РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Городец 23 мая 2019 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пеговой Ю.А., при секретаре судебного заседания Саковой Н.С., с участием истца Мясникова В.Ф., представителей ответчиков Тешкиной М.А., Самариной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мясникова В. Ф. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное), ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о включении периодов работы в специальный стаж, о назначении пенсии, о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мясников В.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о включении периодов работы в специальный стаж, о назначении пенсии, о перерасчете пенсии.
В обоснование своих требований истец Мясников В.Ф. указал, что в связи с достижением пенсионного возраста ***, он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Списку * в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.2, к заявлению приложив документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ по Городецкому району * от *** в досрочном назначении пенсии по старости ему отказано, чем было нарушено право на получение досрочной трудовой пенсии по старости начиная с ***. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии зачли 11 лет 5 месяцев 11 дней.
С данным решением он не согласен, поскольку ответчиком не включены в его специальный стаж следующие периоды работы: в качестве газорезчика в кооперативе «Пламя»: с *** по ***, с *** по ***, с *** по 01.03 1997 года в связи с тем, что работодателем за эти периоды не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Считает отказ в назначении досрочной пенсии согласно списка * с *** незаконным, в оспариваемые периоды он работал в кооперативе «Пламя» в качестве газорезчика с *** по ***. Характер его работы в оспариваемые периоды подтверждаются записью в трудовой книжке.
В связи с изложенным, Мясников В.Ф. просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ по Городецкому району * от *** об отказе в назначении пенсии незаконным; включить периоды работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в качестве газорезчика кооператива «Пламя» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с ***, произвести полный перерасчет уровня пенсии с компенсацией невыплаченных средств с ***.
По данному гражданскому делу *** в качестве соответчика привлечено ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области.
Истец Мясников В.Ф. в судебном заседании указанные выше исковые требования поддержал в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, и пояснил, что он работал в кооперативе «Пламя» в должности газорезчика, в качестве застрахованного лица зарегистрирован с 1998 года. Периоды работы не были включены ответчиком по причине того, что в указанные периоды не уплачивались страховые взносы. В подтверждение льготного характера работы ответчику при обращении за назначением пенсии представлял справку от работодателя о том, что был занят полный рабочий день по утилизации вторичного сырья, то есть выполняли работу тяжелую работу в виде резки металла, при использовании специального оборудования (кислородное оборудование, с использованием очков), все делали вручную, иногда приходилось выполнять работы в замкнутом помещении. В пенсионном деле справки о характере работы не имеется, доплаты за вредность не было, поскольку работали в кооперативе. К ответчику обращался в 2007, 2009, 2010 годах и в настоящее время. До 2002 года имел право на льготную пенсию, поскольку выработал стаж 12 лет, до 1995 года полностью выработал стаж по списку *, но на тот момент не исполнилось 55 лет. Пенсию ему назначили с ***. На основании Постановления Конституционного Суда РФ от *** *-П он имеет право на досрочную страховую пенсию с ***. В кооперативе «Пламя» работало с ним пять человек, он был избран председателем кооператива в 1989 году и являлся председателем 5 лет по 1994 год, впоследствии председателем кооператива не являлся, поскольку не избирался председателем. Также он с 1994 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в 1995 и 1996 году платил взносы в Пенсионный фонд. Страховые взносы не оплачивал кооператив «Пламя», его вины в этом нет, будучи индивидуальным предпринимателем им оплачены все страховые взносы в Пенсионный фонд. Работая в кооперативе «Пламя» в качестве газорезчика выполнял тяжелую работу, в связи с чем приобрел право на досрочную страховую пенсию по списку *. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное), ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области Тешкина М.А. в судебном заседании исковые требования Мясникова В.Ф. не признала, пояснила, что *** Мясников В. Ф. (05.09.1952г.р.) обратился в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области от 26.09.2007г. * Мясникову В.Ф. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как специальный стаж истца на дату обращения составит 11 лет 5 месяцев 11 дней, куда не вошли следующие периоды:
- в качестве газорезчика кооператива «Пламя» с *** по 31.10.1995гг., с *** по 31.01.1996гг., с *** по ***, так как за указанные периоды отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.
- период обучения в ПТУ с *** по *** и период службы в рядах Вооруженных Сил С. с *** по ***, так как нормы действующего законодательства на дату обращения истца не предусматривали включение данных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Однако в соответствии с абзацем 2 п.2 ч.1 ст. 27 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Таким образом, наличие у Мясникова В.Ф. специального стажа - 11 лет 5 месяцев 11 дней давало ему право на досрочное назначение трудовой пенсии в 56 лет, то есть с ***, что и было реализовано истцом путем подачи в ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области заявления от ***, в связи с чем решением УПФР * ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с ***.
Период трудовой деятельности Мясникова В.Ф. с *** по *** в качестве газорезчика включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, частично, за исключением периодов работы, за которые не производились отчисления страховых взносов в ПФР. Решение ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области от *** * об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии не обжаловалось Мясниковым В.Ф. как в вышестоящую организацию, так и в судебном порядке не обжаловалось.
Также просит применить последствия пропуска срока исковой давности, так как истцу было известно о якобы имевшем место нарушении его права на досрочную трудовую пенсию по старости, однако Мясниковым В.Ф. не было предпринято ни одной попытки обжаловать вышеуказанное решение Управления, кроме того истец написав заявление о назначении пенсии, датированное ***, фактически признал правомерность исчисленного специального стажа его трудовой деятельности и законность решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области от *** *.
Как следует из материалов наблюдательного дела, кооператива «Пламя» (регистрационный *), Мясников В. Ф. являлся руководителем данного кооператива, т. е. являлся работодателем, (заявление о регистрации кооператива «Пламя» от *** и акт проверки * от ***). В силу норм ст. 14, 28 Федерального Закона №400-ФЗ от *** «О страховых пенсиях», Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от ***, ст.236, 237 Кодекса законов о труде (КЗОТ) РФ работодатель обязан своевременно и в срок выплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд. Правило о том, что неуплата взносов на государственное социальное страхование не лишает права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования распространялось только на наемных работников, а не на их руководителей., в связи с чем оспариваемые истцом периоды в подсчет страхового и специального стажа истца не подлежит включению, соответственно нельзя произвести перерасчет пенсии с ***
Довод истца о том, что им уплачивались взносы 1995 и 1996 годах, является несостоятельным, поскольку за указанный период уплачивались взносы как индивидуальным предпринимателем Мясниковым В.Ф., что учтено при назначении ему пенсии, а не за газорезчика кооператива «Пламя» Мясникова В.Ф.
Истец просит включить оспариваемые периоды не в общий стаж, а в специальный стаж, однако доказательств того, что в спорный период им уплачивались взносы, не представлено. Поскольку Мясниковым В.Ф. оплачивались страховые взносы как индивидуальным предпринимателем оспариваемые периоды с *** по 31.10.1995гг., с *** по 31.01.1996гг., с *** по *** ему были включены в общий стаж, с учетом указанных взносов ими был сделан перерасчет, однако размер пенсии Мясникова В.Ф. не изменился, также не изменился размер (количество лет) специального стажа истца, оспариваемые периоды не могут быть включены в специальный стаж, поскольку Мясников В.Ф., являясь руководителем кооператива «Пламя» не перечислял страховые взносы в Пенсионный фонд в указанные периоды. Представитель ответчиков Тешкина М.А. просит суд в удовлетворении требований Мясникову В.Ф. отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области Самарина Е.А. в судебном заседании пояснила, что в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) по электронной почте поступило письмо из ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области, согласно которого ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку принятие решений об установлении либо об отказе в установлении пенсий, проведение перерасчета размера пенсии осуществляет территориальный орган ПФР по месту жительства пенсионера. Просит в иске отказать.
Изучив доводы истца, представителей ответчиков, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона от *** N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В судебном заседании установлено, что *** истец Мясников В. Ф., обратился в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствии со ст.27 п.1 п.п.2 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области от 26.09.2007г. * Мясникову В.Ф. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как специальный стаж истца на дату обращения составит 11 лет 5 месяцев 11 дней, куда не вошли, в том числе, следующие периоды:
- в качестве газорезчика кооператива «Пламя» с *** по 31.10.1995гг., с *** по 31.01.1996гг., с *** по ***, так как за указанные периоды отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный фонд.
- период обучения в ПТУ с *** по *** и период службы в рядах Вооруженных Сил С. с *** по ***, так как нормы действующего законодательства на дату обращения истца не предусматривали включение данных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии зачтены следующие периоды работы Мясникова В.Ф.:
С *** по *** - котельщик Печорской РЭБ;
С *** по *** - электросварщик ручной сварки п/о «Городец»
С *** по ***, с *** по ***, с *** по *** – газорезчик кооператива Пламя»;
С *** по *** – электросварщик ручной сварки ЗАО «Ирида», всего 11 лет 5 месяцев 11 дней, то есть на момент обращения к ответчику у Мясникова В.Ф. отсутствовал требуемый специальный стаж - не менее 12 лет 6 месяцев, что послужило к отказу в назначении Мясникову В.Ф. досрочной трудовой пенсии. Наличие у Мясникова В.Ф. специального стажа-11 лет 5 месяцев 11 дней давало ему право на досрочное назначение трудовой пенсии в 56 лет, то есть с ***, что и было впоследствии реализовано истцом - решением * ГУУ-ПФ РФ по ....... от *** Мясникову В.Ф. назначена пенсия по старости.
Истец просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы *** по *** годов, с *** по *** годов, с *** по ***, соответственно обязав ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с ***.
Согласно данным трудовой книжки Мясникова В.Ф., заполненной ***, Мясников В. Ф., 1952 года рождения, *** принят на работу в качестве газорезчика кооператива «Пламя» (приказ * от ***), *** уволен с работы по собственному желанию (приказ * от ***).
Согласно справке от ***, находящейся в материалах пенсионного дела, Мясников В.Ф. действительно работал в кооперативе «Пламя» в качестве газорезчика с полным рабочим днем и полной рабочей неделе с *** по ***, стаж работы по списку * составляет 7 лет 8 месяцев 03 дня.
*** Мясников В. Ф. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования (выписка из лицевого счета застрахованного лица от ***, находящаяся в материалах пенсионного дела).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подпунктом "б" пункта 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Названным Списком N 2 в разделе XXXII "Общие профессии" предусмотрена профессия газорезчика (позиция 23200000-11618).
Ранее действовавшим пунктом 2 Списка производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, действовавшим до 01.01.1992, правом на льготное исчисление специального стажа пользовались в соответствии с разделом 32 - "Газорезчики и их подручные".
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, для установления досрочной пенсии в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях") (пункт 12).
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
С учетом характера спора, истец должен доказать, что он работал в спорный период на полную ставку по профессии, предусмотренной Списком N 2.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалах пенсионного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие особенности работы (работы в определенных условиях), в данном случае работы в должности газорезчика, определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то есть первичные документы, в частности, приказы, расчетные книжки, наряды и т.п., то есть отсутствует документальное подтверждение особенности осуществления истцом трудовой функции, характер и условия работы в должности газорезчика.
Подобные доказательства не представлены и суду при разрешении настоящего спора.
Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 30 названого Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, при исчислении расчетного размера трудовой пенсии спорный период может быть засчитан в общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002. Доказательствами, подтверждающими общий трудовой стаж, в таком случае являются трудовая книжка и другие документы, выданные с места работы (либо вышестоящей организацией) или архивным учреждением, а также свидетельские показания при отсутствии документов.
Однако Мясниковым В.Ф. заявлены требования о включении оспариваемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В свою очередь ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району оспариваемые периоды включены в общий трудовой стаж Мясникова В.Ф.
Кроме этого, отказ во включение спорного периода в специальный стаж Мясникова В.Ф. ответчиком в решении от *** * мотивирован тем, что периоды работы в качестве газорезчика в кооперативе «Пламя» не могут быть включены, поскольку за указанные периоды работы не уплачивались страховые взносы.
Так, Согласно ст. 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж подлежала включению любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации.
С 1 января 1997 года на всей территории Российской Федерации был введен в действие Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливающий государственное пенсионное страхование - вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В отношениях по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются предназначенные для оплаты труда работников денежные средства, которые представляют собой объект налогообложения и налоговую базу по единому социальному налогу, как это предусмотрено главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, составляющего в силу ст. 2 названного Федерального закона неотъемлемую часть законодательства об обязательном пенсионном страховании.
С 1 января 2002 г. вступил в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного Закона трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002 г., финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (ст. 89 Закона).
Пункт 1 ст. 12 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и п. 35 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, предусматривают календарный порядок исчисления трудового стажа.
В силу п. 1 ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Статья 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Кроме этого, согласно ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход");
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п.4. Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Закон N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2014 N 400 "О страховых пенсиях" под страховом стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст. 11 Закона N 400 "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом под страховым стажем законодатель понимает учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (часть вторая статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из содержания ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения о назначении страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 407, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год (абзац первый).
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. N 190, предусмотрено, что с 01.01.1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 N 1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее Правила подсчета и подтверждения страхового стажа) в соответствии с пунктами 13 - 15 и 18 Правил подсчета и подтверждения стажа: - периоды индивидуальной трудовой деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД и применявших упрощенную систему налогообложения (далее УСН), начиная с 1 января 1991 года, подтверждается документом об уплате обязательных платежей территориального органа ПФР или территориального налогового органа. С 01.01.1992 в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, уплата страховых взносов должна производиться с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Согласно положениям п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила N 1015), периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в п. п. 11 - 17 Правил N 1015.
В соответствии с п. 19 Правил периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.
Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения), начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" наряду с абзацем третьим пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Из правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 950-О-О, следует, что, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного страхования, а значит на пенсию (ст. 237 КЗоТ РФ в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.) осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
В разъяснениях, содержащихся в абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных разъяснений и толкования закона Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что включение в стаж работы периодов, за которые не уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ исключается при наличии совокупности следующих условий: если лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, осуществляющее свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которое обязано уплачивать страховые взносы само за себя (страхователь), не исполнило этой обязанности, неуплата страховых взносов исключает возможность включения в страховой стаж этого лица периодов деятельности, за которые им не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что в оспариваемые периоды Мясников В.Ф. работал в кооперативе «Пламя».
Производственные отношения членов кооператива регулируются ФЗ от 08.05.1996 г. "О производственных кооперативах", в соответствии с пунктом 3 статьи 19, которого члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива, подлежат социальному и обязательному медицинскому страхованию и социальному обеспечению. Время работы в кооперативе включается в трудовой стаж. Основным документом о трудовой деятельности члена кооператива является трудовая книжка.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 41-ФЗ от 08.05.1996 г. "О производственных кооперативах" производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Таким образом, производственный кооператив составляют участники, ведущие в нем трудовую деятельность. Деятельность производственного кооператива - это деятельность, осуществляемая посредством труда его членов. Для членов кооператива кооператив является местом работы с внесением записи в трудовую книжку.
При этом судом принимается во внимание положения Устава кооператива «Пламя», согласно которому кооператив является общественной организацией граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества (п.1).
Члены кооператива участвующие своим трудом в его деятельности, а также лица, работающие в кооперативе по трудовому договору, составляют трудовой коллектив кооператива. Кооператив формирует трудовой коллектив, способный в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования достигать высоких конечных результатов, проявляет заботу о повышении профессионального мастерства членов кооператива и других лиц, работающих в нем, распределяет между ними работы с учетом их квалификации и экономических интересов кооператива (п.2.2)
Из системного толкования приведенных выше норм права, с учетом положений устава кооператива «Пламя», а также пояснений Мясникова В.Ф. о том, что в данном кооперативе работало несколько человек, суд приходит к выводу о том, что членов кооператива, в данном случае кооператива «Пламя», следует отнести к лицам, самостоятельно обеспечивающих себя работой, осуществляющим свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, обязаны уплачивать страховые взносы сами за себя.
Доказательств того, что Мясников В.Ф. работал в кооперативе «Пламя» по трудовому договору суду не представлено.
Как следует из представленных материалов пенсионного дела, в частности из справки об уплате страховых взносов * от ***, кооператив «Пламя» зарегистрирован в ПФР по ....... ***, производил начисления страховых взносов за работников за период с *** по ***. В 1995, 1996, 1997 году страховые взносы не начислялись, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для распространения на него приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которая была сформулирована применительно к ситуации, когда работодатель вопреки установленной законом обязанности начислял, но не уплачивал страховые взносы.
При этом как установлено в судебном заседании Мясников В.Ф., кроме выполняемой работы газорезчика, являлся председателем кооператива «Пламя» с *** по *** (дата увольнения), что подтверждается актом * от *** по результатам документальной проверки расчетом работодателей и иных плательщиков страховых взносов с Пенсионным Фондом РФ, находящимся в материалах пенсионного дела, карточка учета налогоплательщиков *, находящейся в копии учетного дела кооператива «Пламя». Кроме этого, из справки Межрайонная ФНС № 5 по Нижегородской области от *** *ДСП, поступившей по запросу суда, следует, что согласно учета дела кооператива «Пламя», Мясников В. Ф. являлся председателем кооператива с момента его образования (***), данное обстоятельство не опровергается и стороной истца, что в силу приведенных выше норм права, учитывая занимаемую Мясниковым В.Ф. должность председателя кооператива, на него как на работодателя, была возложена обязанность своевременного и полного начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также функция контроля за начислением и уплатой страховых взносов.
При этом судом принимаются во внимание положения устава кооператива «Пламя», из которых следует, что правление (председатель) кооператива избирается общим собранием членов кооператива, председатель кооператива в отношениях с государственными органами и другими учреждениями и организациями несет ответственность за производственную и финансово-экономическую деятельность кооператива.
Кроме этого уставом предусмотрено, что члены кооператива и лица, работающие в кооперативе по трудовому соглашению (если они не имеют другого основного места работы), подлежат государственному социальному страхованию. Для этого кооператив вносит соответствующие средства в государственный фонд социального страхования в размере 7%. (п.9).
Довод истца о том, что он являлся председателем кооператива только пять лет с момента его образования, впоследствии не избирался, суд признает несостоятельными, поскольку указанные доводы не подтверждены доказательствами со стороны истца, при этом исходя из учетного дела кооператива «Пламя», представленного Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области и наблюдательного дела, представленного ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району, сведений об ином председателе кооператива «Пламя», кроме как Мясникова В.Ф. не имеется.
Довод истца о том, что в оспариваемые периоды им уплачивались страховые взносы, не могут служить основанием для удовлетворения требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы газорезчиком в кооперативе «Пламя», поскольку из ответа на обращение Мясникова В.Ф. от *** * следует, что Мясников В. Ф., страховое свидетельство *, был зарегистрирован на основании заявления о регистрации от *** в качестве индивидуального предпринимателя в Управлении Пенсионного фонда по Городецкому району, рег.*, с *** по ***. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за периоды 1994, 1995, 1996 годы была произведена ИП Мясниковым В.Ф. в размерах, указанных в данном письме, что было учтено ответчиком при определении размера пенсии. За период с *** по *** ИП Мясниковым В.Ф. справка о доходах не представлялась, страховые взносы не начислялись не оплачивались (справка от *** *).
В судебном заседании также установлено, что страховые взносы за периоды работы Мясникова В.Ф. в кооперативе «Пламя» *** по ***, с *** по ***, с *** по *** уплачивались, в связи с чем указанные периоды работы включены в специальный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Установив указанные выше обстоятельства, руководствуясь вышеназванными нормами права, учитывая особый правовой статус лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой, при исчислении и уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии факта надлежащей уплаты страховых взносов, право на включение периодов работы Мясникова В.Ф. с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в качестве газорезчика кооператива «Пламя» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отсутствует. Оснований для признания решения Управления Пенсионного фонда РФ по Городецкому району * от *** об отказе в назначении Мясникову В.Ф. пенсии незаконным, у суда не имеется.
Поскольку требования Мясникова В.Ф. об обязании ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с ***, произвести полный перерасчет уровня пенсии с компенсацией невыплаченных средств с ***, являются производными от требований о включении оспариваемых периодов в специальный стаж, оснований для их удовлетворения также не имеется.
При этом судом принимается во внимание, что право на пенсионное обеспечение Мясникова В.Ф. ответчиком не нарушено, ему назначена пенсия в соответствии с действующим законодательством.
В силу изложенных выше выводов суда довод ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности судом не рассматривается.
Однако суд отмечает, что в силу п. 1 ст. 208 Гражданского кодекса РФ, исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ. Мясниковым В.Ф. заявлены требования о включении спорного периода в специальный стаж, т.е. требования о защите личных неимущественных прав, на которые в силу ст. 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ * ░░ *** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ ***, ░ *** ░░ *** ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ***, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ***, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░ 2019 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.