Решение по делу № 33-3-7649/2023 от 07.08.2023

Судья: Никитенко Т. Н. № 2-1499/2023

№ 33-3-7649/2023

26RS0002-01-2023-002000-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 26 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Трушкина Ю.А.

судей Шетогубовой О.П., Киселева Г.В.,

при секретаре судебного заседания Кузьмичева Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ставрополя и апелляционную жалобу М.Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16.05.2023 по делу по иску прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов М.Н.А. к Министерству здравоохранения Ставропольского края о возложении обязанности пожизненно обеспечить лекарственными препаратами,

заслушав доклад судьи Трушкина Ю.А., прокурора Протасовой О.Б., объяснения М.Н.А., представителя ответчика – Х.С.В.,

установила:

прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился с иском к Министерству здравоохранения Ставропольского края, в котором просил возложить на ответчика обязанность по организации пожизненного обеспечения М.Н.А. лекарственными препаратами Респикам и Треледжи по медицинским показаниям.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16.05.2023 исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, прокурором принесено апелляционное представление, а М.Н.А. принесена апелляционная жалоба, в которых решение суда просят отменить как незаконное и необоснованное.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, что М.Н.А. в связи с имеющимся у нее заболеванием является <данные изъяты>.

Согласно информации ГБУЗ СК «Городская поликлиника № 2» г. Ставрополя М.Н.А. состоит на диспансерном учете в поликлиники по поводу <данные изъяты>

Установлено, что М.Н.А. не обеспечена лекарственным препаратом МНН Вилантерол 22 + умиклидиния бромид 55 + 2 флутиказонафуроат 184 (Треледжи) и МНН Альфа-1 протеиназа ингибитор 1000 мг. (4 флакона, в 1 фл.-1000 мг.) - Респикам в 2022 году.

Заявка на обеспечение препаратом Вилантерол 22 +умиклидиния бромид 55 + флутиказонафуроат 184 и МНН Альфа-1 протеиназа ингибитор поликлиникой направлена в сентябре 2022 года.

В соответствии с информацией министерства здравоохранения Ставропольского края заявка в министерство поступила от медицинской организации – ГБУЗ СК «Городская поликлиника № 2» г. Ставрополь после формирования бюджета и в связи с отсутствием денежных средств выделенных в 2022 году на закупку указанных лекарственных препаратов, а также высокой его стоимостью потребность в указанном лекарственном препарате для обеспечения пациента М.Н.А. не включена в бюджет на 2022 год.

М.Н.А. вышеназванные лекарственные препараты жизненно необходимы, что подтверждается заключениями специалистов-пульмонологов.

Длительное отсутствие лечения данными лекарственными препаратами может поставить М.Н.А. в опасность, осложнить течение ее заболевания, вплоть до летального исхода.

С октября 2022 года по настоящее время М.Н.А. не имеет возможности проводить лечение, прописанное ей пульмонологом, ввиду отсутствия лекарственных препаратов.

Разрешая спор, суд исходил из того, что 20.12.2022 и 07.04.2023 М.Н.А. выданы препараты Вилантерол + Умеклидиния Бромид + Флутиказона Фуроат; 05.05.2023, М.Н.А. получен препарат Респикам в количестве 32 упаковок, пришел к выводу о том, что права М.Н.А. действиями (бездействием) ответчика на момент рассмотрения дела не нарушаются, в связи с чем отказал процессуальному истцу в требованиях в полном объеме.

С таким выводом не может согласиться суд апелляционной инстанции в силу следующего.

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу с части 1 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Повторно оценив представленные в дело доказательства по правилам ст.ст. 67, 327.1 ГПК РФ, суд второй инстанции находит заслуживающими внимания доводы апеллянтов о том, что обязанность закупки лекарственного препарата «Респикам» и «Треледжи» лежит на министерстве здравоохранения Ставропольского края на постоянной основе; бесплатное предоставление указанных препаратов входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в связи с чем отказ процессуальному истцу в требованиях по приведенным в судебном постановлении мотивам не обоснован и нарушает права М.Н.А., установленные ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

При таких данных, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного постановления об удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16.05.2023, отменить.

Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ставрополя – удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения Ставропольского края (ИНН 1633005994) обязанность обеспечить М.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспортные данные , выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) лекарственным препаратом Респикам (МНН Альфа-1 протеиназа ингибитор 1000 мг., 4 флакона (в 1 фл.- 1000 мг.), в/в 1 раз в неделю пожизненно, а также лекарственным препаратом Треледжи (МНН Вилантерол 22 + умиклидиния бромид 55 + флутиказонафуроат 184 - 1 препарат в месяц

Апелляционное представление и апелляционную жалобу удовлетворить.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.09.2023.

Председательствующий

Судьи

Судья: Никитенко Т. Н. № 2-1499/2023

№ 33-3-7649/2023

26RS0002-01-2023-002000-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 26 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Трушкина Ю.А.

судей Шетогубовой О.П., Киселева Г.В.,

при секретаре судебного заседания Кузьмичева Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ставрополя и апелляционную жалобу М.Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16.05.2023 по делу по иску прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов М.Н.А. к Министерству здравоохранения Ставропольского края о возложении обязанности пожизненно обеспечить лекарственными препаратами,

заслушав доклад судьи Трушкина Ю.А., прокурора Протасовой О.Б., объяснения М.Н.А., представителя ответчика – Х.С.В.,

установила:

прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился с иском к Министерству здравоохранения Ставропольского края, в котором просил возложить на ответчика обязанность по организации пожизненного обеспечения М.Н.А. лекарственными препаратами Респикам и Треледжи по медицинским показаниям.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16.05.2023 исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, прокурором принесено апелляционное представление, а М.Н.А. принесена апелляционная жалоба, в которых решение суда просят отменить как незаконное и необоснованное.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, что М.Н.А. в связи с имеющимся у нее заболеванием является <данные изъяты>.

Согласно информации ГБУЗ СК «Городская поликлиника № 2» г. Ставрополя М.Н.А. состоит на диспансерном учете в поликлиники по поводу <данные изъяты>

Установлено, что М.Н.А. не обеспечена лекарственным препаратом МНН Вилантерол 22 + умиклидиния бромид 55 + 2 флутиказонафуроат 184 (Треледжи) и МНН Альфа-1 протеиназа ингибитор 1000 мг. (4 флакона, в 1 фл.-1000 мг.) - Респикам в 2022 году.

Заявка на обеспечение препаратом Вилантерол 22 +умиклидиния бромид 55 + флутиказонафуроат 184 и МНН Альфа-1 протеиназа ингибитор поликлиникой направлена в сентябре 2022 года.

В соответствии с информацией министерства здравоохранения Ставропольского края заявка в министерство поступила от медицинской организации – ГБУЗ СК «Городская поликлиника № 2» г. Ставрополь после формирования бюджета и в связи с отсутствием денежных средств выделенных в 2022 году на закупку указанных лекарственных препаратов, а также высокой его стоимостью потребность в указанном лекарственном препарате для обеспечения пациента М.Н.А. не включена в бюджет на 2022 год.

М.Н.А. вышеназванные лекарственные препараты жизненно необходимы, что подтверждается заключениями специалистов-пульмонологов.

Длительное отсутствие лечения данными лекарственными препаратами может поставить М.Н.А. в опасность, осложнить течение ее заболевания, вплоть до летального исхода.

С октября 2022 года по настоящее время М.Н.А. не имеет возможности проводить лечение, прописанное ей пульмонологом, ввиду отсутствия лекарственных препаратов.

Разрешая спор, суд исходил из того, что 20.12.2022 и 07.04.2023 М.Н.А. выданы препараты Вилантерол + Умеклидиния Бромид + Флутиказона Фуроат; 05.05.2023, М.Н.А. получен препарат Респикам в количестве 32 упаковок, пришел к выводу о том, что права М.Н.А. действиями (бездействием) ответчика на момент рассмотрения дела не нарушаются, в связи с чем отказал процессуальному истцу в требованиях в полном объеме.

С таким выводом не может согласиться суд апелляционной инстанции в силу следующего.

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу с части 1 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Повторно оценив представленные в дело доказательства по правилам ст.ст. 67, 327.1 ГПК РФ, суд второй инстанции находит заслуживающими внимания доводы апеллянтов о том, что обязанность закупки лекарственного препарата «Респикам» и «Треледжи» лежит на министерстве здравоохранения Ставропольского края на постоянной основе; бесплатное предоставление указанных препаратов входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в связи с чем отказ процессуальному истцу в требованиях по приведенным в судебном постановлении мотивам не обоснован и нарушает права М.Н.А., установленные ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

При таких данных, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного постановления об удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16.05.2023, отменить.

Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ставрополя – удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения Ставропольского края (ИНН 1633005994) обязанность обеспечить М.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспортные данные , выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) лекарственным препаратом Респикам (МНН Альфа-1 протеиназа ингибитор 1000 мг., 4 флакона (в 1 фл.- 1000 мг.), в/в 1 раз в неделю пожизненно, а также лекарственным препаратом Треледжи (МНН Вилантерол 22 + умиклидиния бромид 55 + флутиказонафуроат 184 - 1 препарат в месяц

Апелляционное представление и апелляционную жалобу удовлетворить.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.09.2023.

Председательствующий

Судьи

33-3-7649/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Максимова Наталья Алексеевна
Прокурор Ленинского района города Ставрополя
Ответчики
министерство здравоохранения Ставропольского края
Другие
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Городская поликлиника № 2" г. Ставрополя
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
07.08.2023Передача дела судье
26.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Передано в экспедицию
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее