Дело №//2022
УИД 39RS0№-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2022 года г. Гвардейск
Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи: Клименко М.Ю.,
при секретаре Аникине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова Олега Ульяновича к ГУ ОПФР в Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ГУ ОПФР в Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, указав, что в связи с достижением пенсионного возраста, необходимых величин страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обратился ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 названного закона, поскольку с января 2007 по настоящее время работал в учреждениях УФСИН России по Калининградской области на разных должностях, которые предусматривают непосредственную работу с осужденными. ДД.ММ.ГГГГ ответчик решением № отказал в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 15 лет. Истец полагает, что оспариваемое решение ответчика незаконно, поскольку им представлены документы, подтверждающие его работу с осужденными с 2007 года, а именно в периоды его работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника культурного центра ФГУ «Отдел по конвоированию УФСИН России по Калининградской области; с 10.08.2013 по 22.09.2014 в должности ведущего инженера отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера 1 категории отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя гаража ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности пожарного пожарной части 2 разряда в ВКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области. В связи с чем, просит отменить решение пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и назначить ему пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Клейншмидт Л.С. с иском не согласилась, указав, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Основными условиями предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по пунктам 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ являются: выполнение соответствующих видов работ постоянно в течение полного рабочего дня; за период работы после ДД.ММ.ГГГГ - начисление и уплата дополнительных тарифов страховых взносов; после проведения специальной оценки условий труда (СОУТ, введена с ДД.ММ.ГГГГ) - наличие на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 №400-ФЗ вредного или опасного класса труда. Федеральное казенное учреждение - Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области не относится к учреждениям, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, в связи с чем, его работники не имеют права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Основным видом деятельности учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным. Кроме того, Списком от 3 февраля 1994 г. N 85 должность начальника культурного центра не предусмотрена. Относительно периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности инспектора отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера 1 категории отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя гаража ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности пожарного пожарной части 2 разряда в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области (данная должность также не предусмотрена Списком от 3 февраля 1994 г. N 85) в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код «Особые условия труда» 27-ОС, льготные справки также отсутствуют. Эти периоды не подлежат зачету в специальный стаж. В связи с тем, что на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» специальный стаж Ершова Олега Ульяновича составил 1 год 2 месяца 21 день (при необходимом 15 лет), ОПФР по Калининградской области просит полностью отказать в удовлетворении исковых требований заявителя.
Представители привлеченных судом в качестве третьих лиц УФСИН России по Калининградской области, ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области, ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области в судебное заседание не явились. О дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ФКУ ОК УФСИН России по Калининградской области Велиева Н.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями Ершова О.У. согласилась.
Суд исследовав материалы дела, дав им оценку, заслушав стороны, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года N 85.
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе мастера (пункт 2 Списка от 03 февраля 1994 года N 85).
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 39 утверждены Разъяснения "О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года N 85".
Согласно пункту 6 разъяснения, руководители, специалисты и служащие пользуются правом на пенсию на льготных условиях независимо от образования, квалификации и специализации. Например, инженеры по организации управления производством, инженеры по ремонту, техники по планированию, технологи-наставники и т.д.
В соответствии с пунктом 2 разъяснения, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Аналогичные условия возникновения права на указанный вид пенсии содержатся в пункте 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как усматривается из материалов дела, Ершов О.У. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности начальника культурного центра ФГУ «Отдел по конвоированию УФСИН России по Калининградской области.
Между тем, указанная должность не предусмотрена списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Кроме того, материалы дела не содержат сведения, что Ершов О.У. работал полный рабочий день с осужденными. Так, согласно должностной инструкции начальника культурного центра ВБУ ОК КФСИН России по Калининградской области последний обязан выполнять обязанности: планирует и проводит работу по организации культурного досуга для сотрудников и членов их семей; планирует и организует работу по методическому руководству коллективами художественной самодеятельности осужденных, принимает участие в разработке положений о фестивалях, конкурсах, смотрах. Принимает участие в работе жюри конкурсов и смотров художественной самодеятельности осужденных; принимает участие в разработке сценария проведения конкурса художественной самодеятельности среди осужденных «Калина красная»; принимает участие в организации «Дня открытых дверей» для осужденных в учреждении; непосредственно готовит художественные коллективы, индивидуальных исполнителей из числа осужденных содержащихся в исправительных учреждениях к смотрам – конкурсам художественной самодеятельности. Проводит репетиции с осужденными в учреждениях; поддерживает связь с творческими союзами и общественными организациями.
Анализируя должностные обязанности начальника культурного центра, суд не может сделать вывод о том, он в течении полного рабочего дня, т.е. более 80 % времени, был занят на работах с осужденными, поскольку большая часть должностных обязанностей выполнялась им без участия в них осужденных. При этом, самим учреждением доказательств того, что истец в течение полного рабочего дня был занят на работах с осужденными, не предоставлено.
Кроме того, как усматривается из Положения о ФГУ «ОК УФСИН по Калининградской области», основными задачами отдела является, в т.ч. плановое конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу».
Таким образом, исполнение обязанностей начальником культурного центра производилась не только с осужденными, но и с лицами заключенными под стражу, работа с которыми не засчитывается в специальный стаж.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судам при рассмотрении требований, связанных с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из материалов дела ответчиком, на основании выписки из индивидуального лицевого счета учтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по сведениям, отраженным в разделе 2 с кодом «Особые условия труда» 27-ОС по ФКУ «ИК-7 УФСИН России по Калининградской области».
Однако, по периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера 1 категории отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя гаража ФКУ КП-12 УФСИН России по Калининградской области, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности пожарного пожарной части 2 разряда в ВКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код «Особые условия труда» 27-ОС, льготные справки также отсутствуют.
Кроме того, как усматривается из отзыва ФКУ КП-12 УФСИН по Калининградской области, выполнение истцом должностных обязанностей в качестве водителя гаража, не предусматривало непосредственную работу с осужденными.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для зачета указанных выше периодов работы истца в специальный трудовой стаж, а поскольку с учетом зачтенных ответчиком периодов работы специальный стаж истца составляет 1 год 2 месяца 21 день, при требуемом 15 лет, суд считает, что обжалуемое решение об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» законно и соответственно заявленные им исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Ершова Олега Ульяновича, отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
Копия
Судья Клименко М.Ю.