Дело №2а-82/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бурла 15 мая 2018г.
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Климук,
при секретаре Ворониной Р.В.,
с участием представителя административного истца Ус А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю к Шевчук Наталье Васильевне о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю (далее МИФНС России № 9 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шевчук Н.В. о взыскании пени по страховым взносам в размере 6631,60 рублей, указав следующее.
Шевчук Н.В. является налогоплательщиком и обязана самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Шевчук Н.В. ИНН 223601209410 с 18.09.2003 являлась индивидуальным предпринимателем и соответственно состояла на учете в Пенсионном фонде в качестве страхователя. На основании собственного решения физическое лицо Шевчук Наталья Васильевна прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица 05.05.2017, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Шевчук Н.В. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» являлась плательщиком страховых взносов.
В соответствии с часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.(часть 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.(ч.3 ст. 16 № 212-ФЗ)
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФХ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в ред. От 01.12.2014) с 01.01.2015 установлен МРОТ в сумме 5965 рублей.
В соответствии со ч.2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ утверждены тарифы страховых взносов в 2015 году для всех плательщиков страховых взносов:
1) Пенсионный Фонд Российской Федерации – 26 процентов,
2) Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9 процентов,
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – с 1 января 2012 года – 5,1 процента.
4) Территориальные фонды обязательного медицинского страхования- с 1 января 2012 года – 0,0 процента.
За несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на основании ст. 25 Закона № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральнымзакономсроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Пени предъявляются ко взысканию как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть лишь в случае своевременного принятия мер к взысканию этой задолженности и к предъявлению к исполнению соответствующего документа.
В связи с тем, что фондом своевременно приняты меры к взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также обязательное медицинское страхование за период 2014-2015 годы, что подтверждается Постановлениями от 14.07.2016 № 032S041600212620, и от 10.04.2015 № 0322090009111 о взыскании страховых взносов с индивидуального предпринимателя, выданные УПФР в Бурлинском районе, следовательно, имеется возможность взыскания пеней, начисленных на эту задолженность.
Поскольку задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также обязательное медицинское страхование за период с 2014-2015 годы, не была оплачена по состоянию на 28.01.2017, на нее начислены пени в сумме 6631,60 рублей за общий период уплаты с 27.01.2015 по 28.01.2017.
Пени рассчитана по формуле
Сумма недоимки х 1/300 % ставки рефинансирования х количество дней просрочки
5600,70 рублей пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии,
1030,90 рублей пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017.
На основании того, что пени не были оплачены и в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ должнику направлялось по почте заказной корреспонденцией требование об уплате налога, сбора, страховых взносов № 032S01170101551, которое на сегодняшний день не исполнено.
Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Бурлинского района Алтайского края с заявлением от 26.09.2017 № 05-26/ о выдаче судебного приказа о взыскании с Шевчук Н.В. задолженности по страховым взносам (дата поступления 27.09.2017). Судебный приказ выдан 29.09.2017, от должника поступили возражения, определением от 11.10.2017 судебный приказ отменен. Истец обратился в суд с иском в течение шестимесячного срока 27.03.2018.
Просил взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю с Шевчук Натальи Васильевны задолженность за 2014-2015 годы по пени в размере 6631,60 рублей, из них 5600,70 рублей пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии, 1030, 90 рублей пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС до 01.01.2017.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ранее не возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что у нее имелась переплата налогов, которая могла бы быть зачтена административным истоцм в счет уплаты страховых взносов.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствии административного ответчика.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 59 КАС РФ, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Шевчук Н.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 18.09.2003 по 0505.2017.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались до 01.01.2017 Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В отсутствие у налогового органа сведений о доходах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов рассчитывает страховые взносы по максимальному тарифу в порядке ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а именно в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз, пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором была прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.
Статья 25 Федерального закона N 212-ФЗ закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
С 1 января 2017г. данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Сроки и порядок предъявления задолженности по взыскания пени по страховым взносам административным истцом соблюдены. В адрес Шевчук Н.В. заказным письмом от 30.03.2017 направлялось требование № 032S01170101551 об уплате налога, сбора, пени, штрафа процентов – пени по страховым взносам за 2014- 2015 на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пении в размере 5600,70 рублей, пени по страховым взносам за 2014-2015 на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 1030,90 рублей.
Таким образом, судом установлено, что задолженность по пени по страховым взносам возникла у Шевчук Н.В. за период до 01.01.2017, данный факт подтверждается также расчетами пени.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящимся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
С 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года законодательством Российской Федерации о страховых взносах предусматривалось, что в случае непредставления налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере - как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов (часть 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
В 2014 году МРОТ составлял 5 554 руб.; в 2015 году МРОТ составлял 5 965 руб.
Доводы представителя истца о том, что возможность принудительного взыскания не утрачена, заслуживают внимания, но не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, исходя из нижеследующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 3.1. статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения части 3.1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в статье 11 настоящего Федерального закона.
Задолженность Шевчук Н.В. по пени по страховым взносам в УПФР и в федеральный фонд ОМС начислена за периоды до 01.01.2017 (за период 2014-2015 годов), п.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ размер подлежащих признанию безнадежными ко взысканию пени не ограничен, применение налоговой амнистии предусмотрено в отношении недоимки, пени за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, а не в отношении задолженностей, имеющихся на определенную дату, следовательно, данные пени налоговой инспекции следовало признать безнадежными к взысканию и списать недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. По сообщению МИФНС России № 9 по Алтайскому краю, в порядке налоговой амнистии списание по пени по страховым взносам в отношении Шевчук Н.В. не производилось.
Поскольку к взыскиваемым суммам подлежат положения Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем в силу закона недоимка признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке, поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю в удовлетворении административного искового заявления к Шевчук Наталье Васильевне о взыскании пени по страховым взносам за 2014-2015 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бурлинского районного
суда Алтайского края Е.Н. Климук
Мотивированное решение изготовлено 19.05.2018