Дело № 12-255/17
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 ноября 2017 года город Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Т.Г. Кондакова, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда жалобу Теславской Т.М. на постановление начальника территориального отдела Управления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии Васильева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя дирекции оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства АО "ЧЭСК" Теславской Т.М.,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии) Васильева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № руководитель дирекции оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства АО "ЧЭСК" Теславская Т.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Теславская Т.М. обратилась в суд с жалобой об отмене вышеназванного постановления и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие состава административного правонарушения. Полагает, что положения ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в редакции, действовавшей на момент возбуждения дела об административном правонарушении и начисления АО «ЧЭСК» платы за содержание жилого помещения, предусматривали, что начисление производится исходя из нормативов потребления, а не фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Теславская Т.М., ее защитник Железина Е.Н. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, с учетом дополнения.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии Дорофеева И.А., прокурор Поликарпов А.С. просили обжалуемое постановление оставить изменения, жалобу Теславской Т.М. - без удовлетворения.
Выслушав участников производства по делу, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В силу п.п. 38, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – правила № 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Согласно подп. «а» п. 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
Согласно п. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 267-ФЗ).
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 267-ФЗ) (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» предусмотрено внесение в Правила № 354 и Правила № 491 изменений, согласно которым расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме включается в состав платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.10.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (при используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.09.2012 № 370 и 05.10.2013 № 413 утвержден нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды на территории г.Новочебоксарск.
Таким образом, размер платы за содержание общего имущества на общедомовые нужды может быть меньше норматива только в том случае, если расчет размера расходов на оплату общедомовых нужд осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном жилом доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г.Новочебоксарска в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства и соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок ценообразования, в отношении АО «ЧЭСК».
Проверкой установлено, что многоквартирный дом <адрес> находится в управлении АО «ЧЭСК», оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, холодной воды.
Теславская Т.М. является руководителем дирекции оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства АО «ЧЭСК».
В нарушение вышеуказанных требований за период с января по март 2017 г. АО «ЧЭСК» производило начисление платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и холодному водоснабжению без учета показаний приборов учета, которые были ниже нормативных объемов потребления.
По результатам проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики АО «ЧЭСК» выдано предписание № о произведении перерасчета (возврата) расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома <адрес>, включенных в плату за содержание жилого помещения, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды по показаниям ОДПУ за период с января по март 2017 г. Срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В июне 2017 г. требования вышеуказанного предписания АО «ЧЭСК» исполнены.
Факт совершения руководителем дирекции оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства АО «ЧЭСК» Теславской Т.М. вмененного ей административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, иными доказательствами.
На основании исследованных материалов дела в их совокупности, должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в городе Новочебоксарск пришел к обоснованному выводу о том, что указанные выше действия руководителя дирекции оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства АО «ЧЭСК» Теславской Т.М. являются нарушением установленного порядка ценообразования (несоблюдение порядка начисления платы коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, что относится к иным нарушениям порядка ценообразования), и правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам согласно ст. 26.11 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Вид и размер назначенного наказания является соответствующими характеру и степени опасности совершенного правонарушения, а также целям наказания, приняты с учетом всех имеющих значение обстоятельств, с приведением мотивов примененного наказания.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, которые могут повлечь отмену или изменение постановления, не установлено.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Теславской Т.М. вмененного состава, события административного правонарушения связаны с переоценкой представленных доказательств и являются необоснованными. При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, начисление платы за потребленные ресурсы на общедомовые нужды должно производиться управляющей компанией с учетом показаний данных приборов учета.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, уполномоченный решать дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Учитывая то обстоятельство, что Теславской Т.М. совершено административное правонарушение в сфере жилищного законодательства связанного с управлением многоквартирным домом, судья считает, что данное действие не может быть признано малозначительным. Освобождение указанного лица от наказания за совершённое правонарушение не будет соответствовать характеру допущенных нарушений и отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии Васильева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя дирекции оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства АО «Чувашская энергосбытовая компания» Теславской Т.М. оставить без изменения, жалобу Теславской Т.М. - без удовлетворения.
Судья Т.Г. Кондакова