Дело № 2а-847/2021; 33а-1108/2022
59RS0030-01-2021-001344-66
Судья Мялицина О.В.
2 февраля 2022 г. г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Титовца А.А., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Осинского района к администрации Осинского городского округа о признании недействующими со дня принятия нормативно-правового акта в части,
по апелляционной жалобе администрации Осинского городского округа на решение Осинского районного суда Пермского края от 18 ноября 2021 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение представителя административного ответчика Дербеневой Т.А., возражение прокурора Королевой М.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Осинского района обратился с административным иском к администрации Осинского городского округа о признании недействующими со дня принятия Правил землепользования и застройки (далее ПЗЗ) Осинского городского округа Пермского края, утв. постановлением администрации Осинского городского округа от 09.07.2021 № 818, в части отображения на карте градостроительного зонирования ориентировочных санитарно-защитных зон размером 1000 метров 14 сибиреязвенных скотомогильников.
В обоснование административного иска указано, что при разработке оспариваемого нормативного правового акта (далее – НПА) административный ответчик, указав в них на наличие 1000-метровой санитарно-защитной зоны вышеуказанных скотомогильников, вышел за пределы своей компетенции, поскольку постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении и обосновании размеров санитарно-защитных зон на территории Осинского городского округа не принималось. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека санитарно-защитные зоны в отношении скотомогильников, расположенных на территории Осинского городского округа, не устанавливались, сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Отображение в Правилах землепользования и застройки Осинского городского округа, являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, не утвержденных в установленном порядке санитарно-защитных зон, фактически свидетельствует об установлении органом местного самоуправления таких зон, что противоречит НПА большей юридической силы. Незаконное установление санитарно-защитных зон нарушает права неопределенного круга лиц – пользователей, собственников земельных участков, расположенных в границах указанных санитарно-защитных зон, на размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивных сооружений, детских площадок, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования.
Судом постановлено решение, которым признаны недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки Осинского городского округа Пермского края, утв. постановлением администрации Осинского городского округа от 09.07.2021 № 818, в части отображения на карте градостроительного зонирования ориентировочных санитарно-защитных зон (далее ССЗ) размером 1000 метров 14 сибиреязвенных скотомогильников:
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на восточной окраине г. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 1,3 км южнее д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 1090 м в восточном направлении от д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 2400 м в восточном направлении от д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 1,4 км севернее д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 0,5 км севернее д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 3,1 км юго-восточнее д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на северо-западной окраине п. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 575 м в северо-восточном направлении от д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 1700 м в восточном направлении от д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 1 км восточнее д. ****, 1,1 км западнее д. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 1,1 км северо-западнее с. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 5,3 км северо-восточнее с. ****;
- сибиреязвенного скотомогильника с кадастровым номером **, расположенного на расстоянии 1,5 км северо-западнее д. ****.
В апелляционной жалобе администрация Осинского городского округа просит об отмене решения суда, ссылаясь, что постановление от 09.07.2021 № 818 в части отражения на карте градостроительного зонирования ориентировочных ССЗ сибиреязвенных скотомогильников соответствует Генеральному плану Осинского городского округа, утв. решением Думы Осинского городского округа от 30.06.2021 № 309, поэтому после того как будут внесены изменения в Генеральный план округа, можно будет вносить изменения в ПЗЗ; на обязательность наличия СЗЗ скотомогильников; на то, что не разработка проекта СЗЗ не является основанием для прекращения действия СЗЗ; оспаривая вывод суда о том, что вышли за пределы своей компетенции, так как фактически скотомогильники никуда не делись и СЗЗ должны быть установлены; снятие СЗЗ приведет необратимым последствиям; размещение любых объектов в СЗЗ приведет к нарушению Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», неразрешимым проблемам после того, как к 2025 году СЗЗ будут установлены; считая, что к участию в деле должны быть привлечены Государственная ветеринарная инспекция Пермского края и Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), оснований для отмены решения не усмотрел.
Установлено, что на территории Осинского городского округа находятся 14 сибиреязвенных скотомогильников:
- с кадастровым номером **, расположенный на восточной окраине г. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 1,3 км южнее д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 1090 м в восточном направлении от д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 2400 м в восточном направлении от д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 1,4 км севернее д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 0,5 км севернее д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 3,1 км юго-восточнее д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на северо-западной окраине п. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 575 м в северо-восточном направлении от д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 1700 м в восточном направлении от д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 1 км восточнее д. ****, 1,1 км западнее д. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 1,1 км северо-западнее с. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 5,3 км северо-восточнее с. ****;
- с кадастровым номером **, расположенный на расстоянии 1,5 км северо-западнее д. **** (л.д. 61 – 88).
Скотомогильники и земельные участки под ними поставлены на государственный кадастровый учет, сведения внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на объекты недвижимого имущества зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – Пермский край, право оперативного правления – за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края.
Постановлением администрации Осинского городского округа от 09.07.2021 № 818 утверждены Правила землепользования и застройки Осинского городского округа Пермского края (далее Правила землепользования и застройки) (л.д. 22 – 24, 27 – 31, 106).
Обстоятельства, указанные в п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, судом первой инстанции выяснены, спорными не являются.
На картах градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки отображены ориентировочные зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитные зоны перечисленных 14 сибиреязвенных скотомогильников, радиус которых составляет 1000 метров (л.д. 25, 107 – 114, 120).
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что отображение ориентировочных ССЗ сибиреязвенных скотомогильников в данном нормативно-правовом акте не соответствует требованиям нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Статьей 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
Таким нормативно-правовым актом является СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), введенный в действие постановлением ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 25.09.2007 № 74.
░░░░░░░░ ░. 7.1.12 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ 1000 ░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 3.1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ I - III ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░. 4.2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ I ░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 03.03.2018 № 222 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░» (░░░░░ - ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ I ░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 25 ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.2.1./2.1.1.1200-03 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.06.2021 № 309 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.09.2021 № 340 (░.░. 126-131).
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 308 - 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░: