Решение по делу № 2-569/2016 от 06.05.2016

Дело № 2-569/2016

Заочное РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2016 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Летуновой В.Н.,

при секретаре Павлюченя М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круглихиной Е.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия об аннулировании и исключении сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости о земельном участке,

установил:

Круглихина Е.В. обратилась в суд по тем основаниям, что является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме <Адрес обезличен> на основании протокола общего собрания собственников помещений от 10.12.2015 выступила заказчиком кадастровых работ с ООО «Геопроект» по формированию земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> на котором расположен дом и территория, необходимая для его обслуживания. Согласно межевому плану, чертежу земельных участков и схемы расположения земельного участка, фактическая площадь земельного участка составила 2000 кв.м. Однако имеются препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о данном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>9, где площадь земельного участка значится как 120 кв.м. Данные ошибочные сведения о земельном участке не отражают фактического землепользования, тем самым не соответствуют требованиям ст. 36 ЖК РФ, ст. 36 ЗК РФ. Истец просит аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>

В судебном заседании истец исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела отсутствие их представителя и представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> местоположение определено как: <Адрес обезличен> На земельном участке расположено здание дома № <Номер обезличен>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоэтажное жилищное строительство, площадью 120 кв.м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют. Земельный участок является ранее учтенным земельным участком, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельном участке были внесены на основании инвентаризационной описи (перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>), переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, действовавшего на момент внесения сведений. При внесении сведений о земельном участке в государственный реестр земель кадастрового района в соответствии с инвентаризационной описью, орган кадастрового учета не обладал полномочиями по проверке обоснованности включения сведений об объектах недвижимости в указанную опись, сведения об указанном земельном участке были воспроизведены в соответствии со сведениями, содержащимися в представленной инвентаризационной описи.

Представитель третьего лица Администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены.

С согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Круглихина Е.В. является собственником квартиры <Адрес обезличен>. Из материалов дела усматривается, что дом <Адрес обезличен> является многоквартирным.

Круглихина Е.В. выступил заказчиком кадастровых работ с ООО «Геопроект» для формирования земельного участка под многоквартирным домом. Согласно межевому плану фактическая площадь земельного участка составила 2000 кв.м., что соответствует фактическому землепользованию. Однако у ООО «Геопроект» имеются препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о данном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, где площадь земельного участка значится как 120 кв.м. В кадастровом плане под порядковым номером 9 значится земельный участок под обозначенным домом, площадь земельного участка указана 120 кв., то есть только площадь застройки без учета придомовой территории. Данные сведения не отражают площадь земельного участка, фактически используемую для обслуживания и эксплуатации дома, в связи с чем истец обратился с настоящим иском.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В силу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 № 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или оыырганы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ). В силу ч. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> местоположение определено как: <Адрес обезличен> На земельном участке расположен дом № <Номер обезличен> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажное жилищное строительство, площадь - 120 кв. м., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 01.03.2007.

Указанный земельный участок является ранее учтенным земельным участком, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из сведений, предоставленных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РК, в государственный реестр земель кадастрового района сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> были внесены на основании инвентаризационной описи (перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> переданной Управлением Роснедвижимости по Республике Карелия в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, в соответствии с которым внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществлялось на основании инвентаризационной описи (перечня вновь образованных земельных участков).

Из письменных пояснений представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» можно сделать вывод о том, что других документов, которые служили основанием для внесения сведений в государственный реестр земель, не имеется.

Вместе с тем данные земельного участка, в частности, площадь земельного участка, не соответствуют фактической площади земельного участка, что подтверждается техническим паспортом на дом и иными материалами дела.

В силу положений ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

Предусмотренная ст.ст. 24 и 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости применима к земельным участкам, которые носят временный характер, а именно к земельным участкам, которые поставлены на кадастровый учет после вступления в силу указанного закона. Отсутствие же установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков представляет собой пробел правового регулирования.

Вместе с тем нахождение спорного участка на государственном кадастровом учете препятствует реализации прав истца на признание за ним, как собственником помещений в многоквартирном доме, права общей долевой собственности на земельный участок в размере, соответствующем фактическому землепользованию, так как в настоящее время на кадастровом учете состоит земельный участок, равный площади расположенного на нем строения – многоквартирного дома без учета площади придомовой территории, отраженной в межевом плане и необходимой для эксплуатации и обслуживания здания.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ, изложенным в письмах от 31.03.2011, от 02.06.2011 №Д23-1331, разъяснено Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, что ошибки, допущенные при составлении инвентаризационных или оценочных описей (далее по тексту-описи), могут квалифицироваться как технические при условии несоответствия сведений, содержащихся в описях, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых были составлены такие описи, поскольку описи составлялись на основании документов о правах на земельный участок.

Принимая во внимание, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет лишь на основании инвентаризационной описи в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>, без документов о правах на земельный участок, в которых бы имелись достоверные сведения о земельном участке, признать несоответствие площади ранее учтенного земельного участка фактической - технической ошибкой и осуществить ее исправление в порядке, установленном ч.ч. 2, 3 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», п.п. 45-50 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 № 42, не представляется возможным.

Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что сведения о площади спорного земельного участка отражают площадь застройки без учета используемой площади придомовой территории, то есть данные сведения не отражают фактического землепользования, следовательно, создают препятствия собственникам помещений многоквартирного дома <Адрес обезличен> в получении права общей долевой собственности на земельный участок под домом и для его эксплуатации исходя из размеров фактического землепользования. Данные выводы можно сделать как на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

В силу статьи 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, среди прочих, решение суда. Статья 12 ГК РФ, предусматривая способы защиты права, предусматривает в качестве способа и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а также иные способы, предусмотренные законом.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, действующим законодательством не уполномочены принимать решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признавать недействительным проведенный государственный кадастровый учет, отменять решения о государственном кадастровом учете и исключать указанные сведения из государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, суд полагает, что указанные сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> являются недействительными, и указанные сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости. Суд принимает данное решение с учетом того, что указанные сведения должны быть исключены из сведений государственного кадастрового учета, но Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не содержит оснований для аннулирования указанных сведений, соответственно аннулированию они подлежат при наличии решения суда о признании недействительными сведений, содержащихся в данных кадастрового учета.

Указанное позволит сформировать новый земельный участок, поставить его на кадастровый учет, приобрести сособственникам помещений многоквартирного дома права общей долевой собственности на него в тех размерах, которые будут необходимы для эксплуатации дома.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительными сведения о площади земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>

Аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>

1. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

2. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья В.Н. Летунова

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2016

2-569/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Круглихина Е.В.
Ответчики
УФСГРКК по РК
Другие
АСМР
ФИЛИАЛ ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
06.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2016Передача материалов судье
10.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2016Судебное заседание
26.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее