Председательствующий: Балашова Т.А.
Дело № 33-11/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М., Пархомович Г.П.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 января 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Хакасия Леонтьевой Елены Рудольфовны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 октября 2017 года, которым иск удовлетворен иск Столярова Виктора Анатольевича, Волкова Евгения Викторовича, Шушуриной Татьяны Владимировны к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, материальной помощи, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истцов Столярова В.А., Волкова Е.В., Шушуриной Т.В., представитель ответчиков Пономаренко Д.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Столяров В.А., Волков Е.В., Шушурина Т.В. обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (далее – МВД по Республике Хакасия) о взыскании денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, материальной помощи, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда. Требования мотивировали тем, что проходили службу в органах внутренних дел Российской Федерации и по 10.02.2017 являлись членами ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия. Однако с 26.12.2016 Столярову В.А. и Шушуриной Т.В., а с 01.01.2017 Волкову Е.В. не выплачивалось денежное содержание. Просили с учетом уточненных требований взыскать с ответчиков в пользу Столярова В.А. денежное содержание за декабрь 2016, январь, февраль 2017 в общей сумме 164 051 руб. 54 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 117 594 руб. 56 коп., материальную помощь в сумме 36 000 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 43 988 руб. 65 коп., компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.; в пользу Волкова Е.В. денежное содержание за январь, февраль 2017 в общей сумме 152 393 руб. 58 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 122 220 руб. 41 коп., материальную помощь в сумме 38 000 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 43 179 руб. 91 коп., компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.; в пользу Шушуриной Т.В. денежное содержание за декабрь 2016, январь, февраль 2017 в общей сумме 147 781 руб. 50 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 105 931 руб. 97 коп., материальную помощь в сумме 32500 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 35 432 руб. 29 коп., компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.
Определением суда от 02.08.21017 гражданские дела объединены в одно производство.
Определением суда от 21.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Федеральная миграционная служба.
В судебном заседании истцы Столяров В.А., Волков Е.В., Шушурина Т.В. настаивали на уточненных требованиях.
Представитель соответчиков МВД России и МВД по Республике Хакасия Пономарев Д.В. иск не признал в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым взыскал с МВД по Республике Хакасия в пользу Столярова В.А. заработную плату за декабрь 2016, январь, февраль 2017 в общей сумме 164 051 руб. 54 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 117 594 руб. 56 коп., материальную помощь в сумме 36 000 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 43 988 руб. 65 коп., моральный вред в сумме 5000 руб.; в пользу Волкова Е.В. заработную плату за январь, февраль 2017 в общей сумме 152 393 руб. 58 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 122 220 руб. 41 коп., материальную помощь в сумме 38 000 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 43 179 руб. 91 коп., моральный вред в сумме 5000 руб.; в пользу Шушуриной Т.В. заработную плату за декабрь 2016, январь, февраль 2017 в общей сумме 147 781 руб. 50 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 105 931 руб. 97 коп., материальную помощь в сумме 32500 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 35 432 руб. 29 коп., моральный вред в сумме 5000 руб.
В удовлетворении иска Столярова В.А., Волкова Е.В., Шушуриной Т.В. к МВД России о взыскании денежных средств отказал.
С решением суда не согласен представитель ответчика МВД по Республике Хакасия Леонтьева Е.Р.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, в части удовлетворения иска к МВД по Республике Хакасия, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Анализируя ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», считает, что надлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям является Федеральная миграционная служба, которая до настоящего времени не ликвидирована, а МВД по Республике Хакасия является правопреемником лишь по обязательствам, возникшим до 07.07.2016. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 № 1412-р «О продлении срока завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России» финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете. Вместе с тем, Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2016 год» было предусмотрено финансирование Федеральной миграционной службы как самостоятельного государственного органа. В Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» изменений относительно дальнейшего финансирования упраздняемой Федеральной миграционной службы не вносилось, следовательно, истцы являлись прикомандированными к названной службе сотрудниками органов внутренних дел. Обращает внимание на то, что после отмены приказов об увольнении истцов МВД России не было поставлено в известность о продолжении исполнения ими служебных обязанностей, в связи с чем сформированный МВД России фонд оплаты труда не учитывал финансирование членов ликвидационных комиссий на 2017 год. Считает незаконными приказы об отмене приказов об увольнении членов ликвидационной комиссии, с которыми, по мнению апеллянта, подлежал расторжению с 01.07.2016 контракт о прохождении службы и заключению трудовой договор. Ссылаясь на письмо Минфина России от 14.04.2017
№ 10-05-05/22553, полагает, что фонд оплаты труда членов ликвидационных комиссий должен рассчитываться из среднего уровня оплаты труда гражданского персонала МВД России без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера. Указывает, что поскольку МВД России не является работодателем для истцов, то оплата их труда повлечет нецелевое использование бюджетных средств. Настаивает на том, что надлежащим ответчиком по делу является ликвидационная комиссия ФМС России, при этом доказательств обращения истцов за получением денежных средств - стороной не представлено. Кроме того, УФМС России по Республике Хакасия было ликвидировано, а не реорганизовано без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, при этом в соответствии с составленным ликвидационным балансом задолженность по выплате истцам заработной платы в МВД России не передавалась. Отмечает, что истцами не представлено как доказательств вины МВД России в невыплате им заработной платы, так и выделения финансирования на эти цели ФМС России и МВД России. Также не представлено доказательств урегулирования возникшего трудового спора с непосредственным работодателем. Анализируя ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 102 и п. 136 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 31.01.2013 № 65, выражает несогласие с размером взысканных компенсаций за неиспользованный отпуск и за задержку выплаты заработной платы, а также полагает, что оснований для выплаты материальной помощи не имелось. Не оспаривая механизм произведенного истцами расчета компенсации за неиспользованный отпуск, считает, что размер начисляемого денежного довольствия должен учитываться без подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц, который также подлежит удержанию с самой выплаты, в связи с чем в пользу Волкова Е.В. подлежало взысканию 102834 руб., Столярова В.А. – 98942 руб. 11 коп., Шушуриной Т.В. – 89129 руб. 47 коп. Также, не оспаривая порядок расчета компенсации за несвоевременную выплату денежного содержания, полагает, что оно должно рассчитываться не от начисленных, а от подлежащих выплате сумм (без учета налога на доходы физических лиц, который удерживается), соответственно размер компенсации за несвоевременную выплату денежного содержания: за январь 2017 года за период с 11.02.2017 по 20.07.2017 в пользу Волкова Е.В. составит 9507 руб. 18 коп., за период с 26.01.2017 по 20.07.2017 в пользу Столярова В.А. – 10545 руб. 23 коп., за период с 26.01.2017 по 20.07.2017 в пользу Шушуриной Т.В. – 9500 руб. 31 коп.; за февраль 2017 года за период с 11.02.2017 по 20.07.2017 в пользу Шушуриной Т.В. составит 3070 руб. 38 коп. Указывает, что материальная помощь выплачивается на основании рапорта сотрудника, между тем, истцами не представлено доказательств его подачи, в связи с чем оснований для взыскания названной выплаты не имелось. Кроме того, эта выплата могла быть взыскана только с учетом подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц и, соответственно, ее размер составил в пользу Волкова Е.В. 33060 руб., Шушуриной Т.В. 28275 руб. Считает, что поскольку отсутствует вина ответчика в невыплате истцам денежного содержания, то оснований для компенсации морального вреда - не имелось.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истцы Столяров В.А., Волков Е.В., Шушурина Т.В. выражают согласие с решением суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы проходили службу в органах внутренних дел Российской Федерации, занимая в Управлении Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, различные должности: Столяров В.А. с 01.04.1999 - заместитель начальника Управления – начальник отдела паспортной и регистрационной работы; Волков Е.В. с 01.09.2009 - начальник Управления; Шушурина Т.В. с 09.01.2008 - начальник отдела кадровой, правовой работы, делопроизводства и режима Управления.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016
N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов (пп. «а», «в» п. 2 Указа).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016
N 1025-р определены полномочия председателя ликвидационной комиссии ФМС России, установлен срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загранаппарат - по 31.12.2016, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий ФМС России возложено на МВД России (п.п. 3, 4, 6 распоряжения).
Пунктом 5 названного распоряжения Минфину России постановлено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2016
№ 1025-р приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 01.06.2016 № 273 ликвидировано Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия.
Распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 01.06.2016 № НС-1/9-159 утвержден состав ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия, председателем которой назначен Волков Е.В., ее членами, в том числе - Столяров В.А., Шушурина Т.В.
По окончании срока ликвидационных мероприятий приказом председателя ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия от 15.12.2016 № 192 л/с со Столяровым В.А. и Шушуриной Т.В. расторгнут контракт и они уволены со службы на основании п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011
N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 23.12.2016 № 515 л/с с Волковым Е.В. расторгнут контракт и он уволен 31.12.2016 с должности начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016
N 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017, МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России. В пункте 4 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Во исполнение указания ФМС России от 28.12.2016 приказом председателя ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия от 29.12.2016 № 194 л/с указанный приказ от 15.12.2016 № 192 л/с отменен в отношении
Столярова В.А. и Шушуриной Т.В.
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 30.12.2016 № 525 л/с пункт приказа в части увольнения по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия Волкова Е.В. 31.12.2016 отменен.
Приказом председателя ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия от 06.02.2017
№ 4: со Столяровым В.А. расторгнут контракт и он уволен 10.02.2017 с должности заместителя начальника Управления – начальника отдела паспортной и регистрационной работы Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних, замещаемой сотрудником), с выплатой при увольнении денежной компенсации за 30 календарных дней неиспользованного отпуска за 2017 г., компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет за 2017 г. продолжительностью 2 календарных дня; с Шушуриной Т.В. расторгнут контракт и она уволена 10.02.2017 с должности начальника отдела кадровой, правовой работы, делопроизводства и режима Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних, замещаемой сотрудником), с выплатой при увольнении денежной компенсации за 30 календарных дней неиспользованного отпуска за 2017 г., компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет за 2017 г. продолжительностью 2 календарных дня.
Приказом ФМС России от 09.02.2017 № 2 л/с с Волковым Е.В. расторгнут контракт и он уволен 10.02.2017 с должности начальника Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних, замещаемой сотрудником), с выплатой при увольнении денежной компенсации за 30 календарных дней неиспользованного отпуска за 2017 г., компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет за 2017 г. продолжительностью 2 календарных дня.
06.12.2017 в Единый государственный реестр юридического лица внесена запись о ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия.
Поскольку окончательный расчет при расторжении контракта с истцами произведен не был, они обратились в суд за защитой их нарушенного права.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется Федеральным законом от 30.11.2011
№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», а также трудовым законодательством в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
Пунктом 4 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 (далее – Порядок) предусмотрено, что выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.
Как видно из материалов дела, 03.02.2017 Волковым Е.В. в адрес заместителя министра МВД по Республике Хакасия были направлены документы для начисления по оплате труда членам ликвидационной комиссии Управления за декабрь 2016 г. – январь 2017 г., в том числе в отношении Волкова Е.В., Столярова В.А., Шушуриной Т.В.
07.02.2017 для выплаты указанным лицам денежного довольствия в адрес заместителя министра МВД по Республике Хакасия были направлены табели учета рабочего времени, приказы, заявления.
Письмом от 02.03.2017 заместителем министра МВД по Республике Хакасия полковником внутренней службы ФИО10 председателю ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Хакасия Волкову Е.В. было направлено сообщение о том, что главному распорядителю – МВД России для решения вопроса по начислению и выплате заработной платы направлен запрос, согласно ответу на который, в настоящее время проводится работа с Минфином России по урегулированию вопроса по содержанию ликвидационных комиссий ФМС России и ФСКН России. Данный ответ содержит также уверение о направлении информации после выработки согласованных решений по данному вопросу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при продлении срока ликвидационных мероприятий на 2017 год финансирование всех мероприятий было возложено на МВД России, территориальным органом которого в соответствии с приказом МВД России от 27.04.2011 № 266 является МВД по Республике Хакасия, при этом включаемые в состав комиссии члены продолжали оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым должностям), а, следовательно, подлежали обеспечению их денежным довольствием.
Исходя из расчетных листков за декабрь 2016, январь и февраль 2017 задолженность перед Столяровым В.А. по выплате денежного довольствия составляет в общей сумме 164 051 руб. 54 коп., компенсация за неиспользованный отпуск составляет 117 594 руб. 56 коп., невыплаченная материальная помощь - 36 000 руб.
Исходя из расчетных листков за январь и февраль 2017 задолженность перед Волковым Е.В. по выплате денежного довольствия составляет в общей сумме 152 393 руб. 58 коп., компенсация за неиспользованный отпуск - 122 220 руб. 41 коп., невыплаченная материальная помощь - 38 000 руб.
Исходя из расчетных листков за декабрь 2016, январь и февраль 2017 задолженность перед Шушуриной Т.В. по выплате денежного довольствия составляет в общей сумме 147 781 руб. 50 коп., компенсация за неиспользованный отпуск - 105 931 руб. 97 коп., невыплаченная материальная помощь – 32 500 руб.
По мнению апеллянта, размер денежного довольствия у Столярова В.А. за декабрь 2016 и февраль 2017 и у Шушуриной Т.В. за январь 2017 произведен неверно.
Как видно из представленного расчета ответчика, денежное довольствие Столярова В.А. и Шушуриной Т.В. определено с учетом удержанного налога на доходы физических лиц и составило: у Столярова В.А. за декабрь 2016 - 15160 руб. 48 коп. ((108040 – 13%) / 31 * 5)), за февраль 2017 – 33 569 руб. 64 коп. ((108040 – 13%) / 28 * 10)); у Шушуриной Т.В. за январь 2017 – 84 673 (97 325 – 13%).
Как видно из уточненных исковых требований истцов Столярова В.А. и Шушуриной Т.В. от 13.09.2017 они просили взыскать начисленную заработную плату: Столяров В.А. за декабрь 2016 – 17 425 руб. 81 коп. ((108040 – 13%) / 31 * 5)), за февраль 2017 – 38 585 руб. 73 коп.; Шушурина Т.В. за январь 2017 – 97 325 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Суд общей юрисдикции к таковым не относится. Следовательно, при решении вопроса о взыскании причитающихся работнику денежных средств, суд, не являющийся налоговым агентом, не обязан исчислять и удерживать НДФЛ. Если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся работнику и подлежащих удержанию с работника, организация - налоговый агент в соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика, уплатить же налог физическое лицо должно самостоятельно.
Из приведенных правовых норм следует, что удержание из заработной платы истцов налога на доходы физических лиц судом не производятся.
Поскольку судом установлено и ответчиками не оспаривается, что начисление денежного довольствия произведено истцам в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ими заявлены требования о взыскании начисленного денежного довольствия за проработанное время в качестве членов ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Хакасия, суд первой инстанции обоснованно взыскал с МВД по Республике Хакасия денежное довольствие в их пользу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что МВД по Республике Хакасия является ненадлежащим ответчиком по делу, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что фонд оплаты труда членов ликвидационных комиссий должен рассчитываться из среднего уровня оплаты труда гражданского персонала МВД России, не влияет на выводы в судебном постановлении, поскольку истцы с момента назначения их членами ликвидационной комиссии, продолжили проходить службу, оставаясь прикомандированными к ФМС России сотрудниками органов внутренних дел.
Не оспаривая права истцов на получение компенсации за неиспользованный отпуск, апеллянт оспаривает размер этой компенсации, ссылаясь на неправильное применение п.102 Порядка.
В соответствии с п. 102 Порядка размер денежной компенсации за каждый день неиспользованного отпуска определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.
Из уточненных исковых требований истцов от 13.09.2017 следует, что они просили взыскать начисленную компенсацию за неиспользованный отпуск в следующих размерах: Столяров В.А. - 117 594 руб. 56 коп.;
Волков Е.В. - 122 220 руб. 41 коп.; Шушурина Т.В. - 105 931 руб. 97 коп.
Как видно из расчета ответчика, размер компенсации за неиспользованный отпуск у истцов составил: у Столярова В.А. 98 942 руб. 11 коп. ((108040 – 13%) / 30,4 * 32); у Волкова Е.В. 102 834 руб. (112290 / 30,4 * 32 – 13%): у Шушуриной Т.В. 89 129 руб. 47 коп. ((97325 – 13%) / 30,4 * 32).
Довод жалобы о несогласии с размером компенсации за неиспользованный отпуск, отклоняется судебной коллегией, поскольку расчет, приведенный в апелляционной жалобе, не соответствует п.102 Порядка, а именно он произведен с учетом удержанного налога на доходы физических лиц.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Пономаренко Д.В. подтвердил, что компенсация за неиспользованный отпуск подлежит выплате с учетом подоходного налога.
Как видно из доводов апелляционной жалобы, апеллянт оспаривает как право истцов на выплату материальной помощи, ссылалась на отсутствие рапорта истцов, так и размер выплат.
Согласно представленному ответчиком расчета, размер материальной помощи составляет: у Столярова В.А. 31 320 руб. (36000 – 13%); у Волкова Е.В. 33 060 руб. (38000 – 13%): у Шушуриной Т.В. 28275 руб. ((32500 – 13%).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
При формировании фонда денежного довольствия сотрудников сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства, в том числе для выплаты ежегодной материальной помощи (п. 8 ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
В соответствии с п. 136 и п. 136 Порядка сотрудникам оказывается материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания в год.
Решением руководителя материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника. Если в течение календарного года сотрудник не обращался с рапортом о выплате ему материальной помощи за текущий год, то материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, установленного на день осуществления выплаты, оказывается ему на основании приказа руководителя в декабре текущего года.
В суде апелляционной инстанции истцы пояснили, что подавали рапорты на выплату материальной помощи, которые со всеми документами УФМС России по Республике Хакасия были переданы в МВД по Республике Хакасия.
Из приведенных правовых норм следует, что материальная помощь входит в фонд денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, оказывается ежегодно при уходе сотрудника в основной отпуск или в иные сроки по рапорту сотрудника.
Принимая во внимание, что истцы правом на ежегодный отпуск не воспользовались, выбрав денежную компенсацию, а материальная помощь входит в фонд денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, то она должна быть оказана независимо от подачи рапорта, в случае увольнения из органов внутренних дел.
Что касается доводов относительно размера материальной помощи, то они подлежат отклонению по тем же мотивам, что и удовлетворенные судом требования о взыскании денежного довольствия.
Также истцы в связи с несвоевременной выплатой причитающихся им денежных сумм, просили взыскать проценты за нарушение срока выплат.
В силу ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из уточненных исковых требований истцов от 13.09.2017 следует, что они просили взыскать проценты за задержку выплаты денежного содержания по 13.09.2017 в следующих размерах: Столяров В.А. – 43 988 руб. 65 коп. (2518 руб. 61 коп. за задержку выплаты за декабрь 2016, 15615 руб. 38 коп за задержку выплаты за январь 2017, 5191 руб. 07 коп. за задержку выплаты за февраль 2017, 15820 руб. 39 коп. за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, 4843 руб. 20 коп. за задержку выплаты материальной помощи); Волков Е.В. – 43 179 руб. 91 коп. (16229 руб. 65 коп за задержку выплаты за январь 2017, 5395 руб. 27 коп. за задержку выплаты за февраль 2017, 16442 руб. 72 коп. за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, 5112 руб. 27 коп. за задержку выплаты материальной помощи); Шушурина Т.В. – 35 432 руб. 29 коп. (2279 руб. 29 коп. за задержку выплаты за декабрь 2016, 14 131 руб. 59 коп. за задержку выплаты за январь 2017, 19021 руб. 41 коп. за задержку выплаты за февраль 2017).
Как видно из жалобы, апеллянтом исчислены проценты по ст.236 ТК РФ на сумму задолженности за минусом подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц и составляет: за январь 2017 года за период с 11.02.2017 по 20.07.2017 в пользу Волкова Е.В. - 9507 руб. 18 коп., за период с 26.01.2017 по 20.07.2017 в пользу Столярова В.А. – 10545 руб. 23 коп., за период с 26.01.2017 по 20.07.2017 в пользу Шушуриной Т.В. – 9500 руб. 31 коп.; за февраль 2017 года за период с 11.02.2017 по 20.07.2017 в пользу Шушуриной Т.В. - 3070 руб. 38 коп.
Суд первой инстанции, проверив расчет истцов и признав его правильным, с учетом нарушенного права истцов на своевременное получение денежного довольствия и иных, причитающихся им выплат, обоснованно удовлетворил заявленные требования о взыскании процентов за нарушение срока выплат.
Судебная коллегия не может принять расчет ответчика, поскольку он произведен не от начисленных истцам денежных сумм, а исчислен за минусом подлежащего удержанию налога на доходы физических лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Федеральными законами о федеральном бюджете на 2016 и 2017 годы было предусмотрено финансирование Федеральной миграционной службы как самостоятельного государственного органа, не влияет на выводы суда. Как видно из исковых требований истцов, задолженность перед ними образовалась в 2016- 2017 гг.
Из ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2017 год видно, что ФМС России в нем не поименована (приложение 9 к Федеральному закону от 19.12.2016 N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 № 1412-р «О продлении срока завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России» предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.
Доводы апелляционной жалобы о том, что после отмены приказов об увольнении истцов МВД России не было поставлено в известность о продолжении исполнения ими служебных обязанностей, в связи с чем сформированный МВД России фонд оплаты труда не учитывал финансирование членов ликвидационных комиссий на 2017 год, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции. Как видно из представленной переписки между истцами и МВД по Республике Хакасия, ответчик знал о том, что истцы продолжают исполнять обязанности членов ликвидационной комиссии.
Иные доводы апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые могут повлиять на принятое судебное постановление, а потому подлежат отклонению судебной коллегией.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия
от 2 октября 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Хакасия Леонтьевой Е.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.С. Топоев
Судьи: Т.М. Капустина
Г.П. Пархомович