Решение по делу № 12-101/2017 от 31.10.2017

Дело № 12-101/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

28 ноября 2017 года г. Ядрин

Судья Ядринского районного суда Чувашской Республики Иванов Н.Г.,

с участием:

представителей правонарушителя ОАО «Ядринмолоко» Токсубаева С.Б. и Степанова А.В.,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике Архипова С.А.,

рассмотрев жалобу ОАО «Ядринмолоко» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ,

    

установил:

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года юридическое лицо – ОАО «Ядринмолоко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ «выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением ОАО «Ядринмолоко» обратилось в суд с жалобой, которой просит отменить указанное постановление в виду малозначительности совершенного правонарушения и освободить от наказания в виде штрафа, или назначить наказание в виде штрафа менее минимального размера, предусмотренного ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ.

Жалоба мотивированна тем, что на момент осуществления проверки от 29 сентября 2017 года юридическое лицо – ОАО «Ядринмолоко» имело разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными по адресу: Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.105 и Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.34, полученное 31 марта 2014 года. С учетом характера и малой степени общественной опасности, отсутствия причинения вреда жизни и здоровья граждан, объектам животного и растительного мира либо с угрозой причинения такого вреда, эти деяния необходимо признать малозначительными.

Юридическое лицо – ОАО «Ядринмолоко» привлекается к административной ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха впервые, что необходимо признать смягчающим вину обстоятельством, согласно ст. 24.4 КоАП РФ и с учетом тяжелого финансового положения общества, которое платит кредиты на сумму более полутора миллиарда рублей, уплата данного штрафа может повлечь для общества прекращение экономической деятельности.

Учитывая эти обстоятельства, на основании ст. 4.1 ч.3.2 КоАП РФ при наличии этих исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого юридического лица, необходимо назначить наказание в виде штрафа менее минимального размера, предусмотренного ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ.

В ходе судебного заседания представители правонарушителя ОАО «Ядринмолоко» Токсубаев С.Б. и Степанов А.В. поддержали жалобу в полном объеме, по основаниям, указанным в жалобе. При этом указывают, что юридическим лицом 31 марта 2014 года было получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на период по 31 декабря 2018 года, расположенными по адресу: Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.105 и Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.34, где находятся указанные в акте от 29 сентября 2017 года источники загрязнения: трубы от подвесных газовых теплогенераторов в количестве 5 штук, газорегуляторный пункт шкафной, аэрации сточных вод очистительных сооружений и холодильные установки. В ходе использования данных агрегатов внепланового выброса веществ в атмосферный воздух или вредного воздействия на окружающую среду не имелось, а потому необоснованны выводы должностного лица Росприроднадзора в постановлении №02-01 от 13 октября 2017 года о существенной угрозе природной среде и охраняемым общественным отношениям деятельностью ОАО «Ядринмолоко». С учетом отсутствия причинения вреда жизни и здоровья граждан, объектам животного и растительного мира либо с угрозой причинения такого вреда, действия ОАО «Ядринмолоко» по использованию этих источников просят признать малозначительными.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике Архипов С.А. считает жалобу необоснованной, указав, что вина ОАО «Ядринмолоко» в совершении данного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, установлена. Объективной стороной совершения данного правонарушения юридическим лицом считает выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального на то разрешения, несмотря на наличие разрешения от 31 марта 2014 года и отсутствия внепланового выброса веществ в атмосферный воздух в ходе использования данных агрегатов.

Выслушав эти доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 02.07.2013 N 173-ФЗ).

Постановлением по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года юридическое лицо – ОАО «Ядринмолоко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ «выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения»? а именно, в ходе осуществления деятельности юридическое лицо использовало стационарные источники загрязнения: трубы от подвесных газовых теплогенераторов в количестве 5 штук, газорегуляторный пункт шкафной, аэрация сточных вод очистительных сооружений, холодильные установки, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.105 и Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.34, которые осуществляли выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, на основании Приказа от 04.09.2017 г. была проведена плановая проверка деятельности юридического лица – ОАО «Ядринмолоко». По результатам плановой проверки был составлен акт от 29 сентября 2017 года, где указаны факты использования этим юридически лицом в своей деятельности стационарных источников загрязнения: трубы от подвесных газовых теплогенераторов в количестве 5 штук, газорегуляторный пункт шкафной, аэрация сточных вод очистительных сооружений, холодильные установки, которые расположены на территории промплощадей за номерами 1, 2, по адресу: Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.105 и Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.34.

На основании данного акта должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике 05 октября 2017 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – ОАО «Ядринмолоко» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ «выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения».

Данным актом от 29 сентября 2017 года и протоколом об административном правонарушении от 05 октября 2017 года согласился представитель юридического лица Токсубаев С.Б., указав, что при инвентаризации не были отражены источники загрязняющих веществ по каждому структурному подразделению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Оценив имеющиеся в административном деле доказательства и доводы представителя юридического лица Токсубаева С.Б., указывающего, что при инвентаризации деятельности общества не были отражены источники загрязняющих веществ по каждому структурному подразделению, а именно, стационарных источников загрязнения: трубы от подвесных газовых теплогенераторов в количестве 5 штук, газорегуляторный пункт шкафной, аэрация сточных вод очистительных сооружений, холодильные установки, которые расположены на территории промплощадей за номерами 1, 2, по адресу: Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.105 и Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.34, руководствуясь положениями Федерального закона N 96-ФЗ, Федерального закона N 7-ФЗ, суд приходит к обоснованному выводу о том, что использование обществом имеющихся источников выбросов загрязняющих веществ без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Хотя в резолютивной части постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года, юридическое лицо – ОАО «Ядринмолоко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ «выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения», то есть должностным лицом не конкретизирован объективный состав совершенного правонарушения, а так же в мотивировочной части постановления не установлено время совершения правонарушения, а указана лишь дата выявления правонарушения 29 сентября 2017 года. Эти упущения должностного лица при вынесении постановления от 13 октября 2017 года не являются существенными и не влекут отмену данного постановления.

При этом при назначении наказания по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ в отношении правонарушителя ОАО «Ядринмолоко» должностным лицом не установлены все обстоятельства по делу об административном правонарушении.

Как установлено в ходе судебного заседания, юридическим лицом 31 марта 2014 года было получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на период по 31 декабря 2018 года, в том числе и на промплощадки 1, 2, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.105 и Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.34, где находятся указанные в акте от 29 сентября 2017 года источники загрязнения: трубы от подвесных газовых теплогенераторов в количестве 5 штук, газорегуляторный пункт шкафной, аэрации сточных вод очистительных сооружений и холодильные установки. В Приложении №1 в данному разрешению указано количество выбрасываемых вредных веществ с разбивкой по годам. В виду неустановления должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении времени совершения правонарушения обществом, а так же количества выбрасываемых вредных веществ источниками загрязнения на промплощадках 1, 2, расположенными по адресу: Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.105 и Чувашская Республика, г.Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.34, на которые имеется разрешение, невозможно конкретно определить степень вредных воздействий указанными источниками.

При этом, необходимо иметь в виду, что по делу не установлены факты внепланового выброса веществ в атмосферный воздух или вредного воздействия на окружающую среду в ходе использования данных агрегатов. Поэтому суд находит обоснованными требования представителей ОАО «Ядринмолоко» о признании необоснованным вывода должностного лица Росприроднадзора в постановлении №02-01 от 13 октября 2017 года о существенной угрозе природной среде и охраняемым общественным отношениям деятельностью ОАО «Ядринмолоко».

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Оценивая характер правонарушения, обстоятельства его совершения, а также объем нарушений, выявленных при проверке соблюдения требований законодательства в сфере природопользования, полагаю, что данное деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровья граждан, объектам животного и растительного мира. Юридическое лицо – ОАО «Ядринмолоко» привлекается к административной ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха впервые, что необходимо признать смягчающим вину обстоятельством, согласно ст. 4.2 КоАП РФ.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд признает указанное правонарушение малозначительным.

С учетом того, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит ограничений ее применения применительно к данному составу административного правонарушения, суд полагает, что освобождение ОАО «Ядринмолоко» от административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в связи с малозначительностью и объявлением устного замечания будет достигнута цель воспитательного эффекта постановления.

На основании п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Таким образом, вынесенное в отношении юридического лица ОАО «Ядринмолоко» постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ подлежит отмене, ходатайство в части прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения подлежит удовлетворению.

Срок подачи жалобы на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 юридическим лицом - ОАО «Ядринмолоко» не пропущен, так как жалоба на данное постановление в виде ходатайства поступила в суд 23 октября 2017 года и на основании определения судьи от 25 октября 2017 года данная жалоба, поданная в виде ходатайства, возвращена заявителю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чувашской Республике от 13 октября 2017 года о привлечении юридического лица – ОАО «Ядринмолоко» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ в отношении юридического лица – ОАО «Ядринмолоко» на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью, и освободить юридическое лицо – ОАО «Ядринмолоко» от административной ответственности.

Объявить юридическому лицу – ОАО «Ядринмолоко» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Н.Г. Иванов

12-101/2017

Категория:
Административные
Другие
ОАО "Ядринмолоко"
Суд
Ядринский районный суд Чувашии
Судья
Иванов Н.Г.
Статьи

8.21

Дело на странице суда
yadrinsky.chv.sudrf.ru
31.10.2017Материалы переданы в производство судье
13.11.2017Судебное заседание
28.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее