Дело № 2-980/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.

при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

                                                                        15 июня 2015 года

гражданское дело по заявлению Кондратьевой Елены Васильевны об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Кондратьева Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правого акта – постановления администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ № 78-П «Об утверждении порядка сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа» в части абз. 4 п. 5.1.4. Порядка сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа о том, что ответственность за обеспечение сбора и вывоза бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком возлагается на собственников индивидуальных жилых домов, мотивировав тем, что данный пункт Норм и Правил противоречит Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающему, что к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», его статьям 4, 7, 16, которые к вопросам местного значения городского округа относят организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, перекладывая тем самым обязанности органа местного самоуправления на граждан, обязывая их за свой счет приобретать мусорные контейнеры. Просит абз. 4 п. 5.1.4. Порядка сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа, утвержденного постановлением администрации города Прокопьевска от 27.06.2014 № 78-П «Об утверждении порядка сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа» признать недействительным, взыскать в ее пользу судебные расходы в сумме 300 рублей, обязать ответчика опубликовать решение суда в средствах массовой информации.

В судебном заседании Кондратьева Е.В. поддержала свое заявление, просила его удовлетворить и дополнила, что она является собственником земельного участка по <адрес>, желает, чтобы на расстоянии от 20 до 100 м от ее земельного участка поставили контейнер для сбора мусора. Считает, что администрация города Прокопьевска незаконно возлагает на жителей частных домов организацию сбора и вывоза мусора.

Представитель администрации города Прокопьевска бабкина И.В., действующая на основании доверенности, считает, что заявление Кондратьевой Е.В. не подлежит удовлетворению, пояснила, что оспариваемое постановление администрации <адрес> прошло правовую экспертизу в правовом отделе администрации <адрес> и согласовано с прокуратурой <адрес>, опубликовано в газете «Диалог» ДД.ММ.ГГГГ года, заявитель неправильно трактует оспариваемую норму, которая не говорит об установке контейнеров. Представила возражения в письменном виде, согласно которым в Федеральном законе Об отходах производства и потребления даются понятия отходам производства и потребления, обращение с отходами, размещение, хранение, захоронение, использование, обезвреживание, сбора, транспортирования, накопления отходов, и указывается, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами Федеральные законы Об охране окружающей среды, Об общих принципах организации местного самоуправления относят организацию сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Уставом Прокопьевского городского округа к вопросам местного значения также относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами и Правилами содержания и благоустройства территории Прокопьевского городского округа, утвержденными решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что обязанности по соблюдению правил благоустройства, обеспечению чистоты и порядка на территории индивидуальной жилой застройки полностью возлагается на собственников и (или) лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение требований настоящих Норм и Правил влечет за собой наложение на собственников и (или) пользователей индивидуальных жилых домов мер административного воздействия согласно действующему законодательству. Из системного толкования приведенных норм следует, что органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. Кроме того, обращаясь в суд, Кондратьева Е.В. не указала какие ее права и свободы нарушаются оспариваемой частью акта.

Выслушав стороны, помощника прокурора Раткевич И.В., полагавшей в удовлетворении заявления Кондратьевой Е.В. отказать, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Пленума ВС РФ от 29.11.207 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускает придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда.

В связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований об оспаривании нормативных правовых актов по данной категории дел, не могут применяться положения ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 102 и ч. 3 ст. 103 ГПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 78-П «Об утверждении порядка сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа» утвержден Порядок сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа.

Абзацем 4 п. 5.1.4. Порядка сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа предусмотрено, что ответственность за обеспечение сбора и вывоза бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком возлагается на собственников индивидуальных жилых домов.

Полагая, что указанный Порядок сбора отходов противоречит положениям статей 8, 13 Закона об отходах производства и потребления, статьям 4, 7, 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, Кондратьева Е.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003      № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закона об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 8 Федерального закона Об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 13 Федерального закона Об отходах производства и потребления организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в данном случае суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии со ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в п. 1 ст. 3 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса РФ наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.

Об ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой) за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностных лиц и граждан указано и в ст. 28 Федерального закона Об отходах производства и потребления.

Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, которые предусматривают, в частности, что физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления (п. 8.2.1.).

Поскольку действующим федеральным законодательством на органы местного самоуправления возлагается организация деятельности в области обращения с отходами (организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов) администрацией <адрес> в рамках предоставленных полномочий утвержден Порядок сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа, которым предусмотрено, что на собственников индивидуальных жилых домов возлагается ответственность за обеспечение сбора и вывоза бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком.

Из системного толкования изложенных норм следует, что федеральным законодательством предусматривается возложение на собственников индивидуальных жилых домов ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Оспариваемый пункт Порядка сбора отходов не предусматривает конкретных мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, а лишь указывает на различные виды ответственности, предусмотренные действующим законодательством. Кроме того, оспариваемым пунктом Порядка сбора отходов на жителей частных домов не возлагается организация сбора и вывоза мусора.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление Кондратьевой Е.В. основано на неправильной трактовке положений Порядка сбора отходов на территории Прокопьевского городского округа, оспариваемое положение абз. 4 п. 5.1.4. не противоречит действующему законодательству, и поэтому отказывает Кондратьевой Е.В. в удовлетворении ее заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░: ░░░░░                                                                            ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-980/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кондратьева Е.В.
Другие
Администрация г.Прокопьевска
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Дело на сайте суда
centr.kmr.sudrf.ru
21.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
22.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2015Подготовка дела (собеседование)
29.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее