Решение по делу № 33-3728/2020 от 20.04.2020

Судья Дятлов А.Ю.

Судья-докладчик Сальникова Н.А.                                        № 33-3728/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2020 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Рудковской И.А.,

судей Шовкомуда А.П., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Арефьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-259/2020 по исковому заявлению Тимофеева С.В. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании постановления и заключения незаконными, о признании права на получение социальной выплаты

по апелляционной жалобе ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 февраля 2020 года,

установила:

Тимофеев С.В. обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», администрации Нижнеудинского муниципального образования, в обоснование которого указал, что он является собственником жилого дома по адресу: <адрес изъят>, который в результате наводнения в июне 2019 был поврежден. На основании заключения об оценке межведомственной комиссией дано заключение, согласно которому дом находится в состоянии, требующем капитального ремонта, вынесено постановление, которым данный дом признан подлежащим капительному ремонту. Не согласившись с данным решением, он обратился к независимому эксперту, который дал заключение о том, что состояние дома является аварийным, восстановление жилого дома не целесообразно, он подлежит сносу.

Истец Тимофеев С.В. просил признать заключение межведомственной комиссии от 31.07.2019     № 1645 и п.п. 1.20 постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования «О проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» от 02.08.2019 № 1114 незаконными, признать за ним право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, обратить решение к немедленному исполнению.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 06.02.2020 исковые требования Тимофеева С.В. удовлетворены в полном объеме. Решение обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Борисов В.Н. просит решение суда отменить по мотиву нарушении норм материального, процессуального права, принять по делу новое решение.

    В обоснование доводов к отмене решения представитель указал, что суд не принял во внимание Положение «О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальные выплаты на приобретение или строительство жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019№ 556-пп, согласно которому Министерство социального развития осуществляет свои полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные органы, а социальные выплаты предоставляются как из федерального бюджета, так и из бюджета Иркутской области. Согласно пп.2 пункта 16 главы 3 Положения № 556-пп, учреждение обеспечивает направление межведомственных запросов с целью получения сведений о признании жилого помещения утраченным. Вопрос признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими к сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, при этом решение межведомственной комиссии может быть оспорено.

Суд необоснованно принял заключение специалистов № 21-12/19 «Независимая оценка недвижимости» ИП Филанчук А.А., согласно которому состояние дома признано аварийным, недопустимым для проживания, восстановление здание не целесообразно подлежащим сносу, которое не могло рассматриваться как основание для признания права Тимофеева С.В. на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения. Данное заключение ИП Филанчук А.А. не относится к решению государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственного государственным органам и органам местного самоуправления, поэтому Тимофеев С.В. не имеет право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп.

    Суд не учел, что согласно заключению межведомственной комиссии № 1645 от 31.07.2019, заключению строительно-технической экспертизы № 270719.16-71 ООО «МНСЭ» выявлены основания для признания дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>, подлежащим капитальному ремонту, поэтому право у Тимофеева С.В. на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, согласно постановлению Правительства Иркутской области от17.07.2019 № 556-пп отсутствует.

Суд оставил без внимания требования статей 13, 210 ГПК РФ, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» о том, что решение должно быть исполнимым. Поскольку принятое решение суда противоречит Постановлению Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, то его исполнение в настоящее время невозможно.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы истец Тимофеев С.В. просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, в заседание судебной коллегии не явились, просили рассмотреть дело без их участия, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили, об уважительности причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции установил, что Тимофеев С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, общей площадью 38,2 кв.м., на основании приобретения прав собственности - договора дарения от 08.09.2017, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 12.09.2017.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп «Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят> находится в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации.

Согласно акту обследования от 10.07.2019 № 1645 межведомственной комиссией с участием Тимофеева С.В., жилой дом находится в неблагоприятном состоянии, требуется дополнительное инструментальное обследование.

Заключением ООО «МНСЭ» № 270719.16-71, составленным по результатам осмотра дома по названному адресу от 27.07.2019, по заказу администрации Нижнеудинского муниципального образования, жилое помещение находится в ограниченно работоспособном состоянии, требуется произвести работы по капитальному ремонту, поскольку установлено: трещины и замачивание печей индивидуального отопления, гниение деревянного фундамента, отсутствие отмостки, деформация полов 1 этажа, дефекты внутренней отделки стен. При этом установлено, что в результате затопления конструкции стен и фундамента не потеряли свою несущую способность, обследуемый дом подлежит восстановления, следует произвести работы по восстановлению поврежденных конструкций.

Заключением межведомственной комиссии № 1645 от 31.07.2019 назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.01.2018 № 103 по результатам рассмотренных, заключения строительно-технической экспертизы от 27.07.2029, акта осмотра межведомственной комиссии от 10.07.2019, выявлены основания для признания дома, по адресу: <адрес изъят>, в соответствии с пунктами 33,36,38,47 Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006 подлежащим капитальному ремонту.

Постановлением от 02.08.2019 №1114 главы Нижнеудинского муниципального образования, индивидуальный дом по адресу: <адрес изъят>, признан подлежащим капитальному ремонту п.1.20.

На основании договора с Тимофеевым С.В. получено заключение ИП Филанчук А.А., составленное по результатам осмотра в декабре 2019 года дома по адресу: <адрес изъят>, специалистами Кожевниковым А.Д. и Филанчук Д.А. от 21.12.2019 с целью определения его стоимости и состояния. Согласно данному заключению стоимость жилого дома, общей площадью 38,2 кв.м. составила на 21.12.2019 – 357630 руб., состояние объекта и всех его элементов после затопления характеризуется как аварийное, состояние несущих конструкций – аварийное, ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь после проведения охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента, негодное для проживания. Фундамент дома – деревянные лежки, стулья получил намокание, вымывание грунта из-под опор, прелость, гниение. Стены, силовой каркас дома деформирован, перекошен, получил просадку, низ бревен поражен биоплесенью, грибком, полы и лаги получили деформации и поражения биоплесенью, грибком, внутренняя отделка стен частично повреждена в результате деформации (перекоса) стен дома. Учитывая то, что произошло вымывание грунта – опоры под фундаментом, просадка, нарушение жестокости сруба, образование пустот под опорой, поражение гнилью, биоплесенью, прелость дерева – состояние дома оценивается как аварийное, недопустимое состояние для проживания, свидетельствующее об исчерпании несущей способности основания и сруба, опасности обрушения. Гигиенические требования не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Оценив в совокупности представленные доказательства, в том числе заключение ИП Филанчук Д.А. от 21.12.2019, которым установлено состояние спорного жилого дома и всех его элементов после затопления, как аварийное, негодное для проживания, показания свидетеля Тимофеевой Л.В., которая пояснила, что дом Тимофеева С.В. попал в зону затопления и от паводка были повреждены полы, стены, размыт грунт под фундаментом, что первоначальное обследование дома был формальным, только на основании визуального осмотра, суд признал их достоверными.

Признавая заключение межведомственной комиссии незаконным, суд указал, что процедура осмотра жилого помещения и само заключение не соответствуют требованиям Постановления от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение). Поскольку осмотр жилого дома межведомственной комиссией проводился только визуально, без применения специальных измерительных приборов и приспособлений, в отсутствие экспертов, заключение не содержит должных выводов о соответствия помещения требованиям, установленным в п. 44 Положения, вывод комиссии о возможности проведения капитального ремонта является необоснованным.

Сделав суждение о том, что за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года состояние дома могло существенно измениться из-за негативного воздействия на него паводка, последствия наводнения могли проявиться в большей степени, в том числе в связи с просадкой грунта и самого дома, процесса гниения, суд пришел к выводу, что Тимофеев С.В. является лицом, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения в июне 2019 года, и за ним должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой указанного жило дома, а оспариваемые заключение межведомственной комиссии и постановление администрации нарушают права истца, не соответствуют фактическому техническому состоянию дома.

    Судебная коллегия считает, что приведенные выводы о наличии у Тимофеева С.В. права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением положений процессуального закона.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994                            № 2 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

        Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 названного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

        27.06.2019 Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

        Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования № 934 от 26.06.2019 с 29.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.

Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

        Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

        Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17.07.2019 № 556-пп.

    Согласно пункту 1 ст. 6 Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    В силу пункта 16 названного Порядка об условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 17.07.2019 № 557-пп, обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленых) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.

        Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп установлены границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области, в которые входит город Нижнеудинск, Нижнеудинского муниципального образования, в границах зон: <адрес изъят>.

Вместе с тем, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Из вышеизложенных нормативных положений следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.

Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.

Выразив обоснованные сомнения в объективности заключения и распоряжения уполномоченных органов о возможности восстановления дома путем проведения капитального ремонта, суд первой инстанции не учел, что данные выводы сами по себе не являются основанием для признания за истцом права на получение выплаты на строительство или покупку нового жилого помещения. Суд не является органом, к компетенции которого относится дача самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.

Ввиду отсутствия положительного решения межведомственной комиссии по вопросу признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу за истцом не может быть признано право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом, с учетом обусловленности заявленных исковых требований о признании права, несогласием истца с заключением межведомственной комиссии и принятым на его основании решением, обоснованность которых вызывает сомнения по указанным судом первой инстанции основаниям, указанные документы следует признать незаконными.

В свою очередь признание соответствующих заключения и постановления незаконными влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения в срок, определенный судом, не предрешающим выводов межведомственной комиссии.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части признания права Тимофеева С.В. на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения в результате произошедшего паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области с вынесением в указанной части решения об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на получение социальной выплаты.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 февраля 2020 года отменить в части признания права Тимофеева С.В. на получение социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, в результате произошедшего паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований о признании за Тимофеева С.В., рожденным Дата изъята в <адрес изъят>, права на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, общей площадью 38,2 кв.м., в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп, отказать.

    Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 45 дней со дня вступления данного определения в законную силу провести обследование жилого дома, расположенного по адресу<адрес изъят> <адрес изъят>, и принять по нему решение.

    В остальной части решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 февраля 2020 года оставить без изменения.

Судья – председательствующий И.А. Рудковская
Судьи А.П. ШовкомудН.А. Сальникова

33-3728/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Тимофеев Сергей Владимирович
Ответчики
ОГКУ Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району
Администрация Нижнеудинского МО
Другие
Молодежева Елена Юрьевна (предствитель истца, дов. от 20.01.2020 на 1 год)
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Сальникова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
20.04.2020Передача дела судье
24.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
16.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
20.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее