РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2019 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., с участием помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Стукалова И.Д., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «Востокрегионжилье» к Михалевой Е. А., Харинской В. В. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, понуждении к исполнению обязательств, освобождении служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>42; обязать их предоставить справку о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, закрыть финансово-лицевой счет, сняться с регистрационного учета; обязать ответчиков освободить служебное жилое помещение.
Исковые требования мотивированы незаконностью проживания семьи ответчика в служебном жилом помещении по адресу: <адрес> поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» принято решение № о предоставлении военнослужащему Михалевой Е.А. и членам ее семьи на состав из двух человек субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 4425960 руб., которые были перечислены на лицевой счет ответчика в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ. Отделением вынесено решение № о снятии Михалевой Е.А. с учета нуждающихся в связи с выплатой жилищной субсидии. При разрешении вопроса по выплате жилищной субсидии, ответчиками ДД.ММ.ГГГГ было подписано соглашение об освобождении служебной квартиры после обеспечения постоянным жилым помещением путем перечисления жилищной субсидии. Несмотря на получение жилищной субсидии, в нарушении принятых обязательств ответчик служебное жилое помещение не сдал и продолжает пользоваться им по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ. Михалевой Е.А. было направлено предупреждение об освобождении служебного жилья в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчиком и членами ее семьи не исполнено.
Представитель истца ФГКУ "Востокрегионжилье" Каурова О.Б. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям, возражая против приостановления производства по делу.
Ответчики Михалева Е.А., Харинская В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Ходатайств об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, своего представителя в суд не направили. Ранее представителем ответчика Михалевой Е.А. Гофланд В.В. заявлялось о приостановлении производства по настоящему делу в связи с оспариванием соглашения, на основании которого истцом заявлены настоящие требования, а также указывалось на наличие оснований для сохранения за ответчиками права пользования служебным жильем ввиду того, что до настоящего времени ответчик Михалева Е.А. является действующей военнослужащей, а жилое помещение приобретено за счет предоставленной субсидии за пределами Республики Бурятия. Поскольку ее доверить является военнослужащей, на период службы ее обязаны обеспечить служебным жилым помещением.
С учетом требований ст. ст. 167, 169,215 ГПК РФ, ввиду отсутствия заявлений об отложении рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Представитель Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также направлен письменный отзыв на иск, в котором представитель просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 настоящего Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. ст. 93, 99 ЖК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, служебные жилые помещения, включенные в жилищный фонд Министерства обороны РФ, предоставляются военнослужащим, как отдельной категории граждан, по установленным в законе основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Михалевой Е.А. и Министром обороны РФ в лице начальника Улан-Удэнской КЭЧ района Лопухина С.А. заключен договора найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставленного ей в связи с прохождением военной службы. Жилое помещение предоставлено Михалевой Е.А. и членам ее семьи: дочери Харинской В.В., в котором они проживают по настоящее время.
Вышеуказанное жилое помещение является служебным и находится на балансе Министерства обороны РФ отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Решения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки ООО «ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по адресу: <адрес> проживают Михалева Е.А. и Харинская В.В.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях (абз. 3 п. 16 ст. 15).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на основании решения ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Михалевой Е.А. и члену ее семьи Харинской В.В., предоставлена субсидия для приобретения жилого помещения в размере 4425960 руб., что ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ решением ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации № Михалева Е.А. и член ее семьи Харинская В.В. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что ответчику Михалевой Е.А. перечислена субсидия для приобретения жилого помещения в сумме 4425960 руб. Однако, до настоящего времени ответчики спорную квартиру не освободили. Доказательств обратного суду не представлено.
Следовательно, Министерство обороны РФ свои обязательства по обеспечению военнослужащего жилым помещением с учетом состава ее семьи исполнило.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Статья 10 ГК РФ предусматривает, что злоупотребление правом не допускается.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ направлено в адрес Михалевой Е.А. уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое так и осталось неисполненным.
Поскольку денежные средства в качестве жилищной субсидии перечислены Михалевой Е.А., следовательно, у последней возникли обязательства по сдаче служебного жилого помещения, так как одним из обязательных условий получения субсидии в период прохождения военной службы являлось освобождение служебной квартиры, занимаемой семьей Михаленко Е.А., чего ответчики не выполнили.
Таким образом, предоставленная ответчику Михаленко Е.А. в установленном законом порядке, как военнослужащему-гражданину, и членам ее семьи, жилищная субсидия на условиях, при которых они утратили основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, влечет прекращение договора служебного найма спорного жилого помещения, так как военнослужащая и члены ее семьи имеют возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
Факт приобретения на предоставленную жилищную субсидию жилого помещения не по месту своей службы, равно как и прохождение военной службы до настоящего времени, основанием для сохранения права пользования служебным жильем в данном случае не является, поскольку статус нуждающегося в жилом помещении ответчиком утрачен.
Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» не ограничивает возможность реализации военнослужащими, проходящими военную службу, права на жилищное обеспечение в период прохождения службы либо после увольнения с таковой. Михалева Е.А., воспользовавшись правом на получение жилищной субсидии в период прохождения военной службы и приобретая жилье в иной местности, самостоятельно распорядилась жилищными правами, тем самым утратила право пользования служебным жилым помещением. При том, что обязанность государства по обеспечению военнослужащих служебным жилыми помещениями на время прохождения военной службы исходя из содержания ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не является безусловной.
Кроме того, согласно абз. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Получив жилищную субсидию в период прохождения военной службы, Михалева Е.А., заключившая первый контракт с МО РФ до ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с приведенной нормой права, должна была приобрести жилое помещение за счет предоставленной субсидии по месту прохождения военной службы. Между тем, ответчик, продолжая прохождение военной службы в <адрес> и проживая в служебном жилом помещении, осознанно приобрела жилье в собственность на предоставленную Министерством обороны РФ субсидию не по месту ее прохождения (при том, что при постановке Михалевой Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчиком было избрано место жительства – <адрес>).
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм права, суд не усматривает оснований для сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением.
В соответствии со ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
При таких обстоятельствах, руководствуюсь вышеприведенными нормами права, учитывая, что Михалева Е.А. и член ее семьи Харинская В.В. обеспечены субсидией для приобретения жилого помещения за счет средств Минобороны РФ, и приобрели жилье в свою собственность, суд приходит к выводу, что оснований для сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением в настоящее время не имеется. После получения субсидии ответчики не признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Харинской В.В. самостоятельного права пользования спорным жилым помещением, не установлено.
При этом доводы представителя ответчика о незаконности соглашения о сдаче жилого помещения от 01.12.2015г., правомерность заключения которого в настоящее время ответчиком оспаривается в судебном порядке, не исключают возможность рассмотрения заявленных требований по существу, поскольку в данном случае право на проживание в служебном жилье ответчиками утрачено в силу закона, а не в соответствии с оспариваемым соглашением. Принимая во внимание, что после прекращения права пользования служебным жилым помещением военнослужащий обязан сдать его в установленном законом порядке вне зависимости от дачи письменных обязательств по его надлежащей сдаче, требования истца о возложении на Михалеву Е.А. обязанности по совершению действий по сдаче служебного жилого помещения также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФГКУ «Востокрегионжилье» к Михалевой Е. А., Харинской В. В. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, понуждении к исполнению обязательств, освобождении служебного жилого помещения удовлетворить.
Признать Михалеву Е. А., Харинскую В. В. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для снятия Михалевой Е. А., Харинской В. В. с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Обязать Михалеву Е. А., Харинскую В. В. освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Обязать Михалеву Е. А. сдать служебное жилое помещение, предоставив в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ справку о сдаче служебного жилого помещения, и закрыть финансово-лицевой счет по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова