Решение по делу № 33-4212/2016 от 24.08.2016

Дело № 33-4212/2016 г.

Судья Атаев Э.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Августиной И.Д., судей Багаутдиновой Ш.М., Алиевой Э.З., при секретаре Магарамовой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2016 года апелляционные жалобы истца Адидьханова М.Б. и его представителя по доверенности Касимовой А.И. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 31 мая 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Адильханова М. Б. к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата - отказать».

Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Представитель истца по доверенности Касимова А.И. в интересах Адильханова М.Б. обратилась в суд иском к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата.

Мотивируя тем, что заседанием комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России от 29.12.2008г. он был принят на получение служебного жилья.

В установленном законом порядке он обратился письменно с рапортом в Северо -Кавказский филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» 14.08.2014г. о включении его в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с приложением комплекта документов. В удовлетворении рапорта Адильханову М.Б. отказано, ссылаясь, что истец не состоял в очереди нуждающихся в получении жилых помещений до 01.03.2005 г., а также, в Северо- Кавказском филиале ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на учете нуждающихся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий не состоит.

С решением он не согласен, считает его незаконным, так как жильем никогда не обеспечивался, проживает в съемной квартире по <адрес>, пр.5, <адрес> РД, представил полный пакет документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Адильханов М.Б. и его представитель Касимова А.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что отказывая в иске суд пришел к выводу, что он не отвечает критериям, предъявляемым к участникам программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", так как в Северо -Кавказском филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на учете нуждающихся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий Адильханов М.Б. не состоит и предоставление жилых помещений сотрудникам ФПС, принятым на учет после 1 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, законодательными актами не предусмотрено.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Адильханов М.Б. после службы в ВС проходил службу в ГПС МЧС РФ по РД с 30.12.1993 года (приказ УГПС МЧС РФ по РД от 19.01.1994г. № 2 л/с) по 29.02.2016г. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 11.03.2014 год составляет 24 года 02 месяцев 04 дня. Приказом ФБУ «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по РД МЧС РФ № 21-нс от 29.02.2016 года Адильханов М.Б. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «б» ч.1 ст. 58, то есть в связи с достижением предельного возраста.

Истец Адильханов М.Б. обращался с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по РД 29.12.2008 года о включении его в списки очередников на получение жилья в связи с тем, что он и его семья жильем не обеспечены.

Согласно выписке из протокола заседаний жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД за №2-09 от 12.02.2009 года истец АдильхановМ.Б. принят на учет на получение служебного жилья с составом семьи пять человек, датой постановки на учет является -29.12.2008 года.

Согласно п.2 Указа Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 г. (в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003 №444, от 16.03.2007 №359) действие программы "Государственные жилищные сертификаты" распространено на лиц, названных в п.1 настоящего Указа, в том числе и на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов.

Пунктом 1 данного Указа Президента РФ, п.1 Постановления Правительства РФ N 1095 от 29 сентября 1999 г. установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан, уволенных со службы, приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

С 2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 865 от 31.12.2005г. реализация программы "Государственные жилищные сертификаты" осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище".

В соответствии с Паспортами подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)", утвержденной Постановлениями Правительства РФ №675 от 17.09.2001 г., №1050 от 17 декабря 2010 г., основными целями и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В целях реализации данной подпрограммы Правительство РФ приняло Постановление № 153 от 21 марта 2006 г. "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В соответствии с пп «а» п.5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Исходя из анализа приведенных норм законодательства, для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, сотрудник ГПС должен отвечать одновременно следующим требованиям: признание и постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; содержание соответствующего подразделения за счет средств федерального бюджета; продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более; увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пунктом 6 Правил установлено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Как усматривается из представленных документов, Адильханов М.Б. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД от 12.02.2009 г. был принят на учет как сотрудник ФПС нуждающийся в служебном жилье с составом семьи из 5 человек с 29.12.2008 года.

Улучшение жилищных условий предполагалось путем предоставления Адильханову М.Б. служебного жилого помещения.

Из представленных документов видно, что решением комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 19.08.2014г. Адильханов М.Б. не включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г. со ссылкой на то, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Признание нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии со ст.51 ЖК РФ осуществляется на общих основаниях в органах местного самоуправления по месту жительства.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Адильханов М.Б. не отвечает установленным законодательством требованиям, в частности не признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В то время как судом установлено, что истец состоит на очереди на получение служебного жилого помещения, решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по РД поставлен на учет на получение служебного помещения.

Признание истца в установленном порядке (то есть в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации) нуждающимся в жилых помещениях является обязательным условием для возникновения у него права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в соответствии с прямым указанием подпункта «а» пункта 5 названных выше Правил, регулирующих выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов.

Истец за постановкой на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения не обращался и принят не был, данное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось, в связи, с чем у суда отсутствовали основания для признания за ним права на включение в состав участников указанной Программы.

Учитывая положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку истец не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, решение ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" об отказе включения Адильханова М.Б. в список сотрудников, имеющих право на государственный жилищный сертификат, соответствует закону. Отсутствие у ответчика права принимать истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства РФ.

Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции соглашается.

Довод апелляционной жалобы о противоречии закону указания суда на то, что истец должен обращаться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку полномочия по обеспечению работников Федеральной противопожарной службы РФ жилыми помещениями органам местного самоуправления не передавались, не может быть признан состоятельным, так как вступившим в силу с 01 марта 2005 г. ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу которого постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст.ст. 49, 51 – 52 ЖК РФ.

Другие доводы жалобы ссылок на допущенные судами существенные нарушения норм материального или процессуального права не содержат, фактически воспроизводят обстоятельства, на которых Адильханов МБ. и его представитель Касимова А.И. основывали свои исковые требования и которые в соответствии с требованиями ст.ст.67, 196, 198 ГПК РФ получили надлежащую оценку в решении суда.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции, по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Адильханова М.Б. и апелляционную жалобу представителя Адильханова М.Б. – Касимовой А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Атаев Э.М.

Дело г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Резолютивная часть)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Августиной И.Д., судей Багаутдиновой Ш.М., Гомленко Н.К., при секретаре Джамалдиновой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании <дата> апелляционные жалобы истца Сотаева Р.З. и его представителя по доверенности Касимовой А.И. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Сотаева Р. З. к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата - отказать».

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Сотаева Р.З. и апелляционную жалобу представителя Сотаева Р.З.Касимовой А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4212/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Адильханов М. Б.
Ответчики
КФ ФКУ Управл. госэкспретизы и жил. обеспечения МЧС РФ
МЧС РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
27.09.2016Судебное заседание
04.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее