Дело № 2-4665/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Исакова Е.И.
при секретаре Медведевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Кемерово «06» ноября 2018 г.
гражданское дело по иску Мазневой Т. В. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Мазнева Т. В. обратилась с иском к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) об оспаривании решения от 27.07.2018, которым ей отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решение считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с п. 11 ч. 1ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семей граждан принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в п.3 ч.1 ст.29 Закона РФ 15.05.1991 № 1244-1:
- супруг (жена) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, по достижении возраста женой 50 лет.
В соответствие с п.3 ч.1 ст.29 Закона РФ 15.05.1991 №1244-1пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Считает, что документы, необходимые для принятия решения о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца, ответчику были представлены в полном объеме.
Ссылка ответчика на п.5. ч.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как на основание для принятия оспариваемого решения, не соответствует закону, т. к. в данной норме отсутствует указание на исчерпывающий перечень сочетаний видов пенсии, наряду с которой выплачивается пенсия по потере кормильца. Пункт 5 ч.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ не отменяет и не исключает применение п.3 ч.1 ст.29 Закона РФ 15.05.1991 №1244-1, согласно которого пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровской районе (межрайонное) ### от «27» июля 2018 г. об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровской районе (межрайонное) назначить Мазневой Т. В., пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения за ее назначением - **.**.****.
Истец в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель истца Сураев Д.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал.
Представитель ответчика Симкина О.А., действующая на основании доверенности, требования не признала.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что **.**.**** Мазнева Т. В. обратилась в УПФР в г. Кемерово и Кемеровской районе (межрайонное) с заявлением о назначении второй пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.11 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением от 27.07.2018 истцу отказано в назначении второй пенсии по случаю потери кормильца, т.к. является получателем пенсии по выслуге лет по линии МВД Российской Федерации, право на назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеет, т. к. не достигла общеустановленного возраста для женщин – 55 лет.
В соответствие с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствие с п.5 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта, а именно 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указаны: катастрофы; 2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» регулируется пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы.
Как следует из п. 3 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 указанного Закона, пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Из правового смысла указанного п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 1244-1 следует, что пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы назначаются членам семьи (перечисленным в данном пункте), если смерть кормильца явилась следствием чернобыльской катастрофы. При этом никакого исключения для семей умерших инвалидов-чернобыльцев не содержится. Во всех случаях обязательным условием выплаты пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, потерявшим кормильца, является наличие причинной связи между смертью кормильца и аварией на Чернобыльской АЭС.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 года N 289 утверждено Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.
В соответствии с п. 1 Положения основной задачей межведомственного экспертного совета является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов.
В силу п. 4 Положения на межведомственный экспертный совет возлагаются основные функции: проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
Из материалов дела следует, что М., приходившийся супругом Мазневой Т.В., принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждается удостоверением от ###, выданного посмертно.
М. умер **.**.****, причина смерти ..., что подтверждается копией свидетельства о смерти, имеющегося в материалах пенсионного дела Мазневой Т.В.
Истцом не представлены доказательства причинной связи смерти кормильца с чернобыльской катастрофой, в том числе экспертизы МЭС по установлению причинной связи смерти М. с воздействием радиационных факторов.
Отсутствие данных доказательств не подтверждает право истца на назначение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, с сохранением другого вида пенсии, по п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 1244-1.
Вместе с тем, суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что Мазнева Т. В. не имеет право на назначение второй пенсии по потере кормильца в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по тем основаниям, что является получателем пенсии по выслуге лет по линии МВД РФ.
Суд считает, что в силу прямого указания закона (ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1) независимо от получения пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", нетрудоспособные члены семьи имеет также право на получение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку это непосредственно предусмотрено специальным законом.
Как следует из ст. 2 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Таким образом, отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, в том числе и в области пенсионного законодательства участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и членов их семей, могут регулироваться действующим пенсионным законодательством, при условии, что оно не противоречит Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Учитывая, что указанный Закон содержит конкретно-определенную норму, предусматривающую право льготных категорий граждан получать одновременно с пенсией по потере кормильца и иные виды пенсии, то любое иное законодательство, в том числе и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", должны применяться только в той части, в которой они не противоречат специальному Закону.
В связи с чем, ссылки Пенсионного фонда на п. п. 5 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который устанавливает возможность наряду с пенсией по случаю потери кормильца получать только страховую пенсию по старости (инвалидности) либо социальную пенсию, являются несостоятельными, поскольку сделаны без учета положений Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, то обстоятельство, что Мазнева Т.В. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не могло являться основанием к отказу в назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что у Мазневой Т.В. отсутствует право на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобылье АЭС», т. к. не представлены доказательства, подтверждающие наличие прямой причинно-следственной связи между смертью М. и воздействием радиационных факторов в связи с его участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году.
Следовательно, не подлежат удовлетворению требования истца о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и ... (межрайонное) ### от «27» июля 2018 г. об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца незаконным и обязании Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровской районе (межрайонное) назначить Мазневой Т. В. пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения за ее назначением - **.**.****.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать Мазневой Т. В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области» (межрайонное) ### от «27» июля 2018 г. об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца и обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения за ее назначением - **.**.****.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Е.И. Исакова
В окончательной форме решение изготовлено 09.11.2018.