Решение по делу № 2-811/2019 от 22.01.2019

Дело № 2-811/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Семененко Н.Л.,

с участием истца Фомина В.А.,

третьего лица Фоминой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

05 марта 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Фомина В.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,

установил:

Фомин В.А. обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании принять семью на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что 17.04.2018 он обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с указанным иском.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 25.01.2019 по делу к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».

В судебном заседании истец Фомин В.А. на исковых требованиях настаивал, поддержав доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснил, что проживал в г. Воркуте, с 2008 года обучался в ФГБОУ ВО «УГТУ» по очной форме обучения, проживал в общежитии. В 2014 году приобрел в собственность жилое помещение по адресу: ...., куда вместе с супругой въехали для постоянного проживания и зарегистрировались по месту жительства. В .... 2018 года у них родилась дочь. Ранее и истец и его супруга Фомина Л.Н. были зарегистрированы в жилых помещениях, принадлежащих их матерям. Перерегистрация и переезд были обусловлены необходимостью и фактическим совместным проживанием его и супруги. На каждого члена семьи приходится менее учетной нормы, установленной в г. Ухте, семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ответчики КУМИ МОГО «Ухта» и администрация МОГО «Ухта», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В направленных в суд отзывах представитель КУМИ МОГО «Ухта» Канева М.С. и представитель администрации МОГО «Ухта» Климушева В.В. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, требования истца не признали по изложенным в отзывах основаниям.

Третье лицо Фомина Л.Н., выступая в суде, исковые требования и пояснения истца поддержала.

По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.

В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи, семьи, имеющие трех и более детей.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.

В соответствии с подп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п. 2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».

Как следует из материалов дела, <...> г. между Фоминым В.А. и Фоминой (до брака ....) Л.Н. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке ........ от 08.08.2013.

От брака Фомины имеют несовершеннолетнюю дочь Е. - <...> г. рождения.

Согласно справке ОУиРЖФ КУМИ МОГО «Ухта» № .... от 17.07.2018, Фомин В.А. с 28.11.2014 зарегистрирован и проживает по адресу: ..... Кроме него в указанном жилом помещении также числятся зарегистрированными его супруга Фомина Л.Н. (с 17.12.2015) и несовершеннолетняя дочь Е.. (с <...> г.). Данное жилое помещение принадлежит на праве личной собственности истцу Фомину В.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ........ от 20.08.2014. Общая площадь жилого помещения составляет 12,3 кв.м.

До регистрации в спорном жилом помещении Фомин В.А. в период с 25.03.1992 по 18.06.2014 имел постоянную регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ...., общей площадью 69,7 кв.м, принадлежащем на праве собственности его матери Г. (право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № .... от 23.03.2013).

В свою очередь супруга истца Фомина Л.Н. до регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., с 31.01.1995 по 08.12.2015 была зарегистрирована в квартире по адресу: Республика Коми, г. Ухта, 1, общей площадью 49 кв.м, принадлежащей на праве собственности её матери У. (право собственности зарегистрировано в ЕГРП за № .... от 14.06.2013).

17 апреля 2018 годаФомин В.А.обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи он, его супруга Фомина Л.Н. и дочь Е.., в качестве места жительства семьи указав жилое помещение, расположенное по адресу: ...., общей площадью 12,3 кв.м, принадлежащую Фомину В.А.

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» № .... от 14.09.2018 Фомину В.А. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья», по тем основаниям, что он, снявшись с регистрационного учета по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ...., а также его супруга Фомина Л.Н., снявшись с регистрационного учета по адресу: Республика Коми, г. Ухта, 1, и зарегистрировавшись по месту жительства: ...., фактически своими действиями ухудшили свои жилищные условия, и потому семья не может быть поставлена на учет.

Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Фомины состоят в зарегистрированном браке с 2013 года, постоянным местом жительства семьи является жилое помещение, расположенное по адресу: ...., находящаяся в собственности истца с 2014 года.

Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, Фомины не имеют.

Таким образом, снятие Фоминых с регистрационного учета с прежних мест жительства, вселение в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцу, регистрация по месту фактического проживания имели целью реализацию супругами права на совместное проживание, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, воспитание детей. Данные обстоятельства не свидетельствуют о намеренном ухудшении указанными лицами своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Кроме того, следует учесть, что п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, прямо предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Поскольку иного принадлежащего семье Фоминых жилья на праве собственности или праве социального найма в ходе рассмотрения дела судом не установлено, то при подсчете нуждаемости судом учитывается только жилое помещение, расположенное по адресу: ...., собственником, которой является истец Фомин В.А.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет 4,1 кв.м ((12,3 кв.м / 3 человек (семья истца)), что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, то суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещений со стороны семьи Фоминых не усматривается и материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах исковые требования Фомина В.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Фомина В.А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 14 сентября 2018 года № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Фомина В.А. и членов его семьи.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Фомина В.А. с составом семьи: супругой Фоминой Л.Н. и дочерью Е., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 17 апреля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 11.03.2019.

Судья С. С. Логинов

2-811/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомин Виктор Андреевич
Ответчики
Администрация МОГО Ухта
КУМИ МОГО "Ухта"
Другие
Фомина Лариса Николаевна
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
05.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее