УИД 67RS0020-01-2024-000175-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рудня 16 мая 2024 года
Руднянский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Кузьмина В.А.,
при секретаре Гуровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Смоленской области к Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской области, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Руднянский сельский эколого-биологический центр» о понуждении к исполнению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Руднянского района Смоленской области обратился в Руднянский районный суд Смоленской области с иском к Администрации муниципального образования Руднянский район Смоленской области, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Руднянский сельский эколого-биологический центр» о понуждении к исполнению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, указав, что прокуратурой Руднянского района Смоленской области в соответствии с представленной начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Демидовского, Велижского и Руднянского районов ОНД и ПР Главного управления МЧС России по Смоленской области информацией проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр», в ходе которой установлено, что проведенной ОНД и ПР Демидовского, Велижского и Руднянского районов ОНД и ПР Главного управления МЧС России по Смоленской области проверкой установлено, что в МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре) выполнены не огнестойким кабелем, чем нарушен п.6.2 СП 13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности». С целью устранения выявленных нарушений 26.11.2021 в адрес МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр», начальником ОНД и ПР Главного управления МЧС России по Смоленской области вынесено предписание №41/1/8 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 25.11.2022, которое рассмотрено, но мер для устранения выявленных нарушений не предпринято, в связи с отсутствием финансовой возможности. На основании п.8 постановления Правительства РФ от 26.02.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», срок исполнения предписания автоматически продлился на 90 календарных дней. 30.01.2024 в адрес начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Демидовского, Велижского и Руднянского районов ОНД и ПР Главного управления МЧС России по Смоленской области от директора МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» поступила информация о невыполнении вышеуказанного предписания в установленный срок. Также установлено, что МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» является муниципальным бюджетным учреждением, обязанность по содержанию лежит на учредителе, которым является Администрация МО Руднянский район Смоленской области. Считает, что наличие выявленных нарушений влекут за собой нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, посещающих общеобразовательное учреждение, так как в случае не устранения выявленных нарушений закона может быть создана угроза жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушен образовательный и воспитательный процесс.
Прокурор Руднянского района Смоленской области, просит суд обязать администрацию муниципального образования Руднянский район Смоленской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для установки системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре выполненную огнестойким кабелем в здании МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр», расположенном по адресу: Смоленская область, Руднянский район, г.Рудня, ул.Западная; обязать МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» в течении 6 месяцев с даты перечисления денежных средств в здании, расположенном по адресу: Смоленская область, Руднянский район, г.Рудня, ул.Западная, установить систему пожарной сигнализации и систему оповещения людей о пожаре выполненную огнестойким кабелем.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора М требования поддержала, обосновав их изложенными в иске обстоятельствами.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр», директор К против удовлетворения требований не возражал, однако определенный истцом срок 6 месяцев считал недостаточным для выполнения данных мероприятий
В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования Руднянского района Смоленской области П против удовлетворения требований не возражал, однако определенный истцом срок 6 месяцев считал недостаточным для выполнения данных мероприятий, так как требуется составление проектно-сметной документации, проведение конкурса на выполнение работ, заключение контракта и непосредственно время для выполнения работ.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п.1 ст.3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.2 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В абз. 4 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.2, 15 ч.3 ст.28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно абзацу второму статьи 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 37 Федерального закона Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-Ф "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принятый в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч.1 ст.1).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии со ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (ч.1). Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч.2).
Согласно ч.2 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций (ч.2 ст.103 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии с п.6.2 свода правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 06.04.2021 N 200, электропроводки СПЗ, в том числе линии слаботочных систем, должны выполняться огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами.
Электропроводка систем противопожарной защиты (электропроводка СПЗ): Электропроводка, в том числе слаботочной системы, сохраняющая свою работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения своих функций подразделениями пожарной охраны, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях (п.3.13 свода правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» является муниципальным бюджетным учреждением и в соответствии с Уставом, осуществляет: образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей; учебно-опытная экологическая, исследовательская деятельность; деятельность на учебно-опытном участке; сельскохозяйственная деятельность; организация массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, конференции, слеты, фестивали, презентации, конференции, ярмарки, ассамблеи и т.д.); методическая помощь педагогическим работникам (проведение мастер-классов, лабораторий, методических советов, научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, студий, конкурсов педагогического мастерства и др.); подготовка материалов и команд для участия в районных, областных, всероссиских и международных конкурсах и соревнованиях; осуществление изхдаьтельской деятельности, рахработка и издание методических пособий и рекомендаций, сборников творческих работ, информационно-методических материалов и т.д.; проведение мероприятий социально-воспитательного и образовательного характера. Его учредителем и собственником имущества является МО Руднянский район Смоленской области. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Руднянский район и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. С момента передачи имущества в оперативное управление учреждение обеспечивает его учет, инвентаризацию, сохранность и обоснованность расходов на его содержание. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из бюджета МО Руднянский район Смоленской области.
Начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы Демидовского, Велижского и Руднянского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области Кухаренко Н.Д. в ходе выездной проверки (плановой) в период с 15.11.2021 по 26.11.2021 МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» проведена проверка требований пожарной безопасности.
Из акта выездной проверки от 26.11.2024 следует, что в ходе проверки было установлено, что в здании МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре) выполнены не огнестойким кабелем (ст.82, 84, 103, 143 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.13.15.3 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», табл.2 ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности») (л.д.11-14).
По данному факту отделом надзорной деятельности и профилактической работы Демидовского, Велижского и Руднянского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области в адрес директора МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности №41/1/8 от 26.11.2021 в срок до 25.11.2022 (л.д.8-10). На основании п.8 постановления Правительства РФ от 26.02.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предписания автоматически продлился на 90 календарных дней.
Из сообщения директора МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» от 31.01.2024 (л.д.15) на указанное предписание следует, что нарушения требований пожарной безопасности не устранены по причине отсутствия финансирования.
31.01.2024 в адрес прокурора Руднянского района Смоленской области поступило информационное письмо начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы с Демидовского, Велижского и Руднянского районов Главного управления МЧС России по Смоленской области (л.д.7) о том, что при проведении плановой выездной проверки в период с 15.11.2021 по 26.11.2021 в МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр», выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: в здании системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре) выполнены не огнестойким кабелем, чем нарушены требования ст.82, 84, 103, 143 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 26.11.2021, в связи с выявлением нарушений требований пожарной безопасности, МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр», вручено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №41/1/8 со сроком устранения 25.11.2022. На основании п.8 постановления Правительства РФ от 26.02.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предписания автоматически продлился на 90 календарных дней. 31.01.2024 в адрес отдела надзорной деятельности и профилактической работы Демидовского, Велижского и Руднянского районов управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области от директора МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» поступило письмо о невыполнении вышеуказанного предписания в установленный срок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» требования предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности №41/1/8 от 26.11.2021 отдела надзорной деятельности и профилактической работы Демидовского, Велижского и Руднянского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области не исполнены.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием (п.1). Функции и полномочия учредителя в отношении созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным органом местного самоуправления (п.3).
Согласно абз. 38 ст.6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно п.5 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями, в том числе: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании совокупности собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в здании МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» системы противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре) выполнены не огнестойким кабелем, что может привести к потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Решая вопрос о сроке исполнения решения, суд принимает во внимание длительность неисполнения ответчиками выявленных нарушений норм пожарной безопасности, а также учитывая, что функционирование объектов имеющих нарушение пожарной безопасности создают реальную угрозу безопасности и причинения вреда неопределенного круга лиц, в том числе детей, в связи с чем суд приходит к выводу, что достаточным сроком для исполнения решения суда, с учетом имевшегося у ответчиков времени для выполнения требований законодательства о пожарной безопасности и законных прав и интересов граждан, является срок о возложении на Администрацию муниципального образования Руднянский район Смоленской области обязанности по выделению в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу денежных средств для оборудования объекта (МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» по адресу: Смоленская область, Руднянский район, г.Рудня, ул.Западная) системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, выполненной огнестойким кабелем, а на МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр - обязанности в течение шести месяцев с даты осуществления финансирования оборудовать объект (МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр по адресу: Смоленская область, Руднянский район, г.Рудня, ул.Западная) системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, выполненной огнестойким кабелем.
Отсутствие денежных средств на устранение имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности не освобождает от исполнения соответствующей обязанности.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Руднянского района Смоленской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Руднянского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Руднянский район Смоленской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» (Смоленская область, Руднянский район, г.Рудня, ул.Западная) для оборудования объекта системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, выполненной огнестойким кабелем.
Обязать МБУ ДО «Руднянский сельский эколого-биологический центр» в течение шести месяцев с даты осуществления финансирования оборудовать здание по адресу: Смоленская область, Руднянский район, г.Рудня, ул.Западная, системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, выполненной огнестойким кабелем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А.Кузьмин
Мотивированное решение изготовлено: 21 мая 2024 года.