Дело № 2-101/2022
УИД: 74RS0033-01-2022-000111-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 02 марта 2022 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению администрации Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
установил:
администрация Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – водопроводные сети, протяженностью 1987 м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Березовая Роща, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ данный объект регистрирующим органом принят на учет как бесхозяйный. Фактически им владеет администрация поселения. С момента постановки объекта на учет никто своих прав на него не заявлял.
Представитель администрации Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица Межмуниципального отдела по Агаповскому и Нагайбакскому муниципальным районам Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает один из способов защиты нарушенного права : признание права собственности.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданский кодекс РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пункт 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931).
Администрация Нагайбакского сельского поселения является муниципальным образованием, наделено статусом сельского поселения, само входит в состав Нагайбакского муниципального района. Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Наряду с общими нормами, обязанности органов местного самоуправления в сфере водоснабжения определены специальными нормами.
Согласно пп. 4, 8 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Из п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке.
Судом установлено, что на территории Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского района в <адрес> находятся водопроводные сети, протяженностью 1987 м., которые используются для оказания населению услуг по водоснабжению. Данное сооружение коммунального хозяйства прочно связанно с землей, его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, поэтому его следует признать недвижимой вещью.
Пунктом10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения) трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным сооружениям.
Инженерные сети прямо упомянуты в качестве линейных объектов в отдельных нормативно- правовых актах. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2017 года № 269 указывает в качестве линейных объектов сети инженерно- технического обеспечения ( тепло-,газо-, водоснабжения и водоотведения).
Таким образом, недвижимое имущество: сооружение коммунального хозяйства- водопроводные сети относятся к линейным объектам.
Пунктом 5 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено, что заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, уполномоченными управлять муниципальнымимуществом вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Фактическое владение данным объектом недвижимости осуществляет администрация Нагайбакского сельского поселения Нагайбакского района.
По данным администрации Нагайбакского муниципального района, единого государственного реестра недвижимости, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской области, Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» следует, что указанный объект в реестрах муниципальной, региональной и федеральной собственности не значится, право собственности в отношении него никем не зарегистрировано, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в едином государственном реестре недвижимости в качестве бесхозяйного, ему присвоен кадастровый №.
Таким образом, с момента постановки в установленном порядке бесхозяйного объекта недвижимости на учет прошло более трех месяцев, его собственник не установлен, а фактическим владельцем является заявитель.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, суд находит правомерными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать за муниципальным образованием Нагайбакское сельское поселение Нагайбакского муниципального района Челябинской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – водопроводные сети, протяженностью 1987 м., с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: