Дело № 2-1984/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 21 марта 2019 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по РК- Алябушевой Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Прокуратуры РК – Распоповой О.Л., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова И.С. к УФСИН России по РК, ФСИН России, Министерству финансов РФ о признании действий не соответствующими закону, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гаврилов И.С. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к УФСИН России по РК, ФСИН России, Министерству финансов РФ о признании действий по направлению истца для отбытия наказания в ФКУ ... по ... области не соответствующими ст.73 УИК РФ и 8 Европейской конвенции по правам, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявления указано, что приговором Вуктыльского районного суда от ** ** ** истец был осужден к лишению свободы. До заключения под стражу проживал с матерью в .... После вступления приговора в законную силу его в нарушение положение ст. 73 УИК РФ и 8 Европейской конвенции по правам человека отправили отбывать наказание в ФКУ ... .... Отбывание истцом наказания в исправительной колонии на территории Мурманской области лишило его возможности поддерживать семейные отношения с матерью, учитывая значительное расстояние, время в пути для пожилого человека.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчиков, представитель третьего лица с иском не согласились по доводам представленных суду письменных возражений.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч.1 ст. 55 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
В силу части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон. Эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Исходя из указанных выше принципов состязательности и диспозитивности гражданского процесса суд не может быть более рачительным в защите прав сторон, чем сами эти стороны.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, для компенсации морального вреда лицо, требующее его возмещения, должно доказать наличие состава правонарушения: противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда, причинно-следственную связь между возникшим вредом и действиями причинителя вреда. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).
Согласно статье 8 Конвенции каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определено, что осужденные к лишению свободы, по общему правилу, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Положениями статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Порядок направления осужденных в исправительные учреждения установлен и утвержден приказом Министра юстиции РФ от 01.12.2005 № 235 в Инструкции «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения».
Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Пунктом 10 Инструкции определено, что в соответствии со статьей 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции, вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 названной Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
В силу пункта 13 Инструкции, перевод в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах РФ, осуществляется по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.
Установлено следующее.
Гаврилов И.С., ** ** ** ... Приговор вступил в законную силу ** ** **
** ** ** истец содержался в ....
** ** ** Гаврилов И.С. убыл в ... (основание - указание ФСИН России от 01.04.2015 № исх-03-17571)., где и отбывал наказание до окончания срока.
Распоряжением ФСИН России от 10.06.2014 № 20-р утвержден перечень исправительных колоний строгого режима, предназначенных для отбывания наказания осужденными мужчинами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в соответствии с которым на территории Республики Коми таковыми являются ... строгого режима (г. Сыктывкар) и ... ...
В дальнейшем, ** ** ** директором ФСИН России было принято решение об изменении вида режима (учреждения) ... на колонию-поселение.
В целях оптимизации численности персонала УИС с учетом фактического наполнения исправительных учреждений в соответствии с решением Центральной штатной комиссии ФСИН России о реорганизации ... с апреля по ** ** ** проведены мероприятия по переводу осужденных строгого режима, ранее отбывавших лишение свободы, содержащихся в ... и до ареста проживавших за пределами Республики Коми. Осужденные переведены в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации с учетом их проживания до ареста.
** ** ** ФСИН России в адрес ... направлено распоряжение, согласно которому в связи с реорганизацией ... в соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ до особого распоряжения разрешается ежемесячно направлять из СИЗО осужденных строгого режима, ранее отбывавших лишение свободы, в распоряжение ...
** ** **, согласно данного указания, из ... переведен - 61 человек; из ... переведено - 53 человека.
В последующем ** ** ** организован перевод осужденных строгого режима, жителей Республики Коми из ... в .... Осужденных эпатировали плановым железнодорожным маршрутом № 51 четыре раза в месяц, всего в ** ** ** из ... в ... переведено 227 жителей Республики Коми.
Места в ФКУ ... УФСИН России по Республике Коми освобождались для последующего перевода осужденных из ..., в связи с ее реорганизацией. ФСИН России было рекомендовано не переводить осужденных из ..., ... УФСИН России по Республике Коми, а также из ...: прибывших по персональным нарядам ФСИН России, срок наказания у которых истекал до ** ** **, в отношении которых в суд были направлены материалы об условно-досрочном освобождении, осужденные которые подлежали переводу в колонию - поселения либо имелись иные сведения о необходимости их участия в судебном разбирательстве. По мере вступления приговоров, в законную силу осужденные на основании распоряжения ФСИН России направлялись в распоряжение УФСИН России по ... области.
По вступлению приговора в законную силу осужденные в ... не направлялись по причине того, что в ... УФСИН России по Республике Коми переводились осужденные, которые являлись жителями Республики Коми из реорганизуемой ..., а в соответствии с указанием ФСИН России из Следственного изолятора осужденные направлялись в ....
Данные обстоятельства подтверждены представленными в дело письменными доказательствами, пояснениями ответчика и третьего лица.
Таким образом, в данной правовой ситуации в установленном законом порядке во исполнение нормативного предписания ФСИН России Гаврилова И.С. был направлен для отбывания наказания в УФСИН России по Мурманской области, в связи с невозможностью размещения его в исправительном учреждении строгого режима в Республике Коми. Направление Гаврилова И.С. для дальнейшего отбывания меры уголовного наказания в ... области не является нарушением статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также положений ст. 73 УИК РФ.
Исключительных обстоятельств, препятствующих нахождению истца в назначенном исправительном учреждении, в рамках настоящего дела не установлено и суду не представлено.
Возможность иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры регламентирована нормами Уголовно- исполнительного кодекса РФ и не зависит от места нахождения исправительного учреждения. Отбывая наказание в ... истец не был лишен права по поддержание социально полезных связей с близкими путем не ограниченной переписки, а также свиданий, предоставляемых в установленном порядке. Однако такие обстоятельства, как удаленность, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются исключительными обстоятельствами и не могут рассматриваться как основание для не перевода, осужденного в другое исправительное учреждение.
Оценивая обстоятельства рассматриваемого спора, судом не установлен факт противоправных действий ответчиков по отношению к истцу, доказательств нарушения неимущественных прав (нравственных и физических страданий) истцом не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Гаврилову И.С. в удовлетворении требований к УФСИН России по РК, ФСИН России, Министерству финансов РФ о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
...
Судья Я.В. Коданева
...