Решение по делу № 3а-14/2020 от 30.09.2020

                         Дело №3а-14/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года                                         город Анадырь

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Поляковой О.А.,

при секретаре Корегиной М.В.,

с участием прокурора Таяновой Е.К., представителей административного истца Общества с ограниченной ответственностью «АКСУ», действующих на основании доверенностей от 16 ноября 2020 года, Ефременко Д.А.,    Гевеля Д.С., представителя административного ответчика Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, действующего на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 августа 2020 года №83-лг, Ковальской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября – 23 ноября 2020 года административное дело №3а-14/2020 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АКСУ» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании не действующими постановлений Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года №15-к/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКСУ» в части невключения в необходимую валовую выручку (объём финансовых потребностей) 7081,2 тыс. рублей, от 18 ноября 2019 года №15-к/2 «Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» в части определения размера тарифа без учёта экономически обоснованных расходов ООО «АКСУ» в сумме 7081,2 тыс. рублей,

установил:

в суд обратилось общество с ограниченной ответственностью «АКСУ» (далее по тексту - ООО «АКСУ») с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее по тексту – Комитет), в котором просило:

- признать не действующим постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года №15-к/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКСУ» в части невключения в необходимую валовую выручку (объём финансовых потребностей) 7081,2 тыс. рублей;

- признать не действующим постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года №15-к/2 «Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» в части определения размера тарифа без учёта экономически обоснованных расходов ООО «АКСУ» в сумме 7081,2 тыс. рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения на территории городского округа Анадырь на основании договора аренды от 8 октября 2019 года №34, заключённого с Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь. Постановлениями Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 ООО «АКСУ» утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения, а также установлен тариф на питьевую воду на период с 1 ноября 2019 года по 30 сентября 2020 года. Полагает, что указанные нормативные правовые акты не соответствуют пунктам 16, 38, 46, 47 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 (далее по тексту – Основы ценообразования), Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 (далее по тексту – Правила), поскольку Комитетом при утверждении производственной программы, формировании тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019 - 2020 годы в составе необходимой валовой выручки необоснованно не были учтены расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором ООО «АКСУ» (нормативная прибыль), в размере 7081,2 тыс. рублей.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Комитет просил в удовлетворении административных исковых требований ООО «АКСУ» отказать, так как оспариваемые нормативные правовые акты приняты Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий, в надлежащей правовой форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка введения их в действие, соответствуют требованиям действующего федерального законодательства. В расчёт тарифа предложенные регулируемой организацией расходы по статье «нормативная прибыль» в размере 7081,2 тыс. рублей не включены в необходимую валовую выручку в связи с отсутствием данных расходов, их экономического обоснования и документального подтверждения в тарифной заявке от 24 октября 2019 года. Указано, что действующее правовое регулирование не предусматривает учёт предложений регулируемой организации о включении расходов (затрат), в том числе нормативной прибыли, в расчёт тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) после окончания экспертизы или в рамках проведения заседания Правления Комитета (том 1, л.д.99-104, том 2, л.д.63-66, 149-159).

Определением судьи суда Чукотского автономного округа              от 27 октября 2020 года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Муниципальное предприятие городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (том 2, л.д.164-165).

Возражений на административное исковое заявление от представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» в суд не поступило.

В судебном заседании представители административного истца ООО «АКСУ» Ефременко Д.А., Гевель Д.С. полностью поддержали административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём, и просили рассмотреть вопрос о возложении на Комитет обязанности принять новые нормативные правовые акты, заменяющие оспариваемые постановления.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета Ковальская Е.В. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

В судебном заседании прокурор Таянова Е.К. просила в удовлетворении административного искового заявления ООО «АКСУ» отказать, поскольку оспариваемые постановления Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 приняты административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, в надлежащей правовой форме, с соблюдением порядка их принятия, а также правил введения их в действие, соответствуют действующему законодательству, регулирующему правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Выслушав объяснения представителей административного истца ООО «АКСУ» Ефременко Д.А., Гевеля Д.С., представителя административного ответчика Комитета Ковальской Е.В., заключение прокурора Таяновой Е.К., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1 ООО «АКСУ» утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения, в соответствии с которой объём финансовых потребностей, необходимых для её (производственной программы) реализации, определён в сумме 107 566,7 тыс. рублей. Постановлением Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/2 ООО «АКСУ» установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) за период с 1 ноября 2019 года по 30 сентября 2020 года в размере 93,63 рублей/куб.м.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу статьи 1, пункта «г» части 2 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года №25-ОЗ (далее по тексту – Кодекс) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе Комитетом) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе, постановления Комитета.

Оспариваемые постановления Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 определяют планируемый объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО «АКСУ», которые впоследствии участвуют в формировании тарифа на питьевую воду для потребителей Чукотского автономного округа, то есть обладают признаками нормативного правового акта, поскольку содержат правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц.

Принимая во внимание, что постановления Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 являются нормативными правовыми актами, то они могут быть обжалованы в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от     7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Федеральный закон от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ), Основами ценообразования, Правилами, а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э (далее по тексту - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду, утверждение производственных программ относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ).

В силу пункта 1.1, подпункта 12 пункта 2.2, пункта 2.23 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года №75, Комитет является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведение; утверждает производственные программы и осуществляет контроль за выполнением производственных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статьям 12 (1), 40, частям 1-3 статьи 41 Кодекса Комитет в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты исключительно в форме постановлений. Порядок подготовки и принятия постановлений Комитета устанавливаются правовыми актами указанного органа исполнительной власти. Постановления Комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме постановлений и приказов (распоряжений) или отдельных их положений, которые содержат государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Постановления Комитета публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания, что считается их официальным опубликованием.

Данные постановления официально опубликованы в приложении к газете «Крайний Север» 22 ноября 2019 года №46(2212) (Ведомости               от 22 ноября 2019 года №46/1 (936/1)).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые региональные нормативные правовые акты приняты Комитетом во исполнение предоставленных ему законодателем полномочий, в пределах его компетенции, в надлежащей правовой форме.

Порядок подготовки, принятия решений об установлении тарифов урегулирован Правилами, Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года №1154-э (далее по тексту – Регламент), а также Административным регламентом Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа по предоставлению государственной услуги «Государственное регулирование цен и тарифов», утверждённым постановлениемостановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20 мая 2016 года №1 (далее по тексту – Административный регламент).

Порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем, требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением установлены Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №641 (далее по тексту – Правила                 от 29 июля 2013 года №641).

Проверив соблюдение административным ответчиком процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО «АКСУ» от 23 октября 2019 года (том 1, л.д.119-120) приказами Комитета от 28 октября 2019 года №91-ут, от 31 октября 2019 года №92-д открыто дело от 31 октября 2019 года №91 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» на 2019 – 2020 годы», назначен уполномоченный по данному делу.

В указанном заявлении ООО «АКСУ» просило установить тарифы в сфере холодного водоснабжения (на питьевую воду (питьевое водоснабжение)) на период с 1 ноября 2019 года по 30 сентября 2020 года методом экономически обоснованных расходов (затрат) в связи с тем, что заключён договор аренды муниципального имущества сроком на один год. К заявлению приложены, в том числе, проект производственной программы в сфере холодного водоснабжения (питьевого водоснабжения) на 2019-2020 годы, расчёт расходов на водоснабжение и необходимой валовой выручки с приложением экономического обоснования исходных данных на 2019-2020 годы (том 1, л.д.121-123, 124-128, 129-131). В данном расчёте заявленные ООО «АКСУ» расходы по статье «нормативная прибыль» составляли «0» рублей.

Извещение от 31 октября 2019 года №91 об открытии дела об установлении тарифов направлено ООО «АКСУ» 31 октября 2019 года, то есть с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 2.4.2 Административного регламента.

В извещении от 11 ноября 2019 года №18 административный истец был уведомлен о том, что заседание Комитета с повесткой дня, включающей рассмотрение вопроса об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» на 2019-2020 годы состоится 14 ноября 2019 года.

Расчёт тарифов и необходимой валовой выручки, проект постановления Комитета направлены административному истцу в предусмотренный пунктом 3.5.5 Административного регламента срок          (11 ноября 2019 года) в электронном виде на адрес электронной почты.

В заявлении от 12 ноября 2019 года (том 1, л.д.149-151) ООО «АКСУ», направив уточнённый расчёт тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019-2020 годы, просило включить помимо прочего в необходимую валовую выручку организации расходы по статье «нормативная прибыль» в размере 7081,2 тыс. рублей. Расчёт данных расходов, копии Коллективного договора от 11 ноября 2019 года, Положений об оплате труда и премировании работников ООО «АКСУ» от 3 октября 2016 года, от 15 декабря 2018 года, от 11 ноября 2019 года направлены в Комитет              14 ноября 2019 года (том 2, л.д.1-28).

Согласно протоколу заседания Правления Комитета от 14 ноября 2019 года №19 (том 2, л.д.29-42) был произведён перерасчёт отчислений на социальные нужды, расходов на арендную плату с учётом дополнительно представленных документов, подтверждающих расходы, включённые организацией в тарифную заявку. Нормативную прибыль в размере 7% от расходов (7081,2 тыс. рублей) в расчёт необходимой валовой выручки организации Комитет предложил не включать, расшифровка величины нормативной прибыли не представлена, в тарифной заявке от 24 октября данные расходы отсутствуют. В связи с тем, что дополнительные материалы по включению величины нормативной прибыли поступили к заседанию Правления Комитета, решено перенести окончательное рассмотрение вопроса об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» на 2019-2020 года на 18 ноября 2019 года, в расчёт необходимой валовой выручки организации приняты расходы в размере 101 112,7 тыс. рублей (расходы по статье «нормативная прибыль» составили «0» рублей).

Административный истец был уведомлен о том, что заседание Комитета состоится 18 ноября 2019 года (извещение от 14 ноября 2019 года №19).

Из протокола заседания Правления Комитета от 18 ноября 2019 года №20, производственной программы ООО «АКСУ» в сфере холодного водоснабжения, расчёта тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (том 2, л.д.43-51) следует, что расчёт тарифа произведён Комитетом, исходя из расходов, формирующих себестоимость питьевой воды, определённых Комитетом и согласованных с организацией, и налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения; объём финансовых потребностей организации и расходов, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки, определён в сумме 107 566,7 тыс. рублей. В необходимую валовую выручку ООО «АКСУ» не включена «нормативная прибыль», поскольку соответствующие изменения по данной статье расходов поступили после окончания экспертизы.

В соответствии с пунктами 13, 17, 18, 20 Правил открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов. К заявлению об установлении тарифов прилагаются помимо прочего следующие обосновывающие материалы: копия утверждённой в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчётом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включённых в неё, по видам деятельности; расчёт расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчёта, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключённом в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 17 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для установления тарифов, в том числе экспертное заключение независимых экспертов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.

Регулирующие органы проверяют проект производственной программы на соответствие требованиям Правил от 29 июля 2013 года №641, в том числе вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляют оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы (пункты 9, 10 указанных Правил).

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил, пункт 15 Регламента).

Анализ приведённых выше нормативных положений в их совокупности свидетельствует о том, что организация до принятия соответствующего решения регулирующим органом вправе представлять дополнительные необходимые документы (материалы) для установления экономически обоснованных тарифов. При этом отказ во включении в тарифы отдельных расходов организации допускается лишь в случае, если экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 30 Правил).

Направление ООО «АКСУ» уточнённого расчёта расходов, предлагаемых к включению в необходимую валовую выручку организации (в том числе по статье «нормативная прибыль»), и обосновывающих документов после проведения экспертизы производственной программы в сфере холодного водоснабжения и расчёта тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), вопреки доводам представителя административного ответчика, не исключают обязанности органа регулирования рассмотреть данные документы на предмет их экономической обоснованности.

Во-первых, решение органом регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения. Во-вторых, положения пунктов 25, 26, 27 Правил не исключают возможности проведения экспертизы дополнительно направленных документов и материалов, подтверждающих предполагаемые расходы организации в регулируемом периоде. Более того, в силу пункта 27 Правил, пункта 3.4.1 Административного регламента срок проведения экспертизы, как и срок принятия решения об установлении тарифов может быть продлён.

Поскольку ООО «АКСУ» дополнительные расходы по статье «нормативная прибыль» заявлены 12 ноября 2019 года, подтверждающие материалы направлены 14 ноября 2019 года (до принятия решения об установлении тарифа, утверждения производственной программы), учитывая, что на заседании 14 ноября 2019 года Правление Комитета фактически приступило к рассмотрению дополнительно представленных документов, а также наличие срока (не позднее 20 декабря) для рассмотрения этих документов, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком неправомерно не проведён анализ экономической обоснованности данных расходов, соответственно, постановления                  от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 приняты с нарушением установленного указанными выше актами порядка.

При этом оспариваемые нормативные правые акты приняты на заседании Комитета правомочным составом. Копии данных решений, а также выписки из протоколов заседания Правления Комитета от 14 ноября 2019 года №19, от 18 ноября 2019 года №20 направлены ООО «АКСУ» 19 ноября 2019 года, то есть в предусмотренный пунктом 31 Правил, пунктом 3.6.3 Административного регламента срок.

Постановления Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 официально опубликованы в приложении к газете «Крайний Север»             22 ноября 2019 года №46(2212) (Ведомости от 22 ноября 2019 года №46/1 (936/1)).

Проверяя соблюдение порядка введения в действие указанных выше решений административного ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно части 5 статьи 41 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ, пункта 3 Правил от 29 июля 2013 года №641 производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.

В соответствии с пунктом 33 Правил решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

Как следует из постановления Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/2, оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2019 года, и действует до 30 сентября 2020 года.

При таких обстоятельствах оспариваемые нормативные правовые акты введены в действие с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ, Правилами.

Вместе с тем суд не может согласиться с утверждениями представителя административного истца Гевеля Д.С. в судебном заседании о том, что срок действия тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), должен составлять не менее года.

В части 10 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ, пункте 32 Основ ценообразования предусмотрено, что период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 9 Правил тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие данного пункта не распространяется помимо прочего на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.

На основании договора аренды муниципального имущества             от 8 октября 2019 года №34 ООО «АКСУ» передано во временное владение и пользование на праве аренды муниципальное имущество городского округа Анадырь – имущественный комплекс объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенный для водоподготовки и водоснабжения городского округа Анадырь, на срок с даты заключения договора до заключения концессионного соглашения, но не более чем до 30 сентября 2020 года (том 1, л.д.13-20).

Поскольку право ООО «АКСУ» на владение и пользование объектами водоснабжения возникло на основании договора аренды                от 8 октября 2019 года, оспариваемые тарифы и производственная программа могли быть утверждены на срок менее года (в данном случае на период действия договора аренды).

Оценив обоснованность заявленных ООО «АКСУ» расходов по статье «нормативная прибыль», предложенных к включению в расчёт тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение), в объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, полагаю следующее.

Постановлением Комитета от 14 ноября 2019 года №14-м/1 «О выборе метода регулирования тарифов для ООО «АКСУ» предусмотрено, что регулирование тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019-2020 годы осуществляется методом экономически обоснованных расходов (затрат) (том 1, л.д.38).

Согласно пунктам 24, 38, 46, 47 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации. Учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя: расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами. Величина нормативной прибыли не может превышать                  7 процентов суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов, указанных в подпунктах «а» - «ж» пункта 38 Основ ценообразования.

ООО «АКСУ» в расчёт тарифа на питьевую воду включены расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором от 11 ноября 2019 года, в размере 7081,2 тыс. рублей, в частности: расходы на премирование по итогам работы за год; расходы на единовременную выплату юбиляру; расходы на оплату медицинских услуг и санаторно-курортного лечения (том 2, л.д.2).

Обоснованность предполагаемых расходов организации (за исключением медицинских услуг (оплаты лечения) в размере 1008,02 тыс. рублей, сведения о которых не включены в перечень социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных Коллективным договором) подтверждена расчётом нормативной прибыли (том 2, л.д.2-3), Коллективным договором ООО «АКСУ» от 11 ноября 2019 года (пункты 4.1.4, 4.1.5, 7.1, 7.2) (том 2, л.д.23-28), согласно которому работодатель обязуется осуществлять премирование работников и выплачивать вознаграждение по итогам работы за год в фиксированной сумме, определяемой в соответствии с приказом руководителя ООО «АКСУ». Размер премии, предусмотренной данным пунктом, не может быть менее среднемесячного заработка сотрудника, рассчитанного за предшествующие 3 (три) месяца, но не менее 100 000 рублей (сотрудникам, работающим по совместительству, не менее 50 000 рублей). Право на премию имеют все работающие сотрудники на 1 января следующего года, при условии непрерывного трудового стажа на предприятии не менее 6 месяцев. Юбилярам (30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 70 и 75 лет) предписано производить единовременную выплату при стаже работы на предприятии: до одного года – половину должностного оклада; от одного до пяти лет – один должностной оклад; свыше пяти лет – два должностных оклада. В целях повышения социальной защищённости работников работодатель по согласованию с учредителями общества предоставляет работникам следующие социальные льготы и гарантии в пределах средств, утверждённых годовой программой деятельности предприятия в части расходов социальной сферы, совокупная сумма затрат расходов на оплату услуг не должна превышать 6% от суммы расходов работодателя на оплату труда. В целях оздоровления и отдыха работников и членов их семей работодатель обязуется в порядке, установленном приказом, предоставлять работникам и членам их семей путёвки в санатории и дома отдыха. Данная сумма не должна превышать 50 000 рублей за год на каждого отдыхающего (на работника и на каждого из членов семьи).

Кроме того, фактически понесённые ООО «АКСУ» расходы по статье «нормативная прибыль» в регулируемом периоде в размере     4 487 739 рублей подтверждены представленными в судебное заседание документами (расчётом суммы годовой премии за 2019 год (пункт 4.1.4 Коллективного договора), приказом ООО «АКСУ» от 15 января 2020 года №1П-ЛС «О поощрении работников», бухгалтерской справкой от 15 января 2020 года №1, приказом ООО «АКСУ» от 25 сентября 2020 №20П-ЛС «О поощрении работника», бухгалтерской справкой от 25 сентября 2020 года №6).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комитетом при расчёте оспариваемого тарифа, утверждении производственной программы неправомерно не дана оценка экономической обоснованности заявленных административных истцом расходов по статье «нормативная прибыль», необходимая валовая выручка организации определена без учёта указанных расходов, утверждённому тарифу на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и производственной программе приданы обратная сила, а соответственно, постановления от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 приняты с нарушением Федерального закона              от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ, Основ ценообразования, Правил и противоречат закреплённому в части 2 статьи 3 Федерального закона             от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ принципу об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Суд не входит в обсуждение довода представителя административного ответчика Ковальской Е.В. в судебном заседании о том, что фактические понесённые в текущем регулируемом периоде расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором, могут быть учтены в следующем периоде регулирования, поскольку ООО «АКСУ» предоставлены объекты водоснабжения по договору аренды на ограниченный срок (до 30 сентября 2020 года). Более того, возможность учёта экономически обоснованных расходов регулируемой организации в полном объёме в следующем периоде регулирования (не позднее чем на 3-й годовой период регулирования) не освобождает административного ответчика от обязанности определить величину необходимой валовой выручки организации в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ, Основами ценообразования, Правилами.

Признавая не действующими оспариваемые правовые акты полностью, суд исходит из того, что установленный решением Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/2 ООО «АКСУ» тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), рассчитанный на основании необходимой валовой выручки без учёта дополнительно представленных расходов по статье «нормативная прибыль» является незаконным, в этой связи не может быть признано правомерным и постановление Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1 (в том числе в части исключения из объёма финансовых потребностей организации для реализации производственной программы указанных выше расходов), как разработанное на срок действия регулируемых тарифов.

Судом не может быть принят во внимание довод представителя административного истца Гевеля Д.С. о неправильном выборе административным ответчиком метода регулирования тарифа.

В соответствии с частями 1-3 статьи 32 Федерального закона от          7 декабря 2011 года №416-ФЗ расчёт тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом экономически обоснованных расходов (затрат); методом индексации; методом доходности инвестированного капитала; методом сравнения аналогов. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, и с учётом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В отношении организации, осуществляющей деятельность с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по концессионному соглашению или договору аренды таких систем и (или) объектов, орган регулирования тарифов принимает решение о выборе метода регулирования, соответствующего методу, установленному конкурсной документацией и согласованному этим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и данным Федеральным законом (часть 3.1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ).

В пункте 31 Основ ценообразования предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым данного пункта. Метод регулирования тарифов в отношении регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, должен соответствовать методу регулирования, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному органом регулирования тарифов в порядке, установленном Правилами.

Согласно частям 1, 3, 6 статьи 41.1 Федерального закона                  от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом установленных данным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Договор аренды систем и (или) объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учётом установленных данным Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что договор аренды муниципального имущества (имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенной для водоподготовки и водоснабжения городского округа Анадырь) от 8 октября 2019 года заключён с административным истцом без проведения торгов в связи с предоставлением муниципальной преференции, согласованной с антимонопольным органом. А соответственно выбранный Комитетом метод экономически обоснованных затрат (расходов) в отношении ООО «АКСУ» не был предусмотрен конкурсной документацией и не согласован в порядке, установленном Правилами.

Между тем, учитывая, что Комитет не вправе при рассмотрении вопроса об установлении тарифа, утверждении регулируемой организации производственной программы входить в обсуждение вопросов законности передачи ей во владение и пользование объектов водоснабжения, принимая во внимание ограниченный срок, на который заключён указанный выше договор аренды, и отсутствие критериев, установленных пунктами 53, 75 Правил, для применения иных методов регулирования тарифов, суд приходит к выводу о том, что Комитетом правомерно определён объём финансовых потребностей в производственной программе и расчёт тарифа методом экономически обоснованных расходов (затрат) на основании подпункта «б» пункта 37 Правил.

Более того, данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о нарушении прав административного истца, поскольку, во-первых, в заявлении от 23 октября 2019 года ООО «АКСУ» просило установить тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) методом экономически обоснованных затрат (расходов); во-вторых, в любом случае административному истцу для включения в необходимую валовую выручку организации расходов на выплаты, предусмотренные коллективным договором, необходимо было подтверждать их экономическую обоснованность.

Определяя момент, с которого оспариваемые постановления Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 подлежат признанию не действующими, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. При удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошёл в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Принимая во внимание, что постановления Комитета от 18 ноября 2019 года №15-к/1, №15-к/2 не соответствуют перечисленным в настоящем решении нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, с даты введения их в действие - 1 ноября 2019 года, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего административного дела в суде срок их действия истёк (30 сентября 2020 года), суд приходит к выводу о том, что признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренной статьёй 3 КАС РФ, в связи с чем данные постановления подлежат признанию не действующими с 1 января 2019 года.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

При таких обстоятельствах суд находит необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании - газете «Крайний Север».

Согласно части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Как следует из разъяснений, приведённых в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом не действующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчётах неопределённого круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закреплённой законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Принимая во внимание, что условия, при которых суд возлагает на государственный орган обязанность по принятию новых нормативных правовых актов, в настоящем деле имеются, в целях исключения возникновения правовой неопределенности суд возлагает на Комитет обязанность принять новые нормативные акты об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» на 2019-2020 года, об утверждении производственной программы.

Иное означало бы возможность сохранения для взаиморасчётов за истекший период действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечения стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ).

В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учётом фактических обстоятельств дела суд полагает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком обязанности по принятию новых нормативных правовых актов, один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Как усматривается из материалов дела, административным истцом при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей (том 1, л.д.12).

При таких обстоятельствах с Комитета в пользу ООО «АКСУ» подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина за подачу административного искового заявления в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «АКСУ» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа – удовлетворить.

Признать постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года №15-к/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКСУ», постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года №15-к/2 «Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ» не действующими с 1 ноября 2019 года.

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 18 ноября 2019 года №15-к/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «АКСУ», от 18 ноября 2019 года №15-к/2 «Об установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «АКСУ».

Взыскать с Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в пользу Общества с ограниченной ответственностью «АКСУ» уплаченную государственную пошлину в размере        6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционных жалобы, представления через суд Чукотского автономного округа.

Судья                                                   О.А. Полякова

В соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2020 года.

3а-14/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "АКСУ"
Ответчики
Комитет природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа
Суд
Суд Чукотского автономного округа
Судья
Полякова Ольга Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.chao.sudrf.ru
30.09.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
02.10.2020Передача материалов судье
05.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее