Решение по делу № 2а-303/2019 от 12.03.2019

дело № 2а-303/2019

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 22 марта 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дудырина А.Е. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка,

установил:

Дудырин А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным и отмене решения, изложенного в письме от 24.12.2018 №3496/2972 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, а также о возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12.03.2019 требования административного истца о возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка выделены в отдельное производство.

В обоснование требований указано, что административный истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , находящегося в пользовании административного истца на праве аренды, в предоставлении муниципальной услуги письмом от 18.07.2018 административному истцу отказано. Находя указанный отказ органа местного самоуправления незаконным, Дудырин А.Е. обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании административный истец Дудырин А.Е. и его представитель Щербаков Р.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству административного истца, требования поддержали в полном объеме. При этом, представитель административного истца находил пропущенным срок для обжалования указанного решения, в связи с чем, ходатайствовал о его восстановлении, по причине того, что оспариваемое решение не было направлено в адрес административного истца в установленные сроки. Оспариваемое решение получено административным истцом на личном приеме у специалиста администрации муниципального района «Сыктывдинский» в декабре 2018 года. Кроме того, представителем указано, что законные основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка в оспариваемом ответе отсутствуют.

Административный ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 5 вышеуказанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Судом установлено, что Дудырину А.Е. на основании договора переуступки права аренды земельного участка б/н от 26.05.2018 на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный в с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми.

Как следует из материалов административного дела, 11.07.2018 Дудырин А.Е. обратился в орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги в виде выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером

Решением от 18.07.2018 администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в оказании муниципальной услуги в виде выдачи градостроительного плана земельного участка Дудырину А.Е. отказано со ссылкой на то, что площадь указанного земельного участка не соответствует минимальному размеру земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем, Дудырину А.Е. предложено увеличить площадь земельного участка до установленного законом минимального размера.

Как следует из материалов административного дела, Дудырин А.Е. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 23.01.2019.

Из объяснений административного истца установлено, что решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 18.07.2018 получено им в декабре 2018 года на личном приеме у специалиста администрации, при этом какой-либо почтовой корреспонденции от администрации муниципального района «Сыктывдинский» с указанным решением он не получал.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти.

Материалы настоящего дела не содержат в себе каких-либо сведений о направлении в адрес административного истца оспариваемого им решения.

Проанализировав представленные доказательства, суд в целях соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту, при отсутствии каких-либо сведений о направлении административным ответчиком в адрес Дудырина А.Е. оспариваемого решения и его получении административным истцом, суд принимает во внимание объяснения административного истца о получении оспариваемого решения в декабре 2018 года, в связи с чем, приходит к выводу, что Дудыриным А.Е. не пропущен срок на обращение в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Рассматривая административное дело по существу, суд исходит из следующего.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями действующего законодательства в порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, органа местного самоуправления, является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.

При рассмотрении настоящего дела такие условия установлены.

Так, согласно ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером , который находится в пользовании административного истца, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Ссылаясь на отсутствие законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, Дудырин А.Е. обратился с рассматриваемым административным иском, разрешая который суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

В силу части 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю.

Иной порядок предоставления градостроительного плана земельного участка по обращению правообладателя законом не установлен.

Кроме того, положениями Градостроительного кодекса РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».

Таким образом, исходя из положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.

Градостроительным кодексом РФ не установлены основания, позволяющие органу местного самоуправления принять решение об отказе в выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства (реконструкции объекта капитального строительства) земельного участка. С наличием градостроительного плана земельного участка связана реализация заинтересованными лицами мероприятий в области землепользования и градостроительства (архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений).

Основанием отказа органа местного самоуправления в выдаче административному истцу градостроительного плана земельных участков явилось несоответствие земельного участка минимальному размеру, установленному для осуществления на нем строительства индивидуального жилого дома.

Между тем, анализ приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи свидетельствует о том, что указанное органом местного самоуправления основание для отказа действующим градостроительным законодательством не предусмотрено, в связи с чем, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.

Принимая во внимание, что основания отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом Российской Федерации, указанные в решение от 18.07.2018 не предусмотрены, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает права Дудырина А.Е. на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.

При этом, суд считает необходимым отметить, что вопрос о соответствии земельного участка тем или иным требованиям, необходимым для осуществления на нем строительства индивидуального жилого дома, а также возможности (невозможности) возведения на конкретном земельном участке того или иного объекта капитального строительства подлежит выяснению уполномоченным органом на стадии выдачи разрешения на строительство, но не на стадии выдачи градостроительного плана земельного участка.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, при которых установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца, суд, принимая во внимание положения ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ приходит к выводу о возложении на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Дудырина А.Е. путем рассмотрения его заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Дудырина А.Е. удовлетворить частично.

Признать решение администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», оформленное письмом № 2152/1691 от 18.07.2018, незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Дудырина А.Е. путем рассмотрения его заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером в соответствии с положениями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 марта 2019 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2а-303/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дудырин Андрей Евгеньевич
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
skdsud.komi.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее