Судья Будилова О.В. 03 октября 2016 года
Дело № 33-11593
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Стрельцова А.С. и Сергеева В.А. при секретаре Тотьмяниной Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 июня 2016 года, которым на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Шаламовой А.А. по договору найма специализированного жилого помещения расположенное в границах Чердынского муниципального района жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованием, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Зелениной М.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском о возложении на Правительство Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому району обязанности предоставить Шаламовой А.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, в границах Чайковского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33-х квадратных метров.
Требования обосновываются тем, что Шаламова А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживает на территории Чайковского муниципального района Пермского края. Решением ТУ Минсоцразвития Пермского края № 6 от 11.02.2016 истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени специализированным жилым помещением истец не обеспечена.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на нарушения судом норм материального права, поскольку законом определена обязанность предоставить жилое помещение на территории субъекта Российской Федерации, где проживает истец, а не муниципальный район как определил суд.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердынского района полагает её не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Зеленина М.В. полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены. Представители ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского каря», Министерства социального развития Пермского края, Правительства Пермского края, Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Пермского края просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец относится к числу лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилого помещения для проживания истец не имеет, поэтому Шаламова А.А. решением ТУ Минсоцразвития Пермского края № 6 от 11.02.2016 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в связи с тем, что, будучи включенным в установленном порядке в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, не обеспечена жилым помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)
1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательных установлений жилое помещение подлежит предоставлению на территории субъекта Российской Федерации – Пермского края, основательными признаны быть не могут, поскольку толкование положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не позволяет сделать такой вывод.
Статьёй 27 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на свободу места жительства.
Из материалов дела следует, что местом жительства истца является Чердынский муниципальный район, поэтому истолкование положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» таким образом, что территорией, на которой находится место жительства истца, является территория субъекта Российской Федерации, на государственный орган которого законом возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, означало бы нарушение конституционного права лица, подлежащего социальной защите, на свободу передвижения и выбор места жительства.
Кроме того, из указанного истолкования положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исходило и Правительство Пермского края при установлении своим постановлением от 09.09.2013 № 1194-п Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, закрепив в п.1.3. положение о том, что специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, которому предоставляются меры социальной поддержки.
Ссылки в жалобе на то, что Порядком предоставления детям – сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п предусмотрена возможность предоставления жилого помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, на неправильность решения суда не указывают, поскольку такое положение возможно в том случае, если получено согласие лица, которому предоставляются меры социальной поддержки. В данном деле не представлены сведения о том, что такое согласие Шаламовой А.А. получено, что, однако, не исключает, достижения соглашения по этому вопросу при исполнении судебного акта.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: