 513 973,1 руб. из расчета на двух человек без учета права на дополнительную площадь;

            взыскать с Администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А. и Голова А.В. ущерб от преступления в размере 3 224 266,85 руб.;

            взыскать с Администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А. и Голова А.В. в качестве компенсации морального вреда, причиненного им в результате совершения преступления, денежную сумму в размере 500 000 руб., каждому.

Помощник прокурора г. Лесосибирска Тишевская Г.С. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения (в редакции от 12 октября 2023 года) поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.

Голов В.А. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело с учетом уточнения иска.

Голов А.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска – Деревягина И.И., действующая на основании доверенности от 09 января 2023 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, суду пояснила, что 27 октября 2017 года Голов В.А. предоставил в администрацию заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата, так как был включен в сводный список граждан-получателей государственного жилищного сертификата. Впоследствии в администрацию поступил отказ от получения государственного жилищного сертификата в 2018 году, подписанный Головым В.А. Согласно имеющимся в материалах уголовного дела заключениям эксперта от 26 апреля 2023 года рукописная запись «Голов В.А.», выполненная в заявлении об отказе от предоставления сертификата по жилищной программе переселения от 21 марта 2018 года выполнена не Головым В.А. и не Челноковой В.В., а другим лицом; от 26 апреля 2023 года рукописная запись «Голов В.А.», выполненная в заявлении об отказе от предоставления сертификата по жилищной программе переселения от 21 марта 2018 года, вероятно, выполнена Головой И.А. В свою очередь, на момент поступления в администрацию города указанного заявления данной информацией администрация города не располагала, в связи с чем Голов В.А. был исключен из списка граждан-получателей государственного жилищного сертификата в 2018 году.

В 2022 году Голов В.А. не был включен в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата, так как обратился с заявлением 25 ноября 2022 года, за пределами срока подачи заявлений, установленных п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Головым В.А. в установленные сроки, с 1 января по 1 июля 2022 года, для участия в процессных мероприятиях на 2023 год заявление не направлялось, подано только 14 февраля 2023 года, в связи с чем отсутствуют основания для включения его в список граждан - участников процессных мероприятий на 2023 год.

Учитывая, что заявление Голова В.А. подтверждает его участие в процессных мероприятиях в 2024 году, администрацией он включен в список граждан-участников процессных мероприятий, который направлен в Министерство строительства Красноярского края в установленные сроки.

Возражает против удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате совершения преступления, ввиду того, что факт наличия уголовного дела не является безусловным основанием для взыскания в пользу истцов денежной компенсации морального вреда, причинение им которого истцы не доказали. Кроме того, заявленная сумма компенсации морального вреда в размере по 500 000 руб. каждому, не отвечает требованиям разумности, справедливости, достаточности и соразмерности, наличие причинно-следственной связи между действиями должностных лиц и нравственными страданиями истцов документально не подтверждено.

Не согласна с требованиями в части взыскания с администрации ущерба от преступления в размере 3 224 266,85 руб., так как истцы ссылаются на выявление факта неправомерности действий должностного лица администрации в период 2018 года и 2019 года, таким образом, расчеты размера социальной выплаты должны производиться с учетом норматива стоимости в этот период.

Сумма социальной выплаты на двух человек в 2023 году значительно больше размера социальной выплаты на четверых человек в 2018-2019 годах, в связи с чем полагает требования истцов незаконными и необоснованными.

Представитель ответчика Министерства Строительства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Исполняющий обязанности Министра строительства края Рабушко М.С. представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым, согласно положениям государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РоссийскойФедерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710, контроль за соблюдением субъектами РФ условий предоставления субсидий осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» в 2023 году, представленных администрацией, Голов В.А. не включен, так как обратился с заявлением в администрацию 25 ноября 2022 года, когда должен был с 01 января по 01 июля 2022 года, в связи с чем, выдать Голову В.А. сертификат в 2023 году не представляется возможным, поскольку это нарушит права и законные интересы граждан, предоставивших указанные заявления на 2023 год.

14 февраля 2023 года в администрацию Головым В.А. подано заявление об участии в комплексе процессных мероприятий для получения сертификата в 2024 году, в связи с чем в пределах предусмотренных Красноярскому краю на 2024 год средств на предоставление социальных выплат Голову В.А. будет предоставлен сертификат в 2024 году.

Согласно п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим органом исполнительной власти на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Министерство не оспаривает право Голова В.А, на получение сертификата, при этом выдача сертификата возможна в соответствии с очередностью, установленной сводным списком получателей сертификатов и расчетом размера социальной выплаты в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 125 - ФЗ и Правил, в связи с чем, полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Представил расчет размера социальной выплаты Голова В.А. на семью из двух человек, без учета дополнительной площади на второе полугодие 2023 года, на сумму 4 513 937 руб., из расчета 42*93457*1,15*100% и расчет размера социальной выплаты Голова В.А. на семью из четырех человек, без учета дополнительной площади на второе полугодие 2023 года, на сумму 7 738 240 руб., из расчета 72*93457*1,15*100%.

Пояснил, что 31 января 2018 года министерством сформирован список получателей государственных жилищных сертификатов на 2018 год. 01 февраля выписки из данного списка были направлены в Администрацию г.Лесосибирска для уведомления граждан и их подтверждения получения сертификата в 2018 года. В указанных выписках значился Голов В.А., соответственно у него возникло право на получение такого сертификата, однако, в адрес министерства из администрации поступила информация о том, что Голов В.А. не претендует на получение социальной выплаты в 2018 году, в связи с чем, 05 октября 2018 года учетное дело Голова В.А. возвращено в Администрацию г.Лесосибирска.

Третье лицо Челнокова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора в интересах Голова В.А. и Голова А.В., суду пояснила, что на каждого участника программы имеется свое учетное дело, которое хранится в администрации. В ее обязанности входит приём заявлений граждан, формирование учетных дел, обработка документов, предоставленных населением для предоставления сертификата по переселению по программе «Север-Юг», направление документов в Министерство строительства Красноярского края.

В период с 01 января по 01 июля текущего года заявитель должен написать заявление о том, что он подтверждает свою очередь. Дела формируются после 01 июля текущего года и подлежат направлению для проверки в Министерство строительства Красноярского края.

В сентябре-октябре из Министерства приходит список лиц, имеющих право на получение сертификата на приобретение жилья. Если в этом списке есть человек, который состоит в очереди, то администрация формирует его учетное дело, отбирает заявление в письменном виде (заявление либо об отказе от получения сертификата, либо заявление на получение сертификата).

В июне 2013 года к Челноковой В.В. обратилась Голова И.А. с заявлением о предоставлении очереди по переселению по программе «Север-Юг», нотариальную доверенность не предоставила.

В октябре 2017 года из Министерства строительства Красноярского края поступил запрос о предоставлении учетного дела на имя Голова, так как он имел право на получение сертификата в 2018 году и был в списках Министерства строительства.

27 октября 2017 года к Челноковой В.В. обратилась Ирина с заявлением от имени Голова о том, что они желают получить сертификат на приобретения жилья в 2018 года, после чего заявление было направлено в Министерство.

В феврале 2018 года из Министерства строительства поступил список лиц, которые имели право на получение сертификата в 2018 году, в который был включен Голов В.А.

Челнокова В.В. позвонила Ирине и сообщила об этом, после чего к ней на прием пришла Ирина, где получила информацию о стоимости сертификата.

В марте 2018 года к Челноковой В.В. на прием пришла Ирина, Челнокова В.В. на своем компьютере набрала текст заявления об отказе от имени Голова В.А. и передала Ирине для подписи, которая позднее принесла указанное заявление с подписью Голова В.А.

В мае 2018 года Челнокова В.В. направила в Министерство строительства Красноярского края выписку и заявление от 2018 года об отказе от получения сертификата с подписью Голова В.А., где указала, что он отказывается от получения сертификата на приобретение жилья.

В 2019 года Ирина в телефонном режиме пояснила Челноковой В.В., что размер сертификата их не устраивает, в связи с чем, они от него отказываются.

В марте 2019 года Челнокова В.В. узнала, что Министерство строительства требует учетные дела лиц, которые имеют права на получение сертификата и вспомнила, что в деле Голова нет письменных заявлений об отказе в получении сертификата, после чего позвонила Головой Ирине, чтобы она принесла заявления об отказе, но она так и не приехала.

В марте 2019 года Челнокова В.В. напечатала данные заявления от имени Голова В.А. об отказе, так как понимала, что нарушила инструкцию постановления правительства по формированию учетного дела и может получить дисциплинарное взыскание.

Заявления были от 12 марта 2018 года и 01 марта 2019 года, подпись от имени Голова она выполнила от его имени без фамилии и инициалов.

Данные заявления она никуда не направляла, надеялась, что Голова Ирина принесет ей подлинные заявления.

Согласно списка Министерства строительства от 29 октября 2020 года Голов В.А. включен на получение сертификата в марте 2021 года. В январе - феврале 2021 года Челнокова В.В. позвонила Головой Ирине и сообщила, что они в списке на получение. Ирина сообщила, что они отказываются, так как сумма сертификата их не устраивает. 08 апреля 2021 года Челнокова В.В. сформировала список об отказе и направила в Министерство строительства.

Вину в том, что напечатала заявления от имени Голова В.А. от 12 марта 2018 года, 01 марта 2019 года и 24 февраля 2020 года и поставила подписи от его имени, Челнокова В.В. признает полностью, в содеянном раскаивается. Пояснила, что сделала это для того, что избежать дисциплинарной ответственности, никакой корыстной цели у нее не было, никого по очереди она не продвинула в получении сертификата, кто не имел права на его получение в текущем году.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, судом надлежаще уведомлен о времени и месте слушания дела, причин неявки не сообщил.

Представитель Минстроя России – В.Д. Малинов, действующий на основании доверенности представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Ввиду отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Свидетель - старший дознаватель ОД ОМВД России по г. Лесосибирску Почекутова О.В. в судебном заседании пояснила, что в апреле 2022 года в ее производстве находилось уголовное дело в отношении ведущего специалиста Администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В. по факту предъявления подложного документа, с корыстной целью, а именно двух заявлений от имени Голова об отказе от сертификата. В ходе расследования установлено, что два заявления от имени Голова изготовлены с целью избежать ответственности за нарушение порядка формирования учетного дела. В ходе расследования уголовного дела установлено, что ни в 2018 году, ни в 2019 году Голов не обращался с заявлением в администрацию об отказе от получения сертификата.

Выслушав помощника прокурора г. Лесосибирска Тишевскую Г.С., материального истца Голова А.В., представителя ответчика Администрации г. Лесосибирска Деревягину И.И., третье лицо Челнокову В.В., свидетеля - старшего дознавателя ОД ОМВД России по г. Лесосибирску Почекутову О.В., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в редакции Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Сторонами не оспаривается право Голова В.А. на получение жилищной субсидии по упомянутому Федеральному закону, он действительно подпадает под категорию «инвалиды».

Порядок регистрации и учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879.

Пунктами 24, 25 Положения, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Подпунктом "е" пункта 21 Положения, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780).

Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2086-О, следует, что положения Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в статье 40 Конституции Российской Федерации.

Право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 3.14 Постановления Правительства Красноярского края от 21.08.2008 N 51-п (ред. от 07.06.2023) "Об утверждении Положения о министерстве строительства Красноярского края" осуществление полномочий по выпуску и реализации государственных жилищных сертификатов, за исключением отнесенных к компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в отношении отдельных категорий граждан.

На основании Приказа министерства строительства Красноярского края от 08.06.2023 N 351-о "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством строительства Красноярского края государственной услуги по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов" утвержден Административный регламент предоставления министерством строительства Красноярского края государственной услуги по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов.

Как предусмотрено п. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании распоряжения -р от 25 июня 2013 года, с 19 июня 2013 года Голов В.А. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по категории "инвалиды", что подтверждается выпиской из распоряжения.

Голову В.А. установлена I группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой СМЭ-2006 от 14 апреля 2006 года.

Из справки ведущего специалиста Администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В. следует, что по состоянию на 01 декабря 2017 года Голов В.А. имеет северный стаж в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях в календарном исчислении: 32 года 10 мес. 10 дней (северный стаж 15 лет 01 мес. 02 дня + пенсия 17 лет 09 мес. 08 дней).

Также установлено и не оспаривается сторонами, что Голов В.А. проживает в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях с рождения по 1982 год, с 1984 года по июнь 1987 года, с июля 1988 года по настоящее время.

Согласно заявлениям Голова В.А. от 19 мая 2017 года, 27 октября 2017 года, адресованных главе г.Лесосибирска Хохрякову А.В., он, как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», просит выдать в 2018 году государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края из расчета состава семьи из четырех человек, в том числе с учетом супруги Головой И.А., сына Голова А.В. и отца Голова А.А.

Головым В.А. 27 октября 2017 года подписано обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать в установленном законодательством РФ порядке жилое помещение по адресу: <адрес>.

Аналогичное обязательство подписано Головым В.А. 19 мая 2023 года.

Указанное жилое помещение, общей площадью 181,9 кв.м., принадлежит на праве собственности Голову В.А., что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 13 сентября 2023 года.

Согласно ответу Отдела по вопросам миграции г. Лесосибирска от 10 февраля 2018 года по адресу: <адрес> совместно с Головым В.А. зарегистрированы Голова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Списком граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретении жилья, подтверждается включение семьи Головых в список с 19 июня 2013 года (№ 71).

В материалы дела также представлены заявления, адресованные Головым В.А. главе г.Лесосибирска 12 марта 2018 года и 01 марта 2019 года об отказе от получения сертификата в 2018 и 2019 годах, просит оставить в прежней очереди.

05 октября 2018 года Министерством строительства Красноярского края возвращено учетное дело Голова В.А., предоставленное Администрацией г.Лесосибирска для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета 2018 года, в связи с отказом заявителя от социальной выплаты.

Голов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III-БА от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельствам о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ сын - Голов В.А. принял наследство в виде вкладов и недополученной пенсии.

Голова И.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III-БА от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке нотариуса нотариальной палаты Красноярского края Лесосибирского нотариального округа ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, Голов А.В. – единственный наследник, принявший наследство после смерти матери Головой И.А.

17 мая 2021 года Голов В.А. направил обращение Президенту РФ, в котором просил дать пояснение по факту неравноценной стоимости жилищного сертификата по сравнению со стоимостью объекта недвижимости, который Голов В.А. должен передать в муниципальную собственность.

Согласно ответу консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 30 апреля 2021 года в адрес Голову В.А. разъяснено, что уполномоченный специалист по вопросам переселения граждан администрации города находится по адресу: ул. Мира, д.2 в г.Лесосибирске (Челнокова В.В.).

Согласно обращению Голова В.А. в прокуратуру г.Лесосибирска от 27 декабря 2022 года, он не отказывался от сдачи жилого помещения и от получения сертификата.

Из ответа прокуратуры г.Лесосибирска от 11 января 2023 года следует, в ходе проверки установлено, что Головым В.А. собственноручно написаны отказы от получения сертификатов в 2018 – 2020 годах.

Согласно обращению Голова В.А. в прокуратуру г.Лесосибирска от 16 января 2023 года, он ежегодно направляет заявления на участие в целевой программе, однако Челнокова В.В. их игнорирует. Представил заявление, адресованное главе г.Лесосибирска Хохрякову А.В. от 25 июня 2020 года, в котором просит внести его в список на 2021 год для участия в ведомственной целевой программе.

Из ответов Министерства строительства Красноярского края, адресованных Голову В.А. 02 сентября 2022 года и 18 января 2023 года на его обращение разъяснены правила участия в ведомственной целевой программе, указывает на то, что Голов В.А. с 2018 года отказывается от получения сертификата, дополнительно сообщает, что Администрации г.Лесосибирска переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей Красноярского края. Кроме того, министерство указывает, что в списках граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022 и 2023 годах, представленных администрацией, Голов В.А. не значится.

В обращении Голова В.А. в прокуратуру г.Лесосибирска от 19 января 2023 года, указывает, что в ожидании программы переселения – 01 апреля 2020 года умер его отец Голов А.А., 26 декабря 2022 года умерла супруга Голова И.А., просит внести его в список на 2021 год.

Из обращения Голова В.А. в прокуратуру Красноярского края от 07 февраля 2023 года, указывает, что отказ от сертификата не подписывал и не мог подписать, так как является инвалидом и плохо владеет рукой, заявления подписывали от его имени. Просит включить его в список на получение жилищного сертификата в 2023 году.

Согласно ответам прокуратуры г. Лесосибирска в адрес Голова В.А. от 14 февраля 2023 года, 10 марта 2023 года, при изучении учетного дела Голова В.А., установлено отсутствие сведений об информировании заявителя администрацией о включении в сводный список получателей сертификатов в 2018-2021 годах, а также документы, подтверждающие отказ Голова В.А. от получения сертификата и сдачу жилья в 2021 году.

14 февраля 2023 года прокуратурой Главе города вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, в соответствии с которым в 2018, 2019 годах Голов В.А. заявлялся администрацией города для получения сертификата, однако ввиду заявлений от 01 марта 2019 года и 12 марта 2018 года об отказе от сертификата, не обеспечен социальной выплатой. Учитывая пояснения Голова В.А., что он не подписывал заявления об отказе от сертификатов, в ОМВД г. Лесосибирска направлен материал для проведения доследственной поверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

09 марта 2023 года в адрес Голова В.А. администрацией подготовлен ответ, в соответствии с которым Голов В.А. значится в списке граждан-получателей сертификатов в 2021 году, однако не обратился в администрацию с документами на выдачу сертификата. Супруга Голова В.А. – Голова И.А. в телефонном режиме сообщила об отказе от участия в программе со ссылкой небольшую стоимость социальной выплаты. Пояснили, что письменный отказ от получения государственного жилищного сертификата является основанием для снятия гражданина с учета, влечет утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии, за исключением невозможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего (членов семьи) здоровья. Ввиду несвоевременного обращения Голова В.А в администрацию – в 2023 году выдать сертификат также не представляется возможным.

Постановлением старшего дознавателя ОД ОМВД России по г.Лесосибирску Почекутовой О.В. от 28 апреля 2023 года, вступившим в законную силу, уголовное дело в отношении ведущего специалиста Администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 327 УК РФ, за использование заведомо подложного документа, прекращено по нереабилитирующим основаниям, ввиду истечения сроков давности.

В указанном постановлении установлено, что в мае 2018 года ведущий специалист по реализации жилищных программ Администрации г.Лесосибирска Красноярского края Челнокова В.В., в обязанности которой входит, в том числе приём, регистрация заявлений и документов от граждан в соответствии с Законом Красноярского края «О социальной поддержке граждан выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского каря в другие регионы Красноярского края», формирование и ведение учётных дел граждан по указанной программе, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, предоставила в Министерство строительства Красноярского края ежегодный список, содержащий информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2018 году, но включённых в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», сформированный Министерством строительства Красноярского края 31.01.2018 года, в который она, в том числе незаконно внесла данные Голова В.А., который отказался от получения сертификата на приобретение жилья в 2018 году.

В январе 2019 года Челнокова В.В. вновь предоставила в Министерство строительства Красноярского края указанный список, составляющий информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2019 году, в который незаконно внесла данные Голова В.А., в результате чего он не был включён в сводный список граждан - участников Программы, формируемый Министерством строительства Красноярского края.

В марте 2019 года у Челноковой В.В. возник преступный умысел на использование подложных заявлений от имени гражданина Голова В.А., являющегося участником данной Программы, об отказе в получении сертификата по Федеральной программе переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с целью придания видимости законности действий, последовавших после предъявления в Министерство строительства списков, составляющих информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2018 и в 2019 годах, но включённых в сводный список граждан - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Реализуя задуманное, Челнокова В.В., с целью придания видимости законности своих действий, последовавших после предъявления в Министерство строительства списков, составляющих информацию о гражданах, не претендующих на получение социальной выплаты в 2018 и в 2019 годах, но включённых в сводный список граждан, находясь на своём рабочем месте, при помощи компьютерной техники изготовила от имени Голова В.А. два заявления, датированные 12 марта 2018 года и 01 марта 2019 года, в которых собственноручно поставила от имени Голова В.А. подписи и хранила указанные заявления при учётном деле на имя Голова В.А. , с целью сокрытия факта ненадлежащего ведения учетного дела на гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилья по программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Таким образом, Челнокова В.В. совершила преступление, предусмотренное ч. 5 ст. 327 УК РФ, использование заведомо подложного документа.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002г. N 879, исходя из того, что постановлением ОМВД России по г.Лесосибирску от 28 апреля 2023 года о прекращении уголовного дела в отношении Челноковой В.В. по нереабилитирующим основаниям установлена вина ответственного сотрудника администрации в неполучении Головым В.А. государственного жилищного сертификата из расчета четырех человек в 2018 году, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании за Головым В.А. права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (ред. от 30.12.2017), из расчета на двух человек, включив в сводный список граждан на 2023 год.

При этом, суд отклоняет довод ответчика - Администрации г. Лесосибирска о том, что расчет размера социальной выплаты должен производиться с учетом норматива стоимости в 2018 году и 2019 году. Сравнивая расчеты Министерства строительства Красноярского края размера социальной выплаты Голова В.А. на семью из четырех человек, без учета дополнительной площади, на второе полугодие 2023 года (7 738 240 руб.) и на первое полугодие 2018 года (3 133 814 руб.), суд учитывает, что права истцов могут быть восстановлены только при условии расчета социальной выплаты с учетом норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2023 года ввиду актуальности такой стоимости на момент выдачи сертификата и возможности реализации этого сертификата.

Необходимость учета изменившихся условий, влияющих на размер предоставляемой субсидии, определена в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879.

Так, п. 20 данного Положения предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Исходя из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что в случае, если жилищная субсидия выдана с нарушением срока, установленного законодательством субъекта Российской Федерации, и на момент фактического получения жилищной субсидии на строительство (приобретение) жилья условия, на основании которых был произведен ее расчет, изменились, эти изменения должны быть учтены и субсидия должна быть пересчитана.

Суд учитывает, что сторона ответчика не оспаривает право Голова В.А. на получение сертификата, он действительно с 19 июня 2013 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, исходит из того, что такое право не было реализовано по вине администрации с 2018 года.

Материалами дела подтверждается, что 19 мая 2017 года, 27 октября 2017 года Голов В.А. обращался с заявлениями в администрацию о выдаче в 2018 году государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края из расчета состава семьи из четырех человек, в том числе с учетом супруги Головой И.А., сына Голова А.В. и отца Голова А.А., однако ввиду халатных действий ответственного сотрудника администрации Челноковой, которая выполнила от имени Голова В.А. подписи на заявлениях от 12 марта 2018 года и 01 марта 2019 года об отказе в получении сертификатов, Министерством строительства Красноярского края возвращено учетное дело Голова В.А., предоставленное Администрацией г.Лесосибирска для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета 2018 года, в связи с отказом заявителя от социальной выплаты.

Указанные действия Челнокова В.В. совершила с целью избежать дисциплинарной ответственности за нарушения при формировании учетного дела Голова В.А., что повлекло для слабой стороны: гражданина – инвалида, в отношении которого со стороны норм действующего законодательства разработан четкий механизм реализации права на выдачу жилищного сертификата, необратимые последствия, в том числе в результате упущенного времени и смерти двух членов семьи, расчет стоимости сертификата должен производиться из расчета оставшихся двух членов семьи.

Также суд отклоняет, как необоснованные, доводы Министерства строительства Красноярского края о том, что предоставление жилищной субсидии не должно нарушать прав других граждан, состоящих на учете, таким образом, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований в части возложения обязанности на Министерство предоставить жилищную субсидию для приобретения жилья в 2023 году, так как тем самым суд обяжет ответчика обеспечить истца субсидией во внеочередном порядке.

    Суд при этом учитывает, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия бюджетных средств на реализацию прав данной семьи (Головых) на выдачу жилищного сертификата, а также того, права каких именно граждан могут быть нарушены в данном случае.

    Министерство строительства Красноярского края ссылается на то, что финансовая поддержка будет оказана Голову В.А. по мере поступления бюджетных средств, в порядке очереди, сформированной на основании действующего законодательства.

    Суд обращает внимание ответчика, что Голов В.А. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с 2013 года, при этом, по утверждению Министерства в сводном списке граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на 2018 год значится Голов В.А., соответственно он мог получить сертификат за счет средств федерального бюджета 2018 года, однако не получил по независящим от него обстоятельствам.

    Разрешая требования прокурора, с учетом уточнения требований, о возложении на Министерство строительства Красноярского края обязанности выдать Голову В. А. государственный жилищный сертификат на сумму 4513973,1 руб. из расчета на 2-х человек без учета права на дополнительную площадь, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении иска в данной части, при этом исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1), а также утверждены Правила, которые в пункте 5 устанавливают категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Подпунктом "з" пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно пункту 16 названных выше Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина; 42 квадратных метра - на семью из 2 человек; по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 квадратных метров (в том числе в отношении категории граждан, указанной в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил). При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Согласно подпунктам "б", "г", "ж" пункта 44 упомянутых выше Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, удостоверяющие его личность, и членов его семьи; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность (в 2 экземплярах).

Пункт 44(1) Правил содержит предписание о том, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.

Таким образом, в силу закона непременным условием выдачи государственного жилищного сертификата участнику подпрограммы, проживающему в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ему или членам его семьи, является наличие данного им и подписанного всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

    Указанные условия Головым В.А. соблюдены.

    Таким образом, учитывая позицию Министерства строительства Красноярского края о том, что еще 31 января 2018 года Министерством сформирован сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на 2018 год, выписки из списка 01 февраля 2018 года направлены в администрацию для уведомления граждан и их подтверждения получения сертификата в 2018 году, в указанных списках значился Голов В.А., соответственно мог получить сертификат за счет средств федерального бюджета 2018 года, суд полагает необходимым возложить на Министерство строительства Красноярского края обязанность выдать Голову В.А. государственный жилищный сертификат на сумму 4513973,1 руб. из расчета на двух человек.

    Разрешая исковые требования прокурора г. Лесосибирска о взыскании с Администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А., Голова А.В. суммы ущерба, причиненного преступлением в размере 3224266, 85 руб., суд принимает во внимание, что в силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением старшего дознавателя ОД ОМВД России по г.Лесосибирску Почекутовой О.В. от 28 апреля 2023 года, вступившим в законную силу, уголовное дело в отношении ведущего специалиста Администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 327 УК РФ, за использование заведомо подложного документа, прекращено по нереабилитирующим основаниям, ввиду истечения сроков давности. Установлена вина Челноковой В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 327 УК РФ, повлекшего неполучение Головым В.А. жилищного сертификата в 2018 году.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В силу положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, несет работодатель Администрация г. Лесосибирска.

Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, квалифицирует правоотношения сторон как возникшие из причинения ущерба, с учетом положения статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что на Администрацию г.Лесосибирска подлежит возложению обязанность по возмещению причиненного в результате преступных действий ведущего специалиста Администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В. ущерба истцам.

Определяя размер подлежащего взысканию ущерба, суд исходит из расчета размера социальной выплаты Голова В.А., представленного Министерством строительства Красноярского края на семью из двух человек, без учета дополнительной площади на второе полугодие 2023 года, на сумму 4 513 937 руб. (42*93457*1,15*100%) и расчета размера социальной выплаты Голова В.А. на семью из четырех человек, без учета дополнительной площади на второе полугодие 2023 года, на сумму 7 738 240 руб. (из расчета 72*93457*1,15*100%).

    Учитывая, что ущерб истцам был причинен в результате преступных действий ведущего специалиста Администрации г. Лесосибирска Челноковой В.В., вина которой установлена постановлением старшего дознавателя ОД ОМВД России по г.Лесосибирску Почекутовой О.В. от 28 апреля 2023 года, суд приходит к выводу, что с Администрации г.Лесосибирска в пользу Голова В.А. и Голова А.В. подлежит взысканию ущерб, причиненный преступлением в размере 3 224 266,85 руб. из расчета 7 738 240 руб. - 4 513 937 руб.

    Суд принимает во внимание, что Голов В.А. мог получить сертификат за счет средств федерального бюджета 2018 года из расчета четырех членов семьи, в результате неправомерных действий ответчика до сих пор его право не реализовано.

При этом, Голов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III-БА от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельствам о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ сын - Голов В.А. принял наследство в виде вкладов и недополученной пенсии.

Голова И.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти III-БА от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке нотариуса нотариальной палаты Красноярского края Лесосибирского нотариального округа ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, Голов А.В. – единственный наследник, принявший наследство после смерти матери Головой И.А.

    Иных наследников, принявших наследство после смерти супруги и отца Голова В.А., судом не установлено, соответственно, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением, совершенным ответчиком возникло у Головых в равных долях, в связи с чем с Администрации г. Лесосибирска в пользу истцов надлежит взыскать сумму ущерба в равных долях.

    Разрешая требования о взыскании с Администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А. и Голова А.В. компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно части 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Исходя из анализа вышеуказанных норм материального права следует, что обязательным условием наступления ответственности в виде компенсации морального вреда (если это только прямо не предусмотрено законом) является совокупность следующих обстоятельств: противоправность поведения ответчика, наличие его вины, а также нарушение соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав гражданина либо посягательство ими на нематериальные блага.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливость и разумности. Размер компенсации морального вреда является оценочной категорией, которая включает в себя оценку совокупности всех обстоятельств.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 разъяснено, что судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.

Согласно приведенной норме права и акту ее толкования основанием для возникновения обязанности денежной компенсации морального вреда, является установление факта причинения гражданину такого вреда действиями ответчика, следовательно, при нарушении неимущественных прав истца, в том числе права на получение жилищного сертификата, возмещение морального вреда может быть осуществлено на общих основаниях.

Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). (п.12 Постановления).

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 предусмотрено, что факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления, в том числе преступления против собственности, не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага.

Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п.18 Постановления).

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (п. 25 Постановления).

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 Постановления).

Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий.

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п. 28 Постановления).

Руководствуясь положениями статей 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда РФ, данными в Постановлении Пленума от 15.11.2022 №33, принимая во внимание наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага), суд приходит к выводу, что в результате совершенного должностным лицом ответчика – Администрации г.Лесосибирска преступления, истцам причинен моральный вред в виде нравственных страданий.

Так в судебном заседании исследована многочисленная переписка заявителя Голова В.А., в том числе с прокуратурой Красноярского края, Администрацией г.Лесосибирска, администрацией Президента РФ, Министерством строительства Красноярского края, за период с 2020 года до момента возбуждения уголовного дела в отношении Челноковой В.В. Согласно указанной переписке истец просит в силу его беспомощности разобраться в связи с чем ему не выдают жилищный сертификат с 2018 года.

Кроме того, суд учитывает преклонный возраст истца Голова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также его инвалидность, в результате которой он не может передвигаться без помощи сына Голова А.В.

    Учитывая существо и значимость прав и нематериальных благ истцов, которым причинен вред (в настоящее время в силу действующего законодательства сертификат не может быть выдан из расчета всех членов семьи, которые были живы в 2018 году), требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, суд приходит к выводу о взыскании с Администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А., Голова А.В., в качестве компенсации морального вреда, причиненного в результате совершения преступления, денежной суммы в размере 50 000 руб., по 25 000 руб. каждому.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

уточненные исковые требования прокурора г.Лесосибирска в интересах Голова В.А., Голова А.В. к Администрации г. Лесосибирска, Министерству строительства Красноярского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить.

Признать за Головым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (ред. от 30.12.2017), из расчета на двух человек, включив в сводный список граждан на 2023 год.

    Обязать Министерство строительства Красноярского края выдать Голову В. А. государственный жилищный сертификат на сумму 4 513 973 руб. 1 коп. из расчета на двух человек без учета права на дополнительную площадь.

    Взыскать с Администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А., Голова А.В. ущерб, причиненный преступлением в размере 3 224 266 руб. 85 коп. в равных долях.

    Взыскать с Администрации г. Лесосибирска в пользу Голова В.А., Голова А.В., в качестве компенсации морального вреда, причиненного в результате совершения преступления, денежную сумму в размере 50 000 руб., по 25 000 руб. каждому.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                           Е.А. Пудовкина

        Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1660/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Голов Александр Владимирович
Голов Владимир Александрович
прокурор в интересах Голова Владимира Александровича, Голова Александра Владимировича
Ответчики
Администрация г. Лесосибирска
Другие
Министерство строительства Красноярского края
Челнокова Виктория Викторовна
Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Пудовкина Е.А.
Дело на странице суда
lesosib.krk.sudrf.ru
23.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее