Решение по делу № 2-683/2021 от 13.08.2021

Дело № 2-683/2021

64RS0036-01-2021-001095-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года р.п. Татищево

Татищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шутовой И.А.,

при секретаре Агафоновой Д.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Татищевского района Кучеренко С.Д.,

представителя ответчика МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Абраменко Е.Ю.,

третьих лиц администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Иванова А.Н.,

ОВО по ЗАТО Светлый – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Саратовской области» Кривенкова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Татищевского района Саратовской области к МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить охрану учреждения и систему оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации,

установила:

прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением к МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить охрану учреждения и систему оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

В обоснование иска указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в результате которой установлено, что в МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского района Саратовской области, которому присвоена третья категория опасности в нарушение подп. «д» п. 24 Требований отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; в нарушение подп. «б» п. 25 Требований не осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; Кнопка тревожной сигнализации не соответствует п. 21 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 03.07.2016 года № 226-ФЗ. Между тем, образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их обучающихся и сотрудников учреждения.

В качестве соответчика к участию в деле привлечено управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области.

С учетом уточнения исковых требований просил обязать МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского района Саратовской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор на физическую охрану МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского муниципального района Саратовской области и её территории сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации военизированными и сторожевыми подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; приобрести и установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» или её территории о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать канал передачи тревожных сообщений в ОВО по ЗАТО п. Светлый – филиал УВО ВНГ России или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» с использованием кнопки стационарного типа и поддержания её в исправном состоянии.

Определением суда от 23.11.2021 года прекращено производство по делу в части требования об оборудовании канала передачи тревожных сообщений в ОВО по ЗАТО п. Светлый – филиал УВО ВНГ России или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» с использованием кнопки стационарного типа и поддержания её в исправном состоянии, в связи с отказом истца от иска в данной части.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Кучеренко С.Д. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их полном объеме. Дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав, что законом предусмотрена необходимость установки тревожной сигнализации, а также охрана учреждения и его территории сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации военизированными и сторожевыми подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Выполнение данных требований связно с необходимостью обеспечения безопасности находящихся в учреждении лиц.

В судебном заседании представитель ответчика МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Абраменко Е.Ю. в судебном заседании не признала. Пояснила, что установка тревожной сигнализации связана с необходимостью несения финансовых затрат, которые на настоящий момент учреждению не предоставлялись. Договор на физическую охрану учреждения на настоящий момент не заключен. Полагает, что не истек срок выполнения указанных требований, поскольку категория опасности объекта определена только в 2020 году, и с указанного времени учреждение в течении 2-х финансовых лет обязано выполнить требования по антитеррористической защищенности.

Представитель третьего лица администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Иванов А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований. Ссылался на наличие утвержденного паспорта безопасности, который был принят без указания каких-либо нарушений. В указанном паспорте имеется отметка о соответствии помещения МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» требованиям антитеррористической защищенности. Объекту присвоена третья категория опасности. Никаких сведений о наличии недостатков паспорт не содержит. Кроме того, считает, что срок выполнения заявленных требований не наступил, поскольку категория опасности объекте присвоена только в 2020 году. Кроме того, выполнение указанных обязанностей требует больших финансовых затрат. При этом финансирование на выполнение заявленных требований на 2021 год предусмотрено не было, на 2022 год бюджет не утвержден. Ранее никаких действий по выполнению заявленных требований не предпринималось.

Представитель третьего лица ОВО по ЗАТО Светлый – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Саратовской области» Кривенков А.И. в судебном заседании исковые требования полагал подлежащими удовлетворению. Указал, что при проведении проверки в мае 2021 года было установлено, что в МДОУ «Детский сад с. Сторожевка», которому присвоена третья категория опасности в нарушение подп. «д» п. 24 Требований отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также не обеспечивается физическая охрана данного учреждения и его территории. Срок выполнения данных требований предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Данные нарушения имели место и при утверждении паспорта безопасности объекта, в котором имеется отметка о необходимости продолжить работу по приведению образовательного учреждения в соответствие с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) согласно присвоенной категории.

Система оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на объекте также отсутствует. В паспорте безопасности указано, что имеется только пожарная сигнализация, однако это не освобождает от обязанности установить систему оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, поскольку это иной вид сигнализации.

Представитель управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, о времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно уставу МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» является некоммерческой, дошкольной общеобразовательной организацией. Учредителем и собственником имущества учреждения является Татищевский муниципальный район Саратовской области.

В силу п. 1.5 устава учреждение является юридическим лицом. Учреждение имеет круглую печать и штамп со своим полным наименованием и наименованием органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, бланки и другие необходимые реквизиты.

Учреждением имеет право осуществлять операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами в части выполнения муниципального задания и учета средств, полученных от приносящей доход деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.

Учреждение вправе от своего имени заключать договоры и иные соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 8, 9 Требований к защищенности объектов).

Подпункт "д" п. 24 Требований обязывает в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществлять оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. "б" п. 25 Требований к защищенности объектов).

Кроме того, согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10, для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» осуществляет свою деятельность по адресам: Саратовская область, Татищевский район, с. Сторожевка, ул. Средняя, д. 2 а, и Свободный переулок, д. 2 а.

Согласно паспорту безопасности МДОУ «Детский сад с. Сторожевка», утвержденному главой Татищевского муниципального района Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» присвоена третья категория опасности.

При обследовании учреждений образования в мае 2021 года установлено, что в МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» отсутствует система оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и отсутствует физическая охрана ЧОП.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Татищевского района Саратовской области исковых требований, поскольку образовательной организацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности.

Доводы стороны ответчика о том, что срок выполнения данных требований не наступил, поскольку указанные недостатки выявлены в результате проверки, проведенной в мае 2021 года, и категория опасности объекта определена только в 2020 году являются несостоятельными.

Так в соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, а поэтому реализация мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности планируется в 2020 - 2021 годах.

Как установлено в судебном заседании паспорт безопасности, которым установлена категория опасности учреждения был утвержден 31.07.2020 года. При этом подпунктом "а" пункта 8 постановления N 1006 предусмотрено, что для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований.

Требования антитеррористической защищенности утверждены 02.08.2019 года, то есть категорирование объекта должно быть осуществлено в 2019 году, в связи с чем выполнение требований антитеррористической защищенности предполагается на 2020-2021 год. При этом в материалы дела не представлено доказательств выполнения указанных требований ответчиком, в том числе намерения выполнения указанных требований до окончания вышеуказанного периода.

Несостоятельными являются и доводы представителя третьего лица о том, что паспорт безопасности был утвержден без указания на имеющиеся нарушения. Факт наличия нарушений требований антитеррористической защищенности не оспаривался стороной ответчика в судебном заседании. Неуказание в паспорте безопасности на наличие конкретных недостатков и срока их устранения не является основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных на ответчика ФЗ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006. Обязанность по выполнению требований антитеррористической защищенности возникла ни с момента выявления нарушений, а с момента утверждения соответствующих требований.

Учитывая необходимость получения ответчиком денежных средств на выполнение требований истца, а также заключение соответствующих договоров на приобретение оборудования, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения заявленных требований до 31.12.2022 года.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено управление Финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области. При этом, судом установлено, что МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» является самостоятельным юридическим лицом.

В соответствии с уставом учреждение вправе от своего имени заключать договоры и иные соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований в отношении управления Финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области к МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского района Саратовской области о возложении обязанности обеспечить охрану учреждения и систему оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации – удовлетворить.

Обязать МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского района Саратовской области до 31.12.2022 года заключить договор на физическую охрану МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» Татищевского муниципального района Саратовской области и её территории сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации военизированными и сторожевыми подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; приобрести и установить систему оповещения и управления эвакуацией либо автономную систему (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся в МДОУ «Детский сад с. Сторожевка» или её территории о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Татищевский районный суд.

Срок изготовления мотивированного решения суда 30 ноября 2021 года.

Судья:                             И.А. Шутова

2-683/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор района
Ответчики
Управление Финансов администрации Татищевского района Саратовской области
МДОУ Детский сад с. Сторожевка
Другие
Росгвардия
Администрация Татищевского муниципального района
Суд
Татищевский районный суд Саратовской области
Судья
Шутова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
tatishevsky.sar.sudrf.ru
13.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2021Подготовка дела (собеседование)
06.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее