дело ....а-642/2019
16OS0000-01-2019-000507-94
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 19 ноября 2019 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сафиной Рњ.Рњ. РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Нуреевой Р”.Р ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ13 Рє Министерству земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ14 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгового комплекса) площадью 4 814 квадратных метров СЃ кадастровым номером ...., расположенного РїРѕ адресу: <адрес> (далее – земельный участок СЃ кадастровым номером ....), РїСЂРѕСЃРёС‚ определить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости РІ размере 8 236 000 рублей РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР°, обязать административного ответчика внести изменения РІ государственный кадастр недвижимости.
Р’ судебном заседании представитель Р¤РРћ15 поддержал административный РёСЃРє РїРѕ изложенным РІ нем основаниям.
Представитель Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан Р¤РРћ16 административный РёСЃРє РЅРµ признала.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии», Рсполнительный комитет муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, РІ судебное заседание представителей РЅРµ направили.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии Р¤РРћ17., представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» Р¤РРћ18 просили рассмотреть дело РІ РёС… отсутствие.
Представитель Рсполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан Р¤РРћ19 изложил СЃРІРѕСЋ позицию РІ письменной форме, СЃ заявленными требованиями РЅРµ согласился, указав РЅР° недостоверность представленных административным истцом сведений Рѕ величине рыночной стоимости земельного участка.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что земельный участок СЃ кадастровым номером ...., поставленный РЅР° государственный кадастровый учет 23 марта 2010 РіРѕРґР°, принадлежит РЅР° праве собственности Р¤РРћ20., что подтверждается выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости (Р».Рґ. 160-162).
Таким образом, в силу положений пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 389, статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является налогоплательщиком земельного налога, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» по состоянию на 1 января 2015 года в размере 17 403 572 рубля 80 копеек (л.д. 148-149).
При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В подтверждение величины рыночной стоимости земельного участка административный истец представил суду отчет об оценке от 29 мая 2019 года № 188/19, подготовленный по его инициативе оценщиком обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>. (л.д.18-127). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 8 236 000 рублей.
Министерство земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан, Рсполнительный комитет муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан заявили Рѕ недостоверности представленных административным истцом сведений Рѕ величине рыночной стоимости земельного участка.
Для проверки соответствия отчета требованиям законодательства РѕР± оценочной деятельности, правильности определения РІ нем рыночной стоимости земельного участка Рё установления ее действительной величины РїРѕ ходатайству Рсполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» Республики Татарстан назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества СЃ ограниченной ответственностью В«<данные изъяты> <данные изъяты>
Как следует РёР· заключения эксперта РѕС‚ 1 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° в„– 2910/Р-19 (Р».Рґ. 179-229 ), представленный административным истцом отчет РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка РЅРµ соответствует требованиям законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности, РІ том числе требованиям Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», федеральных стандартов оценки Рё РґСЂСѓРіРёС… актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции РїРѕ нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Р’ частности, эксперт указал РЅР° нарушение оценщиком подпункта Р± пункта 11, пункта 22РІ федерального стандарта оценки в„– 7, Р° также пункта 5 федерального стандарта оценки в„– 3 Рё статьи 11 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІ части требований Рє однозначности толкования Рё существенности используемой информации.
В результате проведенного анализа и расчетов эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости земельного участка определена неправильно. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года в ином размере, который составил 12 480 000 рублей.
Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 82 данного Кодекса. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, обоснование сделанных в его результате выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны Рё обоснованны, исследования проведены всесторонне Рё РІ полном объеме РІ пределах имеющейся Сѓ эксперта специальности. Каких-либо противоречий РІ выводах эксперта СЃСѓРґРѕРј РЅРµ усматривается, Р° имеющиеся РІ материалах дела данные Рѕ квалификации эксперта РЅРµ дают оснований сомневаться РІ его компетентности.
Представитель Р¤РРћ21 представитель Министерства земельных Рё имущественных отношений Республики Татарстан Р¤РРћ22 РЅРµ согласились СЃ выводами эксперта Рѕ величине рыночной стоимости земельного участка, вместе СЃ тем каких-либо мотивированных замечаний Рє содержанию заключения эксперта СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Поскольку представленный административным истцом отчет признан несоответствующим требованиям законодательства, а доказательств, достоверно опровергающих выводы эксперта о величине рыночной стоимости, равно как и сведений об иной рыночной стоимости суду не представлено, суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенном по результатам судебной экспертизы, то есть в размере 12 480 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
На основании изложенного, с учетом даты подачи административного искового заявления (31 июля 2019 года), даты внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) сведений об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости земельного участка (19 декабря 2015 года), сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, следует применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года и учитывать при определении налоговой базы с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В силу части шестой статьи 24.20 Федерального закона сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, решение суда является самостоятельным и достаточным основанием для внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости, не требующим принятия каких-либо дополнительных решений. Поскольку фактов неправомерного уклонения органом кадастрового учета от исполнения данной обязанности, нарушения порядка, предусмотренного статьей 24.20 Федерального закона, судом не установлено, основания для удовлетворения требований о возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости отсутствуют.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
Р Р• РЁ Р Р›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Р¤РРћ23 удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгового комплекса) площадью 4 814 квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости в размере 12 480 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 августа 2019 года.
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Р¤РРћ24 РІ части требований Рѕ возложении обязанности внести изменения РІ государственный кадастр недвижимости, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 22 ноября 2019 года.
Судья Сафина М.М.