Дело № 2а-358/2020
39RS0007-01-2020-000269-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 28 мая 2020 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
судьи Степаненко О.М.,
при помощнике судьи Пурвиетис Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее – Межрайонная ИФНС) России № 2 по Калининградской области к Оганесяну Х.Р. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Оганесяну Х.Р. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за налоговые периоды 2014-2015 гг. в общем размере 872 руб. 90 коп., указав следующее.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах административный ответчик за зарегистрированные на него в налоговых периодах 2014-2015 гг. транспортные средства: автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, и автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак №, обязан был уплатить: в срок до 1 октября 2015 г. транспортный налог, начисленный за налоговый период 2014 г. в общем размере 430 руб. (из которых: 250 руб. за автомобиль марки «<данные изъяты>», и 180 руб. за автомобиль марки <данные изъяты>); в срок до 1 декабря 2016 г. транспортный налог, начисленный за налоговый период 2015 г. в общем размере 430 руб. (из которых: 250 руб. за автомобиль марки «<данные изъяты>», и 180 руб. за автомобиль марки <данные изъяты>).
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога в установленные сроки ему были выставлены: требование № от 22 октября 2015 г. об уплате в срок до 25 января 2016 г. недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в общем размере 430 руб.; требование № от 2 марта 2017 г. об уплате в срок до 25 апреля 2017 г. недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в общем размере 430 руб. и пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 12 руб. 90 коп.
27 августа 2019 г. налоговый орган ввиду неисполнения Оганесяном Х.Р. указанных выше требований № от 22 октября 2015 г. и № от 2 марта 2017 г. обратился к мировому судье 1-го судебного участка Багратионовского района Калининградской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
23 сентября 2019 г. мировой судья выдал судебный приказ № 2а-2689/2019 о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 430 руб., недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 430 руб., пени на недоимку по транспортному налогу, который в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения был отменен определением мирового судьи от 18 октября 2019 г.
В этой связи административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку и пени по транспортному налогу за налоговые периоды 2014-2015 гг. в общем размере 872 руб. 90 коп., а также восстановить пропущенный срок на обращение с заявлением, ссылаясь в обоснование уважительности причин его пропуска на высокую загруженность сотрудников налогового органа в связи с частичным сокращением работников правового отдела из-за проходивших в инспекции реорганизационных мероприятий.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Оганесян Х.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, был снят с учета в связи с утилизацией 19 мая 2009 г., а потому у него отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога за этот автомобиль за налоговые периоды 2014-2015 гг. в общем размере 500 руб. Указанные сведения он неоднократно сообщал налоговому органу, который продолжает начислять ему транспортный налог за данное транспортное средство. Так, в 2018 г. им было получено налоговое уведомление № об уплате в срок до 3 декабря 2018 г. транспортного налога за 2017 г. в общем размере 430 руб., из которых: 250 руб. за автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, и 180 руб. за автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак №. 22 сентября 2018 г. он оплатил транспортный налог в общем размере 430 руб., то есть в том числе и за автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, в размере 250 руб.
Заслушав объяснения административного ответчика Оганесяна Х.Р., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ч.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из представленных органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, в Межрайонную ИФНС России № 2 по Калининградской области сведений следует, что за Оганесяном Х.Р. в налоговых периодах 2014-2015 гг. зарегистрированы автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, и автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак №
Согласно ч.3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены ст. 9 Закона Калининградской области от 16 ноября 2002 г. № 193 «О транспортном налоге», согласно которой (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами в сроки, установленные налоговым законодательством. Уплата налога налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, производится: за налоговый период 2014 г. - не позднее 1 октября 2015 г., за налоговый период 2015 г. – не позднее 1 декабря 2016 г.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со ст. 75 Налогового органа РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.5).
Согласно абз. 1 части 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно части 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, согласно частям 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования (в случае, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб.), и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что Оганесяну Х.Р. было направлено налоговое уведомление № от 24 марта 2015 г. об уплате в срок до 1 октября 2015 г. транспортного налога за 2014 г. в общем размере 430 руб., из которых: 250 руб. за автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, и 180 руб. за автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак №, что подтверждается списком почтовых отправлений от 22 апреля 2015 г.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога в установленный срок – до 1 октября 2015 г. ему было выставлено требование № от 22 октября 2015 г., которое направлено 29 октября 2015 г., об уплате в срок до 25 января 2016 г. недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в общем размере 430 руб.
Налоговым органом было направлено Оганесяну Х.Р. налоговое уведомление № от 25 августа 2016 г. об уплате в срок до 1 декабря 2016 г. транспортного налога за 2015 г. в общем размере 430 руб., из которых: 250 руб. за автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, и 180 руб. за автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак №, что подтверждается списком почтовых отправлений от 16 сентября 2016 г.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога в установленный срок – до 1 декабря 2016 г. ему было выставлено требование № от 2 марта 2017 г., которое направлено 22 марта 2017 г., об уплате в срок до 25 апреля 2017 г. недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в общем размере 430 руб. и пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 12 руб. 90 коп.
27 августа 2019 г. (согласно отметке на почтовом конверте) Межрайонная ИФНС России № 2 по Калининградской области ввиду неисполнения Оганесяном Х.Р. указанных выше требований № от 22 октября 2015 г. и № от 2 марта 2017 г. обратилась к мировому судье 1-го судебного участка Багратионовского района Калининградской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
23 сентября 2019 г. мировой судья выдал судебный приказ № 2а-2689/2019 о взыскании с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 430 руб., недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 430 руб., пени на недоимку по транспортному налогу.
Определением мирового судьи от 18 октября 2019 г. судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Поскольку сумма налогов и пеней по требованиям № от 22 октября 2015 г. и № от 2 марта 2017 г. не превысила 3000 руб., а срок исполнения самого раннего требования № от 22 октября 2015 г. был установлен до 25 января 2016 г., в соответствии с положениями абз. 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в срок до 25 июля 2019 г.
Межрайонная ИФНС России № 2 по Калининградской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 27 августа 2019 г., то есть после истечения установленного законодательством срока.
Административный истец просит восстановить пропущенный срок, ссылаясь в обоснование уважительности причин его пропуска на высокую загруженность сотрудников налогового органа в связи с частичным сокращением работников правового отдела из-за проходивших в инспекции реорганизационных мероприятий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 N 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.
В любом случае, выводы об этом в решении суда должны быть надлежащим образом мотивированы (статья 180 Кодекса административного судопроизводства РФ), соответствовать установленным по делу обстоятельствам и подтверждаться объективными доказательствами, представленными в материалы административного дела (статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Административный истец входит в единую централизованную систему органов власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Реорганизационные мероприятия, равно как объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
По мнению суда, административным истцом в настоящем деле не представлено доказательств, объективно препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд, и не приведено никаких объективных обстоятельств, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока.
Таким образом, административным истцом без уважительных причин пропущен установленный налоговым законодательством срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога и пени, оснований для восстановления которого не установлено.
При этом суд полагает возможным отметить, что из представленных Оганесяну Х.Р. и суду органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, сведений следует, что автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, был снят с учета в связи с утилизацией 19 мая 2009 г., в связи с чем у административного ответчика отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога за этот автомобиль за налоговый период 2014 г. в размере 250 руб. и за налоговый период 2015 г. в размере 250 руб.
Из представленных Оганесяном Х.Р. документов также следует, что в 2018 г. им было получено налоговое уведомление № об уплате в срок до 3 декабря 2018 г. транспортного налога за 2017 г. в общем размере 430 руб., из которых: 250 руб. за автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, и 180 руб. за автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный знак №. 22 сентября 2018 г. административный ответчик оплатил транспортный налог в общем размере 430 руб., то есть в том числе и за автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный знак №, в размере 250 руб.
Принимая во внимание изложенное выше, суд находит исковые требования налогового органа подлежащими отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290
Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области к Оганесяну Х.Р. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 июня 2020 г.
Судья (подпись) О.М. Степаненко