УИД 23RS0№-44
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 сентября 2024 года
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Адлерский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Адлерский районный суд <адрес> с иском к МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано, что на праве собственности ФИО2 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401010:497, расположенный по адресу: <адрес> (Грушовый сад), земельный участок №, площадью 1200 кв.м., категория - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, о чем в ЕГРН внесена запись. Основанием для приобретения права собственности ФИО2 на земельный участок, послужил договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ФИО5 и ФИО2 На основании постановления главы Кудепстинской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 приобрела на указанный земельный участок право постоянного, бессрочного пользования. Земельный участок выделен из земель Кудепстинской сельской администрации. В похозяйственной книге №ДД.ММ.ГГГГ-1996 года администрации Кудепстинского сельского округа, лицевой счет №, за ФИО5 значится указанный земельный участок. Решением Адлерского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлен юридический факт о том, что ФИО5 выделен указанный земельный участок из земель Кудепстинской сельской администрации. Суд обязал Федеральную службу Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> зарегистрировать за ФИО5 право собственности. Решением Адлерского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлены кадастровые границы земельного участка. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> внести уточненные сведения о границах участка в Единый государственный реестр недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401010:497 поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с межевым планом земельного участка, выполненным в соответствии с координатами, установленными решением суда. На основании плана лесонасаждений Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, составленного при проведении лесоустройства 1997 года, ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 (Адлерское лесничество), категории - земли особо охраняемых природных территорий, без проведения межевания, по декларированной площади.
В соответствии с перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела по <адрес> Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес>, Адлерское участковое лесничество Сочинского национального парка поставлено на государственный кадастровый учет как ранее учтенный земельный участок на основании плана лесонасаждений Адлерского лесничества, составленного по материалам лесоустройства 1997 года, без проведения межевания, с декларированной площадью 8072 га. ДД.ММ.ГГГГ в EГРН внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок 23:49:0000000:24 (Адлерское лесничество), границы лесничества поставлены на государственный кадастровый учет с декларированной площадью.
ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> вынесено постановление о наложении ареста на имущество, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401010:497, принадлежащий ФИО2, в связи с ходатайством следователя, расследовавшего уголовное дело № возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, связанного с землями Сочинского национального парка. ДД.ММ.ГГГГ срок наложения ареста на земельный участок ФИО2 продлен постановлением Центрального районного суда <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии срок ареста продлен постановлением Центрального районного суда <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. В материалах уголовного дела имеется с заключение специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок ФИО2 пересекается с границами Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка отраженными в плане лесонасаждений, составленном по материалам лесоустройства 1997 года. В силу положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности. В связи с этим, включение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401010:497 в границы Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка, позволяет Российской Федерации претендовать на право собственности на указанный участок.
Собственник земельного участка ФИО2, право собственности которой зарегистрировано в ЕГРН, получила градостроительный план земельного участка и обратилась в администрацию <адрес> за получением разрешения на строительство (уведомления о соответствии планируемого строительства). ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес>, ФИО2 выдано уведомление о соответствии планируемого строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок ФИО2 огорожен забором, на нем начато, но не завершено строительство индивидуального жилого трехэтажного дома. Возведен фундамент, построено два этажа и опорные стены. На земельном участке высажены и растут садовые деревья. Земельный участок полностью находится во владении ФИО2 Земельный участок ФИО2 незаконно включен в план лесонасаждений Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка. Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок ФИО2 не пересекается с границами Адлерского участкового лесничества отраженными в плане лесонасаждений составленном по материалам лесоустройства 1997 года.
Незаконное включение земельного участка ФИО2 в план лесонасаждений Адлерского лесничества и регистрация права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией, нарушает право ФИО2 как владеющего собственника, препятствует реализации своих прав на владение, распоряжение и пользование. Право владения земельным участком с кадастровым номером 23:49:0401010:497 принадлежит ФИО2 Российская Федерация не владеет указанным участком.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401010:497 зарегистрировано и за ФИО2 и за Российской Федерацией. В связи с тем, что ФИО2 является владеющим собственником земельного участка, право собственности на него Российской Федерации должно быть признано отсутствующим. Право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло незаконно. Единственным критерием возникновения права собственности у Российской Федерации является включение земельного участка в границы лесничества, что является ошибкой лесоустроительной организации.
Просит суд признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401010:497, расположенный по адресу: <адрес> (Грушовый сад), земельный участок №, площадью 1200 кв.м., категория - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Представитель истицы в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований ФИО2 к МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие по существу, против удовлетворения исковых требований возражает.
Представители третьих лиц - ФГБУ «Сочинский национальный парк», Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
С учетом изложенного, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 к МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок следует отказать по следующим основаниям.
Как указано в ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ФИО2 на праве собственности ФИО2 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401010:497, расположенный по адресу: <адрес> (Грушовый сад), земельный участок №, площадью 1200 кв.м., категория - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, о чем в ЕГРН внесена запись. Земельный участок полностью находится во владении ФИО2 Земельный участок ФИО2 незаконно включен в план лесонасаждений Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка. Согласно заключению специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок ФИО2 не пересекается с границами Адлерского участкового лесничества отраженными в плане лесонасаждений составленном по материалам лесоустройства 1997 года. Незаконное включение земельного участка ФИО2 в план лесонасаждений Адлерского лесничества и регистрация права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией, нарушает право ФИО2 как владеющего собственника, препятствует реализации своих прав на владение, распоряжение и пользование. Право владения земельным участком с кадастровым номером 23:49:0401010:497 принадлежит ФИО2 Российская Федерация не владеет указанным участком. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401010:497 зарегистрировано и за ФИО2 и за Российской Федерацией. В связи с тем, что ФИО2 является владеющим собственником земельного участка, право собственности на него Российской Федерации должно быть признано отсутствующим. Право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло незаконно.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как указано в ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно требований ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При этом доводы и требования истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергаются материалами дела, а так же установленными в судебном заседании обстоятельствами.
Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым №, площадью 1200 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес> был предоставлен ФИО5 на праве постоянного бессрочного пользования на основании постановления главы Кудепстинской сельской администрации № от 13.03.1996г.
Решением Адлерского районного суда <адрес> от 25.04.2013г. был установлен юридический факт предоставления указанного выше земельного участка ФИО5
Решением Адлерского районного суда <адрес> от 04.09.2017г. были установлены кадастровые границы испрашиваемого ФИО5 земельного участка.
Из существа принятых судебных актов следует, что по имеющимся документам ФИО5 не могла в установленном законом порядке оформить используемый ею земельный участок, в том числе по причине того, что в первичной землеотводной документации отсутствуют сведения о месторасположении уточняемого земельного участка.
Между тем изначально границы земельного участка с кадастровым № не были определены и отведены в установленном порядке.
В результате чего, как было выявлено специалистами ФГБУ «Сочинский национальный парк», принадлежащий истцу земельный участок расположен в границах Адлерского участкового лесничества, земельный участок с кадастровым №.
Согласно общедоступным сведениям публичной кадастровой карты указанный участок, находящийся в государственной собственности, был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, первоначальным документом о выделении земельного участка № в <адрес> было постановление главы Кудепстинской сельской администрации № от 13.03.1996г.
Тогда, как в силу Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего по состоянию на дату издания указанного постановления, полномочия ФИО1 народных депутатов, предусмотренные ст. 80 Земельного кодекса ФИО1, осуществлялись исключительно местными администрациями.
Основанием для возникновения права на земельные участки, в соответствии со ст. 64 ЗК ФИО1 и п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом - свидетельство о праве собственности на землю, выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
К ведению сельских администраций, к коим относится и Администрация Кудепстинского сельского округа <адрес>, в области регулирования земельных отношений предоставление земельных участков по состоянию на 13.03.1996г. отнесено не было. Соответствующие полномочия сельских администраций не действовали с момента издания Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № земельные участки предоставлялись гражданам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Правовые основы деятельности сельских администраций в сфере регулирования земельных отношений базировались на положениях ст. 23 ЗК РССФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, наделявшей сельские, поселковые ФИО1 народных депутатов правом предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачей их в собственность и аренду.
В связи с принятием Всенародным голосованием Конституции РФ, в целях обеспечения прав граждан на землю и в соответствии с п. 2 и п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», были признаны недействующими ряд статей Земельного кодекса ФИО1, в том числе и статьи 7, 18, 23, 32, которыми были определены полномочия сельских ФИО1 по предоставлению земельных участков.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» также установлено, что до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов РФ и Верховного ФИО1 РФ вопросам земельной реформы, осуществляется Президентом РФ. Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме Указов Президента РФ.
Следовательно, полномочия предоставлять гражданам земельные участки у глав сельских поселений отсутствовали, в связи с чем глава Кудепстинской сельской администрации не вправе был принимать постановление о предоставлении земельного участка ФИО5, и принял его с нарушением установленного для этого законом порядка.
Согласно постановлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства ФИО1. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. 3, 4, 29 ЛK ФИО1 (Закон ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
В четвертом абзаце пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на объект, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного его Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Признание зарегистрированного права обеспечивает восстановление прав истца посредством исключения из ЕГРН записи о праве собственности ответчика на объект (в том числе в случаях двойной регистрации на один и тот же объект). Устранение спорной записи само по себе должно обеспечивать восстановление прав истца, заинтересованного в устранении сомнений о принадлежности права именно ему.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению в настоящем деле, являются: установление правовых оснований для государственной регистрации права за истцом и ответчиком, установление факта владения спорными объектом истцом либо ответчиком, обстоятельство тождественности объектов, в отношении которых зарегистрировано право собственности истца и ответчика.
Между тем, право государства на земли Адлерского лесничества возникло в силу закона еще в 1983 году.
Абзацем 3 п.1 ст. 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ № в делах, где земля и другие природные ресурсы должны защищаться государством как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, именно этот публичный интерес противопоставляется частным имущественным и неимущественным интересам конкретного добросовестного приобретателя.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование, ответственность субъектов хозяйственной деятельности за соблюдением установленного законодательством правопорядка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, вышеназванные разъяснения судебных инстанций и положения материально права определили недопустимость передачи в частную собственность участков лесного фонда, изъятых из гражданского оборота.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Пункт 1.1 статьи 15 Закона определяет, что уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается. В этой же статье Закона указано на то, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно- историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.
Пункт 2 статьи 95 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая территория, природная изучением?запрещается деятельность, не связанная с сохранением и природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
С учетом представленных в материалы дела документов, принадлежащий ФИО2 земельный участок был предоставлен первоначальному пользователю вопреки и в нарушение названным требованиям законодательства, а также в отсутствие волеизъявления собственника государственных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение государственным имуществом.
Учитывая указанные противоречия, на основании исследования и оценки в совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований ФИО2 к МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
При таком положении в удовлетворении исковых требований ФИО2 к МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок следует отказать
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░