Решение по делу № 33а-10504/2019 от 29.08.2019

Судья Калина Е.Д.

N 33а-10504/2019

№ 2а-994/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Коротаевой О.А.,

при секретаре Рогатневой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 октября 2019 г. дело по апелляционной жалобе Денисова Романа Валерьевича на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 03 июля 2019 г., которым постановлено:

В удовлетворении административного иска Денисова Романа Валерьевича к Призывной комиссии Кудымкарского муниципального района, Военному комиссариату Пермского края о признании решения (заключения) от 23.10.2018 года незаконным, возложении обязанности по зачислению в запас и выдаче военного билета, отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Денисов Р.В. обратился с административным иском к Призывной комиссии Кудымкарского муниципального района Пермского края, просил признать решение призывной комиссии Кудымкарского района от 23.10.2018 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований незаконным, обязать призывную комиссию Кудымкарского района Пермского края рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении его в запас Вооруженных сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении им возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28, абз 6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет.

Указал, что весной 2015 года был вызван на призывную комиссию, по решению которой (протокол от 23.04.2015 года № 7) освобожден от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Летом 2015 года официально трудоустроился в ООО «***», находящегося по адресу: ****, где работает по настоящее время. О своем трудоустройстве сообщил в военный комиссариат. Осенью 2015 года вновь вызывался на призывную комиссию, по решению которой (протокол от 03.12.2015 года № 10) освобожден от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С момента вынесения последнего решения об освобождении от призыва на военную службу и до достижения 27-летнего возраста (28.06.2018 года) никаких повесток с требованием явиться в военный комиссариат не получал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный истец. Приводит доводы, аналогичные иску, также не согласен с выводом суда о пропуске срока на обращение в суд.

В суде апелляционной инстанции административный истец доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель заинтересованного лица (Военный комиссариат Пермского края) – Костарева Л.И. полагала жалобу необоснованной.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений, сведений с сайта почты России. Каких-либо ходатайств не заявляли.

Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

В ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);

2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Основания освобождения от призыва на военную службу приведены
в ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно ч. 1 данной нормы от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подп. а).

Из содержания пунктов 1, 2 ст. 5.1 указанного закона следует, что при призыве граждане проходят медицинское освидетельствование у ряда врачей –специалистов, по результатам медицинского освидетельствования врачи дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 г., статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.

Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, в разделе III (в редакции действующей с 31 мая 2014 г.) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 34 указанного Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Из материалов дела следует, что Денисов Р.В., дата рождения, по достижении призывного возраста состоял на воинском учете, 28.06.2018 г. он достиг возраста 27 лет.

Сведения о предоставленных истцу отсрочках от призыва на военную службы в материалах учетного дела отсутствуют.

В период весеннего призыва 2015 года, находясь в призывном возрасте, Денисов Р.В. проходил в ходе призывных мероприятий медицинское освидетельствование, по итогам которого решением призывной комиссии Кудымкарского муниципального района Пермского края от 23.04.2015 г. № 7 был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья.

Вышестоящей призывной комиссией решение не утверждено.

В период осеннего призыва 2015 года Денисов Р.В. проходил в ходе призывных мероприятий медицинское освидетельствование, по итогам которого решением призывной комиссии Кудымкарского муниципального района Пермского края от 15.12.2015 г. был признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья.

Вышестоящей призывной комиссией решение не утверждено.

В период последующих призывных мероприятий 2016, 2017, 2018 года Денисов Р.В. до достижения возраста 28 лет в военкомат не являлся.

23.10.2018 года призывной комиссией Кудымкарского муниципального района Пермского края вынесено решение (протокол № 4-У), которым Денисов Р.В. признан гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований и зачислен в запас (п. 1.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно счел обоснованным оспариваемое решение призывной комиссии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Доводы административного истца о том, что имеется решение призывной комиссии о признании его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, не влекут отмену решения суда.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, порядок принятия и утверждения решений призывных комиссий, срок действия таких решений определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее – Положение).

Согласно п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе при призыве граждан той категории, к какой относится административный истец, на военную службу, организация освидетельствования возлагается на призывную комиссию.

В пункте 8 Положения указано, что заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе… действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).

Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.

В пункте 22 Положения предусмотрено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.

Таким образом, заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты освидетельствования, при этом граждане, получившие освобождение, подлежат обязательному контрольному освидетельствованию призывной комиссией субъекта РФ, в отсутствие которого решение призывной комиссии муниципального района не является действительным.

Из материалов учетного дела следует, что в рамках последнего медицинского освидетельствования заключением военно-врачебной комиссии истец был признан 03.12.2015 г. ограниченно годным к военной службе на основании ст. 10 Расписания болезней, п. Б. – согласно заключению врача стоматолога.

В материалах учетного дела имеется удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, выданное Денисову Р.В. Из данного удостоверения следует, что ограниченно годным к военной службе он признан временно.

Вместе с тем, контрольное освидетельствование истец в призывной комиссии Пермского края не прошел.

Решение о зачислении истца в запас не принималось.

Заключение военно-врачебной комиссии от 02.12.2015 г. по истечении года, то есть 03.12.2016 г., утратило силу.

Таким образом, в периоды призывов 2016-2018 годов у административного истца, не пребывающего в запасе, как у лица, не являвшегося ограниченно годным к военной службе, имелась обязанность пройти военную службу.

С учетом сказанного выше, судебная коллегия считает, что после прекращения действия заключения военно-врачебной комиссии от 03.12.2015г., в отсутствие действующего решения призывной комиссии об освобождении истца от призыва, оснований для отнесения истца, состоящего на воинском учете, к категории граждан, ограниченно годных к военной службе по состоянию здоровья, не имеется.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Судом тщательно проверены призывные мероприятия, осуществляющиеся в отношении призывника в период начиная с 2016 года.

Так, из учетного дела призывника следует, что военный комиссариат направлял 26.09.2016 г. повестку по месту работы призывника - в ООО ***».

Истец, подтверждая, что место работы в данной организации не менял, повестку он проигнорировал.

Военный комиссариат проводил разыскные мероприятия призывника, в рамках которых дважды запрашивал 31.10.2016 г. и 03.05.2017 г. сведения о нем в администрации Степановского сельского поселения Кудымкарского муниципального района, в ответ на запросы поступила информация, что Денисов Р.В. по месту регистрации в с. Пешнигорт не живет, проживает в Перми.

09.12.2016 г. по месту регистрации призывника комиссариат направлял повестку.

Помимо того, было направлено два обращения в органы внутренних дел для розыска призывника и вручения ему повесток, которые также оказались нерезультативными.

В суде апелляционной инстанции административный истец объяснил, что сменил место жительства, по месту регистрации не проживал, переехал в
г. Пермь.

Между тем, обязанность военнообязанного гражданина ставить военный комиссариат в известность о смене места жительства предусмотрена в законе.

Исходя из положений абзацев пятого, шестого пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания,

- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Поскольку доказательств, что административный истец сообщил о своем выезде из Кудымкарского муниципального района, который длился более трех месяцев, в дело не представлено, факты не получения административным истцом повесток, на что ссылается автор жалобы, не могут быть поставлены в вину административному ответчику и не свидетельствуют о нарушении организации призыва истца на военную службу.

Учитывая, что уважительных причин, имеющихся у истца, обуславливающих нарушение обязанности, установленной ст. 59 Конституции Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", суд не установил, суд пришел к верному выводу о наличии у призывной комиссии оснований для вынесения оспариваемого решения.

Оснований считать, что 23.10.2018 г. решение призывной комиссией не выносилось, у судебной коллегии не имеется, с учетом объяснений истца о его личном присутствии на заседании комиссии.

Доводы о несогласии административного истца с выводом суда о пропуске срока на подачу административного иска, не влекут отмены решения суда, поскольку суд отказал в удовлетворении требований, рассмотрев спор по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 03 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Денисова Романа Валерьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


33а-10504/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Денисов Роман Валерьевич
Ответчики
Призывная комиссия военного комисариата г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края
Другие
Военный комисаариат г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Передача дела судье
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
16.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее