Дело № 2а-335/2019 29 марта 2019 года
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Мельницкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда административное дело по административному иску Соболева Ю.А. к администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое», межведомственной комиссии по оценке помещений многоквартирных домов на территории МО «Сельское поселение Соловецкое», созданной постановлением администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» от 05.12.2016 №55, главе администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» Тютюкову Е.А. о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» № 151 от 29 декабря 2016 года, признании недействительным заключения межведомственной комиссии № 6 от 26 декабря 2016 года,
установил:
Соболев Ю.А. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» № 151 от 29 декабря 2016 года, признании недействительным заключения межведомственной комиссии № 6 от 26 декабря 2016 года. В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. 26.12.2016 межведомственной комиссией составлен акт обследования жилого дома № и заключение об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение). Заключение межведомственной комиссии составлено на основании экспертного заключения №135.46.15 от 11.12.2015. Распоряжением главы администрации от 29.12.2016 №151 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Заключением межведомственной комиссии и положенное в его основу экспертное заключение составлены на основании визуального обследования строительных конструкций, сведения об инструментальном обследовании в тексте заключения отсутствуют, что противоречит Положению. Никто из собственников дома, нанимателей или органов государственного надзора не обращался в межведомственную комиссию по вопросу признания спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Считает, что процедура оценки состояния дома нарушена, в связи с чем заключение является незаконным. Оспариваемые заключение межведоственной комиссии и распоряжение главы нарушают права административного истца, поскольку после принятия распоряжения от 29.12.2016 собственники дома не были уведомлены о принятии решения о его дальнейшей эксплуатации. Расселение аварийного жилья затягивается на долгое время, свободного жилья на территории п. Соловецкий нет.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены межведомственная комиссия по оценке помещений многоквартирных домов на территории МО «Сельское поселение Соловецкое», созданная постановлением администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» от 05.12.2016 №55, и глава администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» Тютюков Е.А.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
От представителя административного ответчика – администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» поступило ходатайство о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с указанным иском, поскольку оспариваемое заключение межведомственной комиссии являлось предметом рассмотрения в рамках гражданского дела №2-5623/2017, по которому Приморским районным судом Архангельской области 31.10.2017 вынесено решение.
Административный истец Соболев Ю.А. в телефонограмме сообщил, что оспариваемое заключение было получено им в ноябре 2018 года.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.
В соответствии с пунктом 52 Положения, решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Судом установлено, что Соболев Ю.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» от 05.12.2016 №55 создана межведомственная комиссия по оценке помещений многоквартирных домов на территории МО «Сельское поселение Соловецкое».
26.12.2016 межведомственной комиссией проведено обследование жилого дома <адрес>, составлен акт обследования жилого дома и заключение.
Согласно заключению межведомственной комиссии, имеются основания для признания вышеуказанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением главы администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» от 29.12.2016 №151 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно подп. 6 п. 44 Положения, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В основу оспариваемого заключения межведомственной комиссии было положено экспертное заключение, подготовленное ООО «Бюро судебно-строительной экспертизы» от 26.12.2016 №6. Доказательств, опровергающих выводы, содержащие в заключении межведомственной комиссии и экспертном заключении, административным истцом суду не представлено.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого заключения межведомственной комиссии недействительным.
Кроме того, исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Указанные условия по делу установлены.
В случае удовлетворения административного иска о признании незаконным решения, действия должностного лица на административного ответчика суд возлагает обязанность совершить определенное действие в целях устранения допускаемых нарушений либо препятствий к осуществлению прав.
Обращаясь в суд с рассматриваемым административным иском Соболев Ю.А. не указывает суду о нарушении оспариваемым заключением межведомственной комиссии каких-либо его прав. Более того, он заявляет о нарушении его прав в части длительного не расселения жилого дома <адрес>, признанного аварийным.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ условий для удовлетворения административного иска об оспаривании заключения межведомственной комиссии от 26.12.2016 №6, поскольку доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца указанным заключением не допущено, в связи с чем оснований для признания заключения межведомственной комиссии недействительным не имеется.
По смыслу ч. 1 ст. 124, ч. 9 ст. 227 КАС РФ требование о признании недействительным п. 1 распоряжения администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» от 29.12.2016 № 151, является производным от требования о признании недействительным заключения межведомственной комиссии от 26.12.2016 №6, учитывая, что не имеется оснований для удовлетворения первоначального требования, отсутствуют и основания для удовлетворения производного требования.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В суд с рассматриваемым административным иском Соболев Ю.А. обратился в феврале 2019 года, в то время как об оспариваемых заключении межведомственной комиссии и соответственно распоряжения ему стало известно в апреле 2017 года, следовательно, срок указанных актов административным истцом пропущен, что в силу п. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Довод административного истца о том, что об оспариваемых актах он узнал в ноябре 2018 года, является несостоятельным, поскольку Решением Приморского районного суда Архангельской области от 31.10.2017 частично удовлетворены исковые требования администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» к Соболеву Ю.А., суд обязал Соболева Ю.А. в срок до 01.07.2018 привести в соответствие с технической документацией чердачное помещение жилого дома <адрес>. С исковым заявлением по указанному делу администрация МО «Сельское поселение Соловецкое» обратилась в суд 13.04.2017, в качестве приложений к исковому заявлению Соболеву Ю.А. были направлены оспариваемые заключение межведомственной комиссии от 26.12.2019 № 6 и распоряжение главы администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» от 29.12.2016 №151.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска процессуального срока обжалования, административный истец не представил.
При указанных обстоятельствах административный иск Соболева Ю.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Соболева Ю.А. к администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое», межведомственной комиссии по оценке помещений многоквартирных домов на территории МО «Сельское поселение Соловецкое», созданной постановлением администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» от 05.12.2016 №55, главе администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» Тютюкову Е.А. о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» № 151 от 29 декабря 2016 года, признании недействительным заключения межведомственной комиссии № 6 от 26 декабря 2016 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Шитикова