Постановление дело № 5-96/2017
14 апреля 2017 года г. Глазов УР
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Самсонов И.И.,
при секретаре Бабинцевой Н.Г.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Горбушина М.А.,
помощника Глазовского межрайонного прокурора Дмитриевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Горбушина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: УР, <адрес> в зарегистрированном браке не состоящего, не имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, в настоящее время содержащегося в ФКУ СИЗО №2 УФСИН России по УР, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Установил:
Постановлением Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года на основании изученного материала проверки, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Горбушина М.А. по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, а именно – публичное демонстрирование нацистской символики, а также символики, сходной с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения оперативных мероприятий в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР установлено, что у обвиняемого Горбушина М.А., содержащегося в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР с ДД.ММ.ГГГГ в камере № совместно с другими лицами, на груди посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящегося пигмента нанесен перманентный рисунок (татуировка) в виде <данные изъяты>, схожие с нацисткой символикой, что нашло свое отражение в акте наблюдения от ДД.ММ.ГГГГ. Данные изображения (татуировки) зафиксированы посредством фотоаппарата Canon G 9 и сохранены в виде файла IMG 0093. В рамках проверочных мероприятий установлено, что Горбушин М.А. не всегда скрывает и не предпринимает попыток скрыть от других лиц, нанесенное на тело вышеуказанное изображение (татуировку), которое ассоциируется у третьих лиц с Гитлеровской Германией и нацисткой атрибутикой. Демонстрация любой символики делает данную символику элементом публичной коммуникации.
Таким образом, в действиях Горбушина М.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, а именно - публичное демонстрирование нацистской символики, а также символики, сходной с нацистской символикой до степени смешения.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности Горбушин М.А. пояснил, что факт наличия татуировки и ее демонстрации окружающим в течение длительного времени он не оспаривает, вину в правонарушении признает, однако в целом цели причинить ущерб, вред чьим-то взглядам и убеждениям, в особенности фронтовиков и тружеников тыла Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов он не преследовал, радикальных и иных нацистских взглядов не придерживается, татуировку нанес в малолетнем возрасте, никаких претензий ранее к нему не имелось.
Помощник Глазовского межрайонного прокурора УР Дмитриева Ю.С. суду пояснила, что факт совершения Горбушиным М.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, является очевидным, следует из представленных материалов дела, сомнений не вызывает, подтверждается помимо прочего отношением самого Горбушина М.А. к правонарушению. Само по себе отсутствие умысла на распространение нацисткой символики со стороны Горбушина М.А., восприятие им данных татуировок как не несущих какого-либо негативного умысла и оттенка какого-либо правового значения при рассмотрении дела об административном правонарушении, не имеют, поскольку состав административного правонарушения является оконченным с момента демонстрации данной символики хотя бы одному лицу. Просила суд при назначении наказания Горбушину М.А. учесть признание вины в правонарушении, совершения правонарушения впервые и по возможности определить минимальное наказание за содеянное.
Выслушав Горбушина М.А., прокурора Дмитриеву Ю.С., исследовав предоставленные материалы и доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ административным правонарушением признается пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистских атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.
В силу ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.
Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельностью (экстремизмом), определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
При рассмотрении дела установлено, что у обвиняемого Горбушина М.А., содержащегося в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР с ДД.ММ.ГГГГ в камере № совместно с другими лицами, на груди посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящегося пигмента нанесен перманентный рисунок (татуировка) в виде <данные изъяты>, схожие с нацисткой символикой.
Согласно рапорту оперуполномоченного ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по УР ФИО1., следует, что в ходе проведенных оперативных мероприятий установлено, что у обвиняемого Горбушина М.А., содержащегося в камере № на теле имеются изображения (татуировки) <данные изъяты>, схожие с нацисткой символикой.
ДД.ММ.ГГГГ ООГ ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР ФИО1. составлен акт наблюдения, в соответствии с которым, установлено, что у обвиняем ого Горбушина М.А., на груди посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящегося пигмента нанесен перманентный рисунок (татуировка) в виде <данные изъяты>, схожие с нацисткой символикой.
Согласно объяснениям ФИО2 и ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 и ФИО3 содержатся в ФКУ СИЗО-2, ДД.ММ.ГГГГ из камеры № сотрудники администрации вывели заключенных и повели в душ, у одного из них, а именно у Горбушина М.А. на груди увидели изображение (татуировки) два немецких креста.
Как следует из заключения специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» было проведено исследование представленных материалов (фотографий с изображением мужчины, у которого на груди имеются перманентные рисунки (татуировки), нанесенные посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента. При просмотре данного фотоматериала, специалист констатировал, что татуировки на груди ассоциируются со свастикой – <данные изъяты>. Свастика, использовалась многими народами мира – она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, а также при оформлении церквей и домов. В целом, у большинства древних народов свастика были символом движения жизни, солнца, света, благополучия и плодородия. В ХХ веке свастика получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии, и в Западном мире вплоть до настоящего времени ассоциируется именно с гитлеровским режимом и нацистской идеологией. На государственном знамени национал-социалистической партии Германии с 1933 по 1945 г.г. находилась четырёхконечная свастика с концами, направленными в правую сторону и повёрнутая на 45 градусов. Крест, изображенный на конечной части татуировки, ассоциируется с изображением свастики, сходной с нацисткой символикой до степени смешения.
Как следует из изображения, зафиксированного посредством фотоаппарата «Canon» G 9 и сохраненного в виде файла IMG 0093, записанного на оптический носитель CD-R «Digitex» 210 MB, отчетливо видно, что на груди посредством травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящегося пигмента нанесены перманентные рисунки (татуировки) в виде <данные изъяты>. Данные обстоятельства не отрицаются и не оспариваются самим Горбушиным М.А.
Таким образом, наличие на теле Горбушина М.А. изображений, содержащих нацистскую символику, факт демонстрирования им данной символики окружающим, характер данной символики подтверждены материалами дела, являются очевидными, каких-либо сомнений не вызывают.
Как следует из ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Само по себе отсутствие умысла на распространение нацисткой символики со стороны Горбушина М.А., восприятие им данных татуировок как не несущих какого-либо негативного умысла и оттенка, нежелание с его стороны причинять вред и задевать чувства фронтовиков и иных лиц какого-либо правового значения при рассмотрении дела об административном правонарушении, не имеют, поскольку в действительности состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, является оконченным с момента демонстрации данной символики хотя бы одному лицу. При этом из имеющихся материалов дела в объяснениях очевидцев правонарушения ФИО2. и ФИО3. указано, что последние восприняли увиденные ими на теле Горбушина М.А. рисунки в качестве нацисткой символики гитлеровской Германии. В этой связи субъективное отношение самого Горбушина М.А. к существу нанесенных на его тело изображений не означает само по себе не нарушение им положений закона и не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения.
Фабула ч.1 ст.20.3 КоАП РФ в целях привлечения к административной ответственности не предусматривает в качестве обязательного признака наличие умысла лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку вина может быть выражена и в неосторожных действиях.
Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушен.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вынесенное Глазовским межрайонным прокурором УР постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении производства по делу об административном правонарушении соответствует предъявляемым законом требованиям, составлено надлежащим должностным лицом, является мотивированным, недостатков не содержит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях Горбушина М.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, а именно – публичное демонстрирование нацистской символики, а также символики, сходных с нацистской символикой до степени смешения. Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ суд не усматривает.
При назначении наказания суд в порядке ст.4.2 КоАП РФ учитывает то, что Горбушин М.А. имеет постоянное место жительства, вину в совершенном правонарушении в целом признал, ранее не привлекался к административной ответственности.
Согласно справке ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР о поощрениях и взысканиях, обвиняемый Горбушин М.А., взысканий не имеет.
С учетом личности лица, привлекаемого к административной ответственности, факта совершения указанного административного правонарушения впервые, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного положения правонарушителя, суд считает возможным определить наказание в виде административного штрафа в минимальной размере в пределах санкции статьи 20.3 ч.1 КоАП РФ - в размере 1 000 рублей, так как именно такой вид наказания сможет повлечь предупреждение совершения Горбушиным М.А. новых правонарушений и осознание им недопустимости подобного поведения впредь, достигнет целей, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ.
Суд не усматривает по делу оснований для применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ о назначении Горбушину М.А. наказания ниже низшего предела, поскольку по делу не наличествуют исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, как не имеется и снований для применения по делу ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения.
В свою очередь оснований для применения по делу конфискацией предмета административного правонарушения по правилам ст.3.7 КоАП РФ суд не находит, поскольку в данном случае исполнение указанного наказания не представляется возможным, поскольку предметом административного правонарушения является тело самого Горбушина М.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.1-29.11 КоАП РФ, суд
Постановил:
Признать Горбушина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить Горбушину М.А. наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель «Прокуратура Удмуртской Республики, банк получателя Отделение НБ Удмуртской Республики г. Ижевска, БИК 049401001, лицевой счет 04131354980, ИНН 1831021019, КПП 183101001, КБК 415 116 900 100 160 001 40, ОКТМО 94720000, расчетный счет № 40101810200000010001.
Разъяснить Горбушину М.А. положения ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (в течение 60 суток) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья И.И. Самсонов