Дело №2-240/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Угольные Копи 14 декабря 2020 года
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Рузавина М.С.,
при секретаре Курученко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-240/2020 по иску заместителя Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» о понуждении к совершению определенных действий (аэропорт Омолон),
у с т а н о в и л:
Заместитель Магаданского транспортного прокурора обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» о понуждении к совершению определенных действий (аэропорт Омолон), в обоснование которого указано, что в результате проведенной Магаданской транспортной прокуратурой проверки исполнения соблюдения законодательства о транспортной безопасности в деятельности ФКП «Аэропорты Чукотки» выявлены нарушения. В нарушение ч.2 ст.12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», п.п.13 п.5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности аэропорта Омолон, а именно руководитель подразделения транспортной безопасности, работники подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, включенные в группу быстрого реагирования, осуществляющие управление техническими средствами, и осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, не аттестованы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности». Неприятие ФКП «Аэропорты Чукотки» мер к подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Омолон в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, создаёт предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие – причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям, в виду чего нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурором подано настоящее заявление.
Просит суд, с учётом изменения исковых требований, возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность в срок до 31.12.2021 обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала аэропорта Омолон: руководителя подразделения транспортной безопасности; работников подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, включенных в группу быстрого реагирования; осуществляющих управление техническими средствами и осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (л.д.1-6, 72).
В судебное заседание заместитель Магаданского транспортного прокурора не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении Магаданский транспортный прокурор просил суд рассмотреть дело без участия представителя (л.д.76).
Ответчик ФКП «Аэропорты Чукотки» в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д.79).
03.12.2020 в адрес суда поступил отзыв представителя ответчика по доверенности Шмунк Е.В., на исковое заявление в котором указано, что ФКП «Аэропорты Чукотки» признаёт исковые требования прокурора в части необходимости осуществить процедуру подготовки и аттестации работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Омолон», однако, при вынесении решения просит суд установить срок для исполнения решения до 31.12.2021 года. Указав, что установление данного срока обусловлено тем, что предприятие осуществляет только предусмотренную уставом деятельность в соответствии с утверждённой Росавиацией программой, а также сметой доходов и расходов. По инициативе предприятия и при поддержке Росавиации, мероприятия по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры 8 аэропортов, находящиеся в оперативном управлении ФКП «Аэропорты Чукотки», а том числе «Аэропорт Омолон», включены в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, утверждённую Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 №1285-р со сроком финансирования и исполнения до 2021 год включительно (вх. №3348) (л.д.36-38).
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п.4 ст.27 и ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из указанных норм права следует, что в случае, если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неисполнение требований закона ФКП «Аэропорты Чукотки» в части принятия мер в подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, является обстоятельством, создающим угрозу совершения актов незаконного вмешательства, террористических посягательств в деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов.
Таким образом, заявление заместителя Магаданского транспортного прокурора подано в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда гражданам и нарушения их прав.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу п.«ж» ч.5, ч.9 ст.1 указанного Закона, под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя в том числе, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со ст.ст.2 и 48 Воздушного кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродрома, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полётов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Согласно ст.83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В силу п.6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.11.2005 №142, сотрудники САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.
Во исполнения указанных требований постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 №172, Приказом Росавиации от 21.03.2016 №155 утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и перечень вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Согласно п.3 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее Правила), аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
В силу п.27 Правил проверка соответствия знаний, умений и навыков требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности проводится в отношении всех аттестуемых лиц.
В соответствии с п.28 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», в случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится решение о соответствии. На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - свидетельство об аттестации).
В силу п.32 Правил аттестация проводится с периодичностью один раз в 5 лет.
Согласно приложению к Правилам, к отдельным категориям сил обеспечения транспортной безопасности, в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств относятся: работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности на объекте (объектах) транспортной инфраструктуры или транспортном средстве (транспортных средствах); работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования; работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности; работники подразделения транспортной безопасности, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности; работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности
Согласно пп.13 п.6 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 №1605, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.12.1 указанного закона, в целях принятия решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Как следует из материалов дела, ФПК «Аэропорты Чукотки» зарегистрировано и поставлено на учёт в налоговом органе - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (отдел работы с налогоплательщиками № 1 по Анадырскому району Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Чукотскому автономному округу) как юридическое лицо 22.10.2010 года (л.д.57-58).
Согласно п.п.5, 6, 8, 9, 10 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 15.07.2010 №1190-р, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиков в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Чукотского автономного округа, в том числе по обеспечению авиационной безопасности. Предприятие осуществляет, в том числе аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов. «Аэропорт Омолон» является филиалом ФКП «Аэропорты Чукотки» (л.д.40-53).
Как следует из приказа начальника филиала аэропорта Омолон ФКП «Аэропорты Чукотки» №33 от 08.08.2020, для защиты объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства назначены ответственные лица за выполнения работ по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры: руководитель подразделения транспортной безопасности Ф.С.А.; работники подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры К.В.Е., С.В.П.; работники подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, включенных в состав группы быстрого реагирования К.В.Е., С.В.П.; работники подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности С.В.П.; работники подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности К.В.Е., С.В.Н.; работники подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих управление техническими средствами К.В.Е., С.В.П.; работники подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, привлекаемых для проведения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры К.В.Е., С.В.П., Щ.Н.П., Л.Д.В. (л.д.7-8).
03.04.2020 заместителем Магаданского транспортного прокурора вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечения транспортной безопасности по факту допуска к работе лиц, не прошедших аттестацию в установленном порядке (л.д.9-11).
Из сообщения генерального директора ФКП «Аэропорты Чукотки» от 10.04.2020 следует, что Анадырским районным судом по гражданскому делу №2-155/2019 принято решение о возложении на предприятие обязанности в срок до 31.12.2021 обеспечить подготовку и аттестацию работников транспортной безопасности филиала аэропорта Омолон осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности (л.д.12-13).
Согласно ответа генерального директора ФКП «Аэропорты Чукотки» от 16.10.2020 на требование прокурора, аттестация работников ОТИ филиала аэропорта Омолон ФКП «Аэропорты Чукотки» проводится ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» в рамках договора от 27.06.2019 №ЦТБ-31/2019/460. Завершение аттестации планируется до конца 2020 года (л.д.15-16).
В списке работников ФКП «Аэропорты Чукотки», назначенных на должность по обеспечению транспортной безопасности и прошедших аттестацию, работников филиала аэропорта Омолон нет (л.д.17-18).
Согласно коммерческому предложению проректора ФГБОУ ВО СПбГУ ГАот 29.09.2020, ФКП «Аэропорты Чукотки» направлено предложение на оказание услуг по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, после которых будет оформлено свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности каждому аттестуемому лицу (л.д.20-21).
Также согласно отзыву на исковое заявление, представитель ответчика указывает, что мероприятия по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры 8 аэропортов, находящихся в оперативном управлении ФКП «Аэропорты Чукотки», в том числе филиал «Аэропорт Омолон» включены в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 №1285-р со сроком финансирования и исполнения до 2021 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФКП «Аэропорты Чукотки» не в полном объёме приняты меры к подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Омолон в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, что создаёт предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие – причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям, что влечёт нарушение гарантированных прав неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья. Неисполнение ответчиком до настоящего времени требований законодательства Российской Федерации о безопасности полётов существенно нарушает права неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья.
Подготовка персонала для работы на транспорте имеет свои особенности, которые определяются тем фактором, что транспорт представляет собой источник повышенной опасности, а деятельность работающего на транспорте персонала напрямую связана с возможными угрозами жизни и здоровью людей. Сотрудники службы авиационной безопасности, не прошедшие специальную профессиональную подготовку, могут выполнять свои должностные обязанности ненадлежащим образом, что может привести к авиационным происшествиям, незаконному вмешательству в деятельность авиации и повлечь причинение вреда, жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 6.1 Типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации, утвержденного Приказом Федеральной авиационной службы России от 15.07.1998 №222, администрация авиапредприятия (эксплуатанта) обязана создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности. С этой целью должно быть предусмотрено наличие необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, членов экипажей и персонала авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.
На основании изложенного, заявленные исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора о возложении обязанности на ФКП «Аэропорты Чукотки» обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Омолон» в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Магаданский транспортный прокурор с учётом изменения исковых требований просил установить ФКП «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда до 31.12.2021, который просил установить и представитель ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» в своём отзыве (л.д.36-38, 72).
Учитывая, приведенные ответчиком обстоятельства о включении мероприятий по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Омолон» ФКП «Аэропорты Чукотки в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте сроком финансирования и исполнения до 2021 года, что выделение денежных средств предприятию на проведение указанных мероприятий программа содержит в 2020 и в 2021 годах, а иным образом провести необходимую аттестацию, невозможно, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу о возможности установления в решении суда для его исполнения срока – до 31.12.2021 включительно.
Согласно ст.88 ГПК РФ, к судебным расходам, связанным с рассмотрением гражданского дела, относится государственная пошлина.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что иск заявлен транспортным прокурором в защиту неопределенного круга лиц, который согласно п.9 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, взысканию с ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ (часть вторая), ст.ст. 50, 61.1 БК РФ, в доход бюджета Анадырского муниципального района подлежит государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление заместителя Магаданского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» о возложении обязанности совершить определённые действия (аэропорт Омолон), удовлетворить.
Возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Омолон»: руководителя подразделения транспортной безопасности; работников подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, включенных в группу быстрого реагирования; работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности; работников подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих управление техническими средствами, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».
Установить ФКП «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда до 31.12.2021, включительно.
Взыскать с ФКП «Аэропорты Чукотки» государственную пошлину в доход бюджета Анадырского муниципального района в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.С. Рузавин
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2020 года.