Дело № 2-234/2023
УИД24RS0035-01-2022-003000-89
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2023 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шибановой Р.В.,
при секретаре Лысовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации поселка Курагино к Муниципальному унитарному предприятию «Минусинское городское хозяйство» о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселка Курагино, в защиту интереса неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском о возложении на ответчика МУП «Минусинское городское хозяйство» обязанности выполнить работы по очистке несанкционированной свалки. Требования мотивированы тем, что 12.01.2022 администрацией поселка Курагино выявлен факт незаконного размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) региональным оператором МУП «Минусинское городское хозяйство» на территории МО поселок Курагино, что привело к образованию несанкционированной свалки 800 кв.м. на земельном участке северо-восточней поселка Курагино в границе координат 53.907048°N 92.708173°Е, вдоль проселочной дороги по обеим сторонам. Региональный оператор собирает отходы у населения и должен вывозить их на ближайший полигон ТКО, который расположен в г.Минусинске, согласно постановления администрации Курагинского района №215-П от 07.04.2016 «Об утверждении генеральной схемы очистки территории», однако МУП «Минусинское городское хозяйство» отходы до полигона не довозит, либо довозит не в полном объеме, а размещает их на территории МО поселок Курагино, не предназначенной для размещения отходов, создавая тем самым несанкционированную свалку. Так как отходы являются собственностью регионального оператора МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство», региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальным отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. В администрацию поселка Курагино постоянно поступают жалобы жителей поселка. В связи с несоблюдением ответчиком требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Администрация вынуждена в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратиться в суд. На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчика выполнить работы по очистке несанкционированной свалки в размере 800 кв.м. на земельном участке северо-восточней поселка Курагино в границе координат 53.907048°N 92.708173°Е, вдоль проселочной дороги по обеим сторонам. Впоследствии, истец дополнила исковые требования, указав объем несанкционированной свалки 6528 метров кубических.
В судебном заседании представитель истца Довгаль М.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала. Дополнительно пояснила, что региональный оператор заключает договора с жителями, получают оплату, имеют право заключить договор с подрядной организацией, однако должны контролировать ее действия. Ответственность за подрядную организацию несет региональный оператор. Ответчик, являясь региональным оператором, получая денежные средства, является собственником отходов, однако не должным образом организовал работу и исполняет свои обязанности, что и привело к последствиям в виде несанкционированной свалки.
Представитель ответчика МУП «Минусинское городское хозяйство» в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Бискаев О.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что МУП «Минусинское городское хозяйство» действительно является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами для Минусинской технологической зоны Красноярского края, в которую входит, в том числе, Курагинский район. 16.11.2020г. между МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» и ООО «Логос» заключен договор на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов по территории деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Минусинской технологической зоне. В свою очередь «Логос» заключили договор с ООО «Каратузское ТВК» (субподрядчики). Установлено, что мусор действительно вывозится не на полигон, а складируется в неположенном месте, образована несанкционированная свалка. В связи с этим, ответчик неоднократно обращался к ООО «Логос» с требованием ликвидировать свалку, однако они не реагируют. Представитель Мякишева В.С. пояснила, что о том, что мусор вывозится не на полигон узнали в апреле 2022 года, виновными себя не считают.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Логос», ООО «Каратузский ТВК» в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчика в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ, против чего сторона истца не возражала.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно положениям ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, запрещается.
Согласно положениям п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее- отходы)- вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
твердые коммунальные отходы- отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
На основании п. 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. N 641» региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 23 Правил, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Согласно подпункту «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, МУП г.Минусинск «Минусинское городское хозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами для Минусинской технологической зоны Красноярского края, в которую входит, в том числе, Курагинский район.
Согласно положениям Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края №22 от 28.05.2020г., заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает орган исполнительной власти Красноярского края, уполномоченный в области регулирования тарифов. (том 1 л.д.13-23)
Региональный оператор обязуется заключать и исполнять договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами с потребителями, осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердыми коммунальными отходами в Минусинской технологической зоне в соответствии с территориальной схемой и конкурсной документацией. Заключать и исполнять договоры с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке и захоронению твердыми коммунальными отходами, использование которых предусмотрено территориальной схемой и конкурсной документацией. Осуществлять контроль и координировать деятельность операторов по транспортировке, обработке и захоронению с твердыми коммунальными отходами в зоне его деятельности. (п.2.1.1, 2.1.3, 2.2.8 Соглашения)
В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. (п.2.1.6 Соглашения).
В силу пункта 2.1.17 Соглашения № 22, ответчик, как региональный оператор обязан обеспечить использование парка автотранспортных средств для осуществления транспортирования ТКО в зоне деятельности регионального оператора, оснащенных датчиками системы ГЛОНАСС с возможностью передачи информации во вновь создаваемые системы контроля и учета обращения с ТКО Красноярского края.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории муниципального образования поселок Курагино, а именно на земельном участке северо-восточней поселка Курагино, относительно ориентира с координатами 53.907048° N 92.708173°Е, вдоль проселочной дороги по обеим сторонам, расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления площадью 800 кв.м., что подтверждается актом обследования от 12.01.2022г., 30.11.2022 (том 1 л.д.115, 121), фототаблицами, (том 1 л.д.116-120, 122-126), видеозаписью (л.д.114), и не оспаривается ответчиком.
Из анализа данных ГЛОНАСС, представленных в материала дела, следует, что мусоровозы, собирая мусор на территории поселка Курагино, Кошурниково, Каратузское, производят вывоз мусора на земельный участок относительно ориентира с координатами, указанными в иске.
Вместе с тем, данный земельный участок не имеет статуса «площадки временного накопления». На территории Курагинского района введенная в эксплуатацию площадка временного накопления отсутствует.
16.11.2020г. между МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» «Заказчик» и ООО «Логос» «Исполнитель» заключен договор № № на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов по территории деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Минусинской технологической зоне. (л.д.98-112)
По условиям договора исполнитель своими силами оказывает услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края в порядке и на условиях, определенных настоящим Договором, а заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в соответствии с условиями договора. (п.2.1)
В зону деятельности исполнителя входит в том числе территория Курагинского района. (п.2.5)
В услугу входит погрузка ТКО в мусоровоз на территории зоны деятельности исполнителя, их транспортирование до места передачи ТКО. ТКО должны доставляться исключительно в места передачи ТКО, предусмотренные договором. (п.2.2)
Транспортирование ТКО должно осуществляться только при включенной аппаратуре и постоянном удаленном доступе Регионального оператора к системе спутниковой навигации служб (Глонасс и/или GPS. (п.3.25) Место передачи ТКО – место расположения ОРО, указанного в Приложении в договору, на который исполнитель передает транспортируемые им ТКО. Местами приема и передачи ТКО является полигон.
Исполнитель имеет право привлекать третьих лиц к оказанию услуг по транспортированию ТКО на условиях, предусмотренных договором. (п.6.2.3)
Исполнитель вправе по согласованию с региональным оператором привлекать третьих лиц субисполнителей (субподрядчиков) на любую часть услуг, предусмотренных в настоящем договоре. Исполнитель несет полную ответственность за действия привлеченных субисполнителей (п.6.3.4, 6.3.6)
Заказчик вправе проверять ход и качество оказания исполнителем услуги, требовать оказывать услуги своевременно, качественно и в полном объеме, исполнения настоящего договора в полном объеме. (п.6.4.1, 6.4.4)
Заказчик осуществляет контроль за исполнением исполнителем обязательств по договору: направляет запросы информации об исполнении обязательств, контролирует движение мусоровозов исполнителя, используя удаленный доступ к системе спутниковой навигации, осуществляет выездные и документарные проверки, запрашивает копии маршрутных журналов, осуществляет сверки данных маршрутных журналов с маршрутами транспортирования ТКО и маршрутами следования мусоровозов, запрашивает и анализирует фото видео фиксации каждого места накопления по маршруту следования мусоровоза.
01.04.2022г. между ООО «Логос» «Заказчик» и ООО «Каратузский ТВК» «Исполнитель» заключен договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов 4-5 классов опасности.
По условиям договора исполнитель обязуется оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов с дальнейшей передачей их для размещения (захоронения) на полигон, а заказчик обязуется принимать и оплачивать результат оказанных услуг. (том 1 л.д.229-232).
Согласно материалов дела, администрацией поселка Курагино, дважды, а именно 08.02.2022, 17.05.2022, в адрес ответчика МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» направлялось требование о прекращении ввоза твердых коммунальных отходов на территории поселка Курагино, обеспечения пожарной безопасности ввезенных отходов, ликвидации образовавшейся несанкционированной свалки в кратчайшие сроки, с целью соблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. (том 1 л.д.40,44).
В свою очередь, МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» в период с апреля 2022 по февраль 2023 направлял требования в ООО «Логос» о незамедлительном прекращении разгрузки и очистки территории от мусора. Из представленной переписки между МУП г.Минусинска «Минусинское городское хозяйство» и ООО «Логос» следует, что отходы должны быть размещены на полигоне, в договоре отсутствует какая-либо договоренность о размещении отходов для их перегрузки на ПВН (площадки временного накопления), вместе с тем, установлено, что субподрядчиком ООО «Каратузское ТВК» образована несанкционированная свалка на земельном участке в границах координат 53.907048 N 92.708173Е. О незаконном размещении свалки ООО «Логос» уведомлялись. В случае невыполнении работ не ликвидации несанкционированной свалки, все расходы МУП г.Минусинска «МГХ» по поной очистке свалки будут определены как убытки, которые будут подлежать возмещением организацией ООО «Логос». (том 2 л.д.24,27,28,29,30,31,32,33,34,85,87,93).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт наличия несанкционированной свалки на земельном участке северо-восточней поселка Курагино, относительно ориентира с координатами 53.907048° N 92.708173°Е, вдоль проселочной дороги по обеим сторонам, площадью 800 кв.м., на не предназначенном для этого участке, подтвержден и сторонами не оспаривается.
Несанкционированные свалки отходов являются объектами, подверженными разрастанию, а также возгоранию, приводят к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку на территории района.
Истцом представлены доказательства ненадлежащего осуществления ответчиком, как региональным оператором, деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов. Установлено, что вывоз мусора, в нарушение условий соглашения, договора, производится не на полигон ТБО г. Минусинска, а складируется в неотведенном для этих целей земельном участке, не имеющего статуса «площадки временного накопления».
Ответчик, являясь региональным оператором, осуществляет и организовывает деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, в связи с чем, имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности ликвидировать свалку ТКО.
Заключив договор с подрядной организацией, региональный оператор должного контроля и координации деятельности подрядчика не осуществлял, что также стороной ответчика не отрицалось.
При обнаружения региональным оператором несанкционированной свалки, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. Вместе с тем, кроме переписки с подрядной организацией, содержащей требования ликвидировать свалку, стороной ответчика более ничего не предпринято, доказательств обратного не представлено.
Несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, доказательств обратного также не представлено.
Наличие несанкционированной свалки отходов нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым.
С учетом доказанности факта размещения отходов на не предназначенном для этого спорном участке и неисполнения региональным оператором требований Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, суд полагает требования истца о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для указания количества кубических метров отходов, подлежащим вывозу с территории несанкционированной свалки, поскольку как таковой методики расчета не имеется, расчет приведенный истцом, является предположительным, произведен с учетом вместимости кузова транспортного средства, коэффициента сжатия и количества поездок на несанкционированную свалку и составляет 6528 куб.м., однако достоверных доказательств того, что именно указанное количество мусора ввезено на несанкционированную свалку не представлено, сведений о наполненности мусоровозов не имеется, в связи с чем указанный расчет нельзя признать в достаточной мере верным и обоснованным.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом требований истца, объема мероприятий, социальной значимости исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, гл.22 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Минусинское городское хозяйство» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке северо-восточней поселка Курагино относительно ориентира с координатами 53.907048° N 92.708173°Е, вдоль проселочной дороги по обеим сторонам, общей площадью 800 кв.м.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в Минусинский городской суд Красноярского края заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи на него апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Минусинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Р.В. Шибанова
Мотивированное решение составлено 05 июня 2023 года.